Китайцы: идеальный штурм

Среди туристов из Поднебесной большой популярностью пользуются дорогие меховые изделия, украшения из белого золота, нефрита и яшмы

Согласно древней китайской мудрости, мирозданием правят перемены: постоянный переход вещей и явлений в иное качество. Например, проходя в начале 90-х годов по «шанхайке» между прилавками с дешевым ширпотребом, могли ли мы думать, что спустя четверть века все круто изменится и уже не мы, а сами китайцы будут ходить по нашим самым дорогим магазинам, скупая золото и меха? А могли ли мы представить такую ситуацию, отправляясь в шоп-тур в Маньчжурию и Шэньян? Действительно, закон перемен работает без сбоев: и вот уже, говорят, в Маньчжурии пусто, зато в Иркутске — настоящий туристический бум из Поднебесной.

Китайцы разбогатели

Для начала надо сделать небольшой экскурс в историю. В период правления Мао границы Китая были наглухо закрыты, загранпаспорт получить было нереально, а сами китайцы были примерно в таком же положении, как жители Северной Кореи. И по уровню жизни тоже. Людям реально нечего было есть. Но с приходом к власти Дэн Сяопина границы стали приоткрываться для желающих поехать учиться или работать. А в 1997 году правительство Китая предоставило своим гражданам полную свободу выезда. И китайцы начали путешествовать по миру. С каждым годом этот турпоток растет если не в геометрической прогрессии, то очень близко.

Россию китайские туристы открыли года три-четыре назад, и в первую очередь это связано с экономикой. Напомним, в 2010 году юань стоил 4,5 рубля, в августе 2014-го, после введения санкций, китайская валюта начала уверенно расти, достигнув к январю 2015-го отметки в 10,56. Потом наступил спад до 8,12, затем юань снова стал дорожать. Сегодняшний курс рубля к юаню составляет 9,7:1. И теперь китайцам намного выгоднее ездить в Россию за дорогими брендовыми товарами, чем покупать их у себя или лететь в Европу.

Еще немного цифр: по информации российских СМИ, в прошлом году только в Москве китайские туристы оставили 1 млрд долларов. На 2016 год предварительное бронирование билетов из Китая в Москву возросло до немыслимых 800%.

Иркутск, по данным разных рейтингов, является третьим по популярности у китайцев городом после Москвы и Санкт-Петербурга. Во-первых, у нас есть международный аэропорт; во-вторых, относительно развитая туристическая инфраструктура; и, в-третьих, есть что посмотреть. Так же, как и туристов из других стран, китайцев привлекают природа, лес, Байкал.

По словам иркутских гидов, в пик сезона количество чартерных рейсов из Китая в Иркутск достигает восемнадцати в неделю. Представьте себе: 18 рейсов, в каждом самолете 160 человек. Условно говоря, каждую неделю в Иркутск прибывает около трех тысяч китайских туристов. Плюс в Иркутске останавливается немало транзитных групп по пути в Москву. Оказывается, лететь из Шанхая в Москву с остановкой в Иркутске гораздо дешевле, чем напрямую. Почему бы не воспользоваться?

Теперь о сезонности. Если раньше пик турпотока приходился на июнь, июль и август, теперь он начинается в мае и заканчивается в октябре. Но это не означает, что зимой китайцы к нам не едут совсем. Ездить они начинают с февраля-марта. В это время года так приятно наслаждаться зимними пейзажами, байкальским льдом, кататься на собачьих упряжках. Особенно зимние туры популярны у жителей южных провинций, где не бывает снега. Вообще, китайцы едут в Иркутск из самых разных регионов — из материкового Китая, Гонконга и Тайваня.

Важно: китайские туристы — это совсем не те китайцы, к которым мы привыкли за годы существования «шанхайки». Там в основном торговали жители беднейших провинций, малообразованные, с низким уровнем культуры. Туристы — совсем другое дело: одежда другая, лица другие, все другое. Сразу видно — средний класс и интеллигенция. Почти все с дорогими фотоаппаратами и планшетами. Гиды, работающие с ними, рассказывают, что в группах много учителей, преподавателей вузов. Еще одна интересная особенность — если китайцы едут за границу, то часто всей семьей: с детьми, братьями, сестрами, бабушками и дедушками. Либо целыми производственными коллективами. Китайцы вообще большие коллективисты. Поэтому, в отличие от западных туристов, которые обычно ходят парами, они перемещаются по городу организованными группами.

Кстати о бабушках. У нас существует миф, что в Китае нет пенсий. Это не так. В Поднебесной еще с социалистических времен существует четыре вида пенсий: для чиновников (самая высокая), служащих среднего звена, коммерсантов и всех остальных. Так что пенсионеры, имеющие стабильный доход, являются очень выгодной целевой группой. И правительство КНР всячески поощряет выездной туризм. Есть программы, способствующие развитию туризма среди пенсионеров. Есть социальные системы страхования, когда, заплатив определенный взнос, человек получает в виде бонуса загранпоездку. Все чартеры работают с этими страховыми компаниями.

И еще один нюанс: есть категория туристов старшего поколения, которым Россия интересна как страна, с которой связана их молодость. В период расцвета китайско-советской дружбы (1949—1956) наши страны многое связывало, и не только песня «Москва — Пекин», термосы и плащи «Дружба». Было время, когда русский язык преподавался в китайских школах. Так что этот интерес понятен.

Иркутск китаизируется

В нынешнем году нашествие туристов из КНР уже невозможно не заметить. Они повсюду: на улице Карла Маркса, на Урицкого и, естественно, на Байкале. Если вы решите проехать по КБЖД, то не удивляйтесь, что большинство ваших соседей по вагону будут китайцы. Тур по Кругобайкалке — обязательный пункт их программы. И каждый турист считает своим долгом сфотографироваться на фоне паровоза, рядом с красной звездой. Китайцы вообще испытывают особый трепет при виде изображений со звездами. И не только. Гиды перечисляют излюбленные локации китайских туристов: Казанская церковь, 130-й квартал и, конечно, «Тальцы».

Этим летом китайцев было полным-полно и на Ольхоне. Там даже открылось несколько китайских гостиниц. Естественно, в программе — прогулки на теплоходе, посещение Листвянки, Лимнологического музея. Все как у других интуристов, но с некоторыми нюансами. Для китайцев любой мало-мальски достойный внимания объект тут же становится фоном для фотографирования.

— На соседней улице есть гостиница, где любят останавливаться китайцы, и они, иногда проходя мимо, заглядывают в наш двор. Смеются, удивляются, фотографируются на фоне цветов, бабушек на лавочках, детских площадок. Что в этом интересного, непонятно. Может быть, у них во дворах не бывает цветов? — недоумевает иркутянка Галина.

Цветы у них, конечно, есть, но за ними следят специальные люди. И бабушку во дворе с лейкой там не увидишь. Бабушки в Китае занимаются спортом и танцами. Конечно, для многих китайских туристов поездки в Иркутск — еще и выгодный шопинг. Выглядит это так: приезжает автобус на Карла Маркса, выгружается группа из 40 человек, и начинается обход магазинов. Кстати, как рассказывают гиды, валюту китайцы покупают у своих же менял, все эти потоки проходят мимо наших банков.

Огромным спросом у них пользуются меха, шубы, шапки, причем продавцы салонов и бутиков рассказывают, что китайским туристам особенно нравятся чернобурка и соболь — чем богаче, тем лучше. Нередко можно видеть выходящих из мехового салона китайцев с огромными пакетами.

То же касается драгоценностей. Прогуляйтесь ради интереса по Карла Маркса, и практически возле каждого ювелирного магазина встретите группы китайцев. Да и сами магазины постепенно «китаизируются» — рядом с русской вывеской появляются китайские иероглифы. А кое-где уже и ценники сделали. А как иначе: для дорогого покупателя ничего не жаль. Если китайцу нравится, он готов выложить и сорок, и пятьдесят тысяч.

— Любят золото, — говорит продавец одного из салонов, — особенно белое, у них там все намного дороже стоит. Покупают украшения из камня — особенно из нефрита и яшмы, эти камни очень почитаемы в Китае.

Также хорошо продаются итальянские сумки, дорогая обувь, часы, косметика. Причем косметику китайские туристы сметают буквально чемоданами. Остается порадоваться, что благодаря их покупательной способности торговые предприятия держатся на плаву.

Питаться китайцы предпочитают, разумеется, в китайских же ресторанах, но многие считают своим долгом отведать русскую кухню, иначе какой смысл ехать в Россию. Поэтому не стоит удивляться, если в ресторане «Рассольник» для вас не окажется свободного места, потому что все столики заняты гостями из Поднебесной. Смысл похода в русский ресторан заключается не столько в еде, сколько в том, чтобы сделать удачные снимки.

Зато китайцы без ума от нашего мороженого. Пломбир и эскимо производят фурор. Особенно у детей. Нередко можно видеть картину, как в супермаркет заходит толпа китайцев с единственной целью — добраться до ларя с мороженым. Впрочем, гиды рассказывают, что есть туристы и с эксклюзивными запросами. Одни просят найти жир нерпы, другие — чагу, видимо, у них это считается чудодейственными средствами.

Но и китайские бизнесмены не дремлют, открывая в Иркутске свои магазины, где продают лекарственные травы и сувениры. Ассортимент специально подобран в расчете на соотечественников. Такие лавочки есть в 130-м квартале и в районе гостиницы «Иркутск». Китайские «черные» гиды настойчиво рекомендуют покупать товары именно у своих. Но это большая и серьезная тема, требующая отдельного разговора.

Если кратко, китайский турбизнес, пользуясь отсутствием четких ограничений с российской стороны, стремится к полной автономии. То есть большая часть туристов из КНР практически не соприкасается с российской инфраструктурой. У них свои турфирмы, свои самолеты, свои гостиницы, например «Мандарин» и «Пекин», свои рестораны и свои гиды. И все взаимодействие с российской стороной ограничивается получением визы.

Соответственно и львиная доля денег проходит мимо наших банков, турфирм, гостиниц и ресторанов. Как говорится: все в дом, все в семью.

Иллюстрации: 

Любимая забава туристов из КНР — фотографии на фоне бабра. Обратите внимание: средний возраст группы — 60—70 лет. Гиды рассказывают, что среди них много образованных людей, которых интересует не только шопинг, но и политика, философия, история. Тех, кто помоложе, интересуют вопросы более прагматичные: сколько стоят квартиры, участок земли, какова средняя зарплата
Любимая забава туристов из КНР — фотографии на фоне бабра. Обратите внимание: средний возраст группы — 60—70 лет. Гиды рассказывают, что среди них много образованных людей, которых интересует не только шопинг, но и политика, философия, история. Тех, кто помоложе, интересуют вопросы более прагматичные: сколько стоят квартиры, участок земли, какова средняя зарплата
Метки: Жизнь, Иркутск