Кирха вместо Ильича

Не так давно в Иркутске бурно обсуждался вопрос о переименовании площади имени С.М. Кирова, с тем чтобы вернуть центральной площади города одно из прежних названий. И вот — новая тема для споров.

На днях на портале change.org появилась петиция за подписью председателя иркутского приходского совета Евангелическо-лютеранского прихода Вознесения Господня Ольги Федоровой с предложением воссоздать в Иркутске лютеранскую кирху на ее прежнем месте, то есть там, где сейчас стоит памятник Ленину, на углу улиц Ленина и Карла Маркса. Идет сбор подписей. Среди адресатов обращения — мэр Иркутска, министр культуры региона, другие ответственные лица.

Стоит ли разрушать одну память ради восстановления другой? Об этом мы решили поговорить с иркутским историком и политологом Сергеем Шмидтом. Важная деталь: наш собеседник является прямым потомком немецких лютеран, которые оказались в России во времена Екатерины II.

— Моя бабушка по отцу была немкой и убежденной лютеранкой, читала Библию ежедневно, исполняла все предписания. Однако с тех пор прошло много времени. Бабушка жила в Красноярском крае. Я живу в Иркутске более сорока лет и за это время встретил здесь только одного лютеранина. Это был пастор. Так стоит ли ради нескольких десятков верующих затевать глобальную реконструкцию: сносить существующий памятник и восстанавливать кирху? По-моему, это глупая и бессмысленная затея.

— По всей стране восстанавливаются утраченные в советское время памятники архитектуры, в том числе храмы. Разве это не восстановление справедливости? Ведь речь идет о вере.

— Революционная для своего времени идея Мартина Лютера, основателя протестантизма, состояла в том, что человеку для общения с Богом не нужны посредники в виде церкви, священников и т. д. Лютер считал, что церковь — это просто собрание единоверцев, в котором никто не обладает сакральностью. Лютеранство — это идея личной веры, личного раскаяния, индивидуальных отношений между человеком и Богом. Поэтому для его последователей вопрос храмов не так принципиален, как для православных или католиков. В качестве примера опять же приведу мою бабушку Амалию Шмидт: когда в 1941 году в результате депортации она оказалась в Сибири, здесь не было ни кирхи, ни лютеранских пасторов, но это не мешало ей до самой смерти оставаться убежденной лютеранкой.

Сергей Шмидт считает, что неожиданно появившаяся петиция с требованием восстановить кирху на месте памятника Ленину никак не связана ни с лютеранской доктриной, ни с вероучением.

— В петиции подчеркивается, что кирха должна быть восстановлена на прежнем месте, то есть памятник вождю мирового пролетариата должен быть снесен. Авторы этот момент особенно не подчеркивают, но мы знаем, что у идеи снести все памятники Ленину есть немало сторонников. Как быть с ними?

— Мне как иркутянину очень нравится, что памятники Александру III и Ленину находятся у нас в шаговой доступности друг от друга. Я вижу в этом интересный смысл: Александр III отказался подписать прошение о помиловании Александра Ульянова, старшего брата вождя мирового пролетариата, и это стало одной из главных причин, толкнувших молодого Владимира Ульянова в революционное движение, итогом которого стала Октябрьская революция 1917 года. Мне очень нравится, что императора и могильщика империи соединяет улица Карла Маркса. Это очень символично, на мой взгляд. Они находятся на одной оси, глядя в разные стороны: Александр III смотрит на восток, куда уходят по Транссибу поезда, Ленин — на запад, откуда восходит солнце марксизма. Это очень удачная, даже единственная в своем роде историческая композиция, и я всегда показываю ее гостям города. И мне было бы очень обидно, если бы памятник Ленину снесли.

— Ну а если лютеране пожелают построить кирху в другом месте?

— Да пожалуйста! Если прихожане найдут спонсоров, пусть строят. Думаю, они могут рассчитывать и на помощь государства. Кстати, хочу напомнить, что иркутские католики в свое время не требовали вернуть им здание польского костела для богослужений, они получили землю и построили на свои деньги новый собор в другом месте. Так устроена жизнь — всегда приходится жертвовать чьей-то исторической памятью.

Историк считает, что наступил момент, когда в России необходимо ввести мораторий на разрушение чего бы то ни было. Если на месте прежнего памятника стоит другой, не надо его сносить. Хотите восстановить прежний — восстанавливайте рядом, но не вместо. Это и есть принцип здорового консерватизма.

— За последние два десятка лет в Иркутске было несколько волн общественного активизма под лозунгами восстановления исторической справедливости. То улицы хотят переименовать, то памятники снести…

— Я вижу в этом какое-то идолопоклонство. Людям кажется, что если одно снести и восстановить другое, моментально наступят счастье и гармония. Были даже статьи, дескать, пока улицы Иркутска носят имена террористов, нам не следует ждать ничего хорошего. Но вспомните, как в начале 90-х мэр Москвы Юрий Лужков решил восстановить храм Христа Спасителя. Была идея: восстановим храм — возродится великая Россия. В итоге храм восстановили, и что мы получили? Думаю, что и без храма все было бы точно так же. По-моему, призывы снести и заново построить являются уходом от реальной жизни.

Мы спросили у иркутян прямо у памятника Ленину: «Как вы относитесь к инициативе снести памятник Ленину и на его месте воссоздать храм?»

Евгений:

— Отрицательно. Кирха здесь стояла очень давно, а памятник стоит с 1952 года. Несколько поколений выросло при нем и воспринимает его как часть своей истории.

 

Эльмира Георгиевна:

— Не понимаю, почему нужно обязательно сносить. В нашей стране уже и так достаточно много снесли и разрушили. Может быть, хватит?!

 

Владимир:

— Памятник Ленину нужно обязательно оставить, безотносительно к тому, как я отношусь к его личности и его роли в истории. Он здесь стоял еще до моего рождения.

 

Анна:

— Пусть восстанавливают кирху, но не на этом месте. Памятник никому не мешает, он тоже наша история. Нельзя так принимать решения: одно за счет другого. Надо искать компромисс.

 

Прохор:

— Никак… Я не видел никогда эту кирху и даже не представляю, как она выглядела. Наверное, это должны решать другие люди.

Иллюстрации: 

Первая в Иркутске лютеранская церковь была деревянной. Ее построили в 1826 году на углу Спасской и Савинской улиц недалеко от конторы Российско-Американской компании. С этого времени Спасскую улицу стали именовать Спасо-Лютеранской.  В пожаре 1879 года сгорело деревянное здание лютеранской церкви. Возобновили постройку в середине 80-х годов ХIХ века, но уже в камне и отвели участок земли на новом месте - на перекрещении главных улиц города Большой и Амурской. Работа была закончена в октябре 1885, автор проекта - архитектор Г.В.Розен.  Кирха была закрыта в 1919 году, позднее занята под общежитие студентов пединститута. Библиотека, находившаяся в двух больших шкафах на хорах, по распоряжению директора института свезена в утиль... Полностью разобрана церковь была в 1952 году перед открытием памятника В.И.Ленину (сентябрь 1952). (Справка Иркипедии)
Первая в Иркутске лютеранская церковь была деревянной. Ее построили в 1826 году на углу Спасской и Савинской улиц недалеко от конторы Российско-Американской компании. С этого времени Спасскую улицу стали именовать Спасо-Лютеранской. В пожаре 1879 года сгорело деревянное здание лютеранской церкви. Возобновили постройку в середине 80-х годов ХIХ века, но уже в камне и отвели участок земли на новом месте - на перекрещении главных улиц города Большой и Амурской. Работа была закончена в октябре 1885, автор проекта - архитектор Г.В.Розен. Кирха была закрыта в 1919 году, позднее занята под общежитие студентов пединститута. Библиотека, находившаяся в двух больших шкафах на хорах, по распоряжению директора института свезена в утиль... Полностью разобрана церковь была в 1952 году перед открытием памятника В.И.Ленину (сентябрь 1952). (Справка Иркипедии)
Материалы в тему: 

За бесплатной юридической помощью в Иркутской области чаще обращаются пенсионеры и инвалиды

В Иркутской области за бесплатной юридической помощью чаще всего в 2013 году обращались пенсионеры. Как рассказала 27 марта 2014 года на круглом столе Законодательного Собрания по реализации регионального закона об оказании бесплатной юридической помощи директор департамента по обеспечению деятельно...
baikalpress_id:  101 569