КЛАССный руководитель

Детей нужно учить правильно пользоваться сотовым телефоном, уверен лучший учитель Иркутска Марэк Иванов

Педагоги условно делятся на два лагеря: те, у кого дети просто учатся, и те, у кого они еще и любят учиться, с удовольствием посещая уроки. Последние, вне всякого сомнения, и сами влюблены в свою профессию.

В этом году титул победителя иркутского городского конкурса «Учитель года — 2016» присужден преподавателю географии и биологии школы № 23 Марэку Иванову. И достаточно хотя бы раз побывать на его уроке, чтобы это признать. К проведению занятий лучший учитель подходит по-особенному: вместе с учениками ставит эксперименты и показывает им фокусы.

Дороги, которые мы выбираем

— Я из семьи военных, — рассказывает Марэк Николаевич. — Отец — человек высокого интеллекта, военный в третьем поколении, полковник, командир бригады. А мама военный медик — старшина медицинской службы. Вместе с родителями я побывал во многих республиках бывшего Советского Союза, кроме этого — в Германии, Чехословакии, Монголии. Я и родился в маленьком словацком городе Ружомбероке, даже имя у меня словацкое.

Возможно, постоянные переезды семьи пробудили интерес к географии, которая наравне с биологией и историей была в числе любимых предметов будущего учителя. Получив аттестат о среднем образовании (11-й класс Марэк оканчивал в школе № 9 в Чистых Ключах), выпускник недолго раздумывал о будущей профессии, поступив на естественно-географический факультет Иркутского педуниверситета по специальности «География и биология», с правом преподавания экономики.

— На самом деле, — признается он, — я не мечтал стать учителем. Всегда думал, что пойду по стопам отца и стану офицером. Но аттестат о среднем образовании я получил в смутное время — в 1993 году. Распалась целая империя, а будущее армии было под вопросом. Поэтому на семейном совете приняли судьбоносное для меня решение. Отец уже тогда был уверен, что у меня есть задатки педагога.

Сам Марэк Николаевич убежден: ему в жизни крупно везло. Повезло, что родился в офицерской семье, где ему привили уважение к образованию. Везло и на педагогов.

— В вузе лекции читали преподаватели старой закалки, — говорит он, — мы регулярно выезжали на полевые работы по картографии, геологии, биологии. Эту страсть к экспериментам мне привили именно тогда.

Свой профессиональный путь Марэк Иванов начал 20 лет назад с вечерней школы в Шелехове.

— Мне тогда было 23 года, — вспоминает он, — и я долгое время не мог найти работу. В итоге по конкурсу удалось устроиться в вечернюю школу, где средний возраст учащихся составлял 25 лет: молодые женщины — и ни одного парня! Все шушукались, думали, я новый ученик — а меня представили как классного руководителя 12 «Б».

Через несколько лет 12 «Б» проводил классного руководителя в армию, а после окончания военной службы Марэк Николаевич вернулся в школу, преподавал географию детям своих первых выпускниц. Полтора года Марэк Иванов преподает в иркутской школе № 23.

О пользе гаджетов

— Марэк Николаевич, современные дети все меньше проявляют интерес к учебе. Они погружены в компьютеры, телефоны, Интернет. Как вам удается вернуть их в реальность?

— Действительно, они много сидят за компьютерами, крайне мало гуляют, им не хватает этого натурального общения с природой. Но если суметь их удивить, заставить думать, они сами пойдут к вам навстречу. Ребенок должен чувствовать себя первооткрывателем во всем. К тому же география и биология — наглядные науки. Поэтому на занятиях мы вживую знакомимся с животными, которых изучаем.

Например, когда изучаем кольчатых червей, я прошу ребят найти их самостоятельно и принести на урок. Они идут и копают, а потом мы пишем лабораторную работу. Рыб мы изучаем по их местным представителям — гольцу, хариусу, омулю, которых также приносят дети. Или, например, однажды они принесли для наглядности на урок двух куриц: местную сибирскую и китайскую хохлатую. Оказалось, что некоторые дети вживую куриц увидели впервые. Если изучаем насекомых, то кто-то ловит саранчу, муравьев. Многие держат дома змей и разных птиц — попугаев, канареек. Мы даже бактерии с учениками выращиваем — дома, самостоятельно. Потом дети приносят свои колбы на урок. Если они все сделали правильно, то бактерии живы и ученики видят это через микроскоп. Вы бы знали, сколько радости и гордости они в этот момент испытывают!

— С географией, наверное, сложнее? С одной стороны, в век Интернета можно виртуально побывать в любой точке мира, а с другой — дети не ориентируются даже в своей стране.

— Это правда. Русское географическое общество недавно провело мониторинг, сделало срез образованности большой массы людей разных возрастных групп и показало, что, к сожалению, тот же Таиланд мы знаем лучше, чем Прибайкалье. Впрочем, в этом есть свои плюсы. Еще 15 лет назад путешествия за границу были редкостью, а сегодня многие ученики прямо на уроке могут поделиться личными впечатлениями о Юго-Восточной Азии, Европе. Детям надо давать высказаться. Но не просто так, а по алгоритму — чтобы можно было заинтересовать других, подвигнуть их к дальнейшему изучению.

Показывать же родные места мне помогает мое давнее хобби — спортивный туризм. С учениками мы ходим в многодневные походы со спальниками и палатками: на скальник «Витязь», в Темную падь, на Кругобайкальскую железную дорогу, в карстовые пещеры Большого Луга, на речку Слюдянку. И это не просто выходы на природу — это навыки проведения научной работы  с последующими отчетами.

— На XI общеобразовательном форуме, который прошел в Иркутске месяц назад, вы удивили всех, появившись в костюме факира. Что за фокусы вы показывали?

— Это даже не фокусы, а очередной способ пробудить в школьниках интерес, применяя гаджеты. Тот же сотовый телефон — это уникальная вещь. С ним не бороться надо, а использовать по полной программе. В то время, когда другие учителя требуют: «Уберите!» — я говорю: «Достаньте!» Но не для того, чтобы играть, а чтобы научиться пользоваться его возможностями. Изучая, например, Средиземное море, можно через телефон побывать онлайн в его бухтах. В телефонах есть компас и навигатор, которые незаменимы при ориентировании. На камеру можно снимать фото и видео и составлять презентации — современные смартфоны позволяют это делать, что называется, на коленке.

Но самое главное — с их помощью создавать 3D-модели. Это голограммы животных, глобуса, океанов — чего угодно! Не всегда ведь можно показать на уроке настоящее животное, зато можно через телефон найти в Интернете его изображение, скачать и показать объемное изображение. Например, колибри прямо в полете или рыбку в аквариуме. Совсем недавно это было фантастикой, но сегодня — реальность. И учителю надо идти в ногу со временем.

Учеба мастера боится

В этом году совпало, что лучшим общеобразовательным учреждением Иркутска признана школа № 23, где трудится Марэк Иванов. Надо отметить и то, что в этой школе помимо него работает около двадцати педагогов-мужчин — неслыханная редкость в наши дни.

— Марэк Николаевич, правда, что мужчины — самые лучшие педагоги?

— Дело не в том, какого пола учитель! Все дело в мастерстве. При этом каждый учитель — мастер, просто у каждого своя изюминка, свой способ достижения цели. Одна тема, один учебник, но одинаковых уроков не бывает. Даже манера преподавания у каждого своя. Для меня вот главное — эксперимент, практика.

Но я соглашусь, что если мужчины идут в эту профессию, то это всегда по призванию, велению души. Я, например, люблю свою работу за то, что она разная. Каждый день неожиданный, никогда не повторяется. И мне хочется приходить в школу, потому что здесь я получаю удовольствие от процесса обучения, от общения с детьми. И у меня еще много сюрпризов, о которых я пока не расскажу. Я покажу их на региональном этапе всероссийского конкурса «Лучший учитель России», который состоится совсем скоро.

Метки: Жизнь, Иркутск