Когда исчезнут ямы на дорогах

Одну из российских бед разбирали на конференции «Новые технологии и виды оборудования в дорожно-строительной отрасли» в технопарке ИРНИТУ

Все мы прекрасно видим и ощущаем на себе «несовершенства» дорог, особенно весной. Откуда берутся ямы и, главное, как решить проблему плохих дорог раз и навсегда? Ответ на эти вопросы — инновации и соблюдение технологии. Сотрудники ИРНИТУ и специалисты компании «КОРРУС-Тех» познакомили участников конференции с новейшими разработками, от создания компонентов до укладки дорожного полотна.

Опыт теоретиков и практиков

Не одно десятилетие Иркутский технический университет готовит тех, кто строит дороги, проверяет качество дорожного полотна и разрабатывает более совершенные материалы. Десятилетиями накапливаются опыт и разработки, но до дела доходит нечасто — основная проблема новых технологий в их внедрении. Чтобы, например, наладить работу по производству полимерно-модифицированного
битума (НПЗ) или эмульсии, надо 2—3 года. Это и перевооружение, и обучение персонала, и работа с документами. Пока государство не заинтересовано в продвижении научных разработок, приходится надеяться на бизнес. Но даже сотрудникам асфальтобетонных заводов сложно объяснить необходимость такой модернизации, особенно пока старые методы соответствуют ГОСТам.

— Ситуация с состоянием дорог очень острая, новые технологии используются крайне редко. Иркутская область в этом отношении значительно отстала от своих соседей. Однако уже всем очевидно, что необходимо переходить с обычного битума на модифицированный и создать в регионе предприятие, которое будет заниматься производством полимерно-битумного вяжущего. Кафедра автомобильных дорог ИРНИТУ готова оказывать инжиниринговые услуги предприятиям, приобретающим новейшее оборудование. Участие нашего вуза заключается в разработке, подборе составов и проведении испытаний инновационных материалов, которые будут использоваться на автомобильных дорогах Иркутской области, — рассказал заведующий кафедрой автомобильных дорог ИРНИТУ Вадим Балабанов. — Для того чтобы наши разработки реализовывать, должны быть инновационные предприятия которые могут производить эту продукцию. Одно из таких — «КОРРУС-Тех».

Вместе с передовыми компаниями ученые пытаются «пробить стену», донести свою информацию до всех уровней власти и дорожников.

Как отметил замминистра строительства и дорожного хозяйства области Евгений Липатов, в России наблюдается тенденция к увеличению межремонтных сроков, и наш регион не должен отстать. А срок службы дорог напрямую зависит от использования полимеров и применения новых технологий.

Есть что предложить

Сотрудники «КОРРУС-Тех» рассказали о способах изготовления, транспортировки битума, продемонстрировали на молекулярно уровне, насколько важно соблюдать при этом температурный режим. У нас в Приангарье пока нет таких установок, поэтому о модернизации говорить сложно. Как отметил профессор кафедры строительных, дорожных машин и гидравлических систем Анатолий Захаренко, почти все исследования в последние годы проводились для дорожно-строительных предприятий других регионов.

— Мы создали многое: технологию строительства прикромочных водосборных лотков из асфальтобетона с помощью обычного асфальтоукладчика, тем самым решили проблему установки и хрупких стыков с дорожным полотном. Установили систему автоматического измерения влажности инертных материалов на заводах — это позволило сэкономить до 7% топлива в год и улучшило качество асфальтобетона. Придумали, как уплотнить полотно при помощи лишь одного катка с применением разных насадок-бандажей, тогда как раньше требовалось минимум 3 катка разного веса, — поделился проектами профессор ИРНИТУ Анатолий Захаренко.

Все это было выполнено по заказам предприятий. Но такое бывает нечасто. Инициатива пока исходит от самих разработчиков, предлагающих актуальные методы и материалы.

— Полимерасфальтобетон пока не находит применения в дорожной отрасли. Я считаю, что одна из причин этого — устаревшие стандарты, принятые в 1985 году. С 1 сентября этого года вводится новый перечень стандартов на битум, щебень и пр. Стандарты надо пересматривать раз в три-четыре года и применять не в целом по стране, а по регионам, учитывая климатические зоны, — рассказывает магистрант ИРНИТУ Павел Бурлаков. — Например, наши исследования показали, что для Сибирского региона необходимо использовать модифицированный битум, который имеет более низкую температуру хрупкости. Это значит, что зимой он станет меньше растрескиваться, а летом будет иметь более высокую температуру пластичности.

Несмотря на то, что внедрение изысканий идет не так быстро, как хотелось бы, исследователи ИРНИТУ уверены, что их технологии смогут улучшить состояние дорог Приангарья.

Иллюстрации: 

Исследователи ИРНИТУ уверены, что их технологии смогут улучшить состояние дорог Приангарья
Исследователи ИРНИТУ уверены, что их технологии смогут улучшить состояние дорог Приангарья