Как заморозить тарифы?

Заявление губернатора Сергея Ерощенко о замораживании в регионе тарифов ЖКХ на два года, озвученное в ходе послания Законодательному собранию в конце минувшей недели, вызвало у ряда экспертов жилищно-коммунальной сферы множество вопросов.

Как повлиять на тариф, который так или иначе регулируется федеральной службой по тарифам? Каковы механизмы сдерживания роста тарифов? Во сколько это решение обойдется региональной казне? 

Уже на этой неделе, комментируя заявление губернатора, министр жилищной политики и энергетики области Иван Носков на кратком брифинге пояснил журналистам, что глава региона имел в виду только тарифы на теплоснабжение, горячую и холодную воду, а также водоотведение. Жилищные тарифы, которые устанавливаются управляющими компаниями по согласованию с жильцами, сдерживаться не будут. Если те или иные тарифы той или иной УК жильцов не устроят, они вправе отказаться от ее услуг и выбрать другую.

Тарифы на электроэнергию для населения, как пояснил министр, тоже замораживать не будут. Причина проста: они в Иркутской области и так самые дешевые в стране. Иван Носков особо подчеркнул, что любые повышения и этих тарифов все равно будут жестко контролироваться губернатором.

В числе механизмов сдерживания роста тарифов, которые подвергнутся заморозке на 2015—2016 годы, министр назвал оптимизацию работы предприятий, а также продолжающуюся модернизацию отрасли. Например, нужно продолжать переводить котельные на более экономичное топливо, модернизировать теплоисточники, выводить неэффективные котельные из эксплуатации. 

Сдерживать тарифы на сегодняшнем уровне в течение двух лет дают и полномочия, которые есть у правительства Иркутской области. Так, тарифы на теплоснабжение регулируются региональной службой по тарифам. Тарифы на водоотведение и водоснабжение регулируются муниципалитетами, но под контролем все той же службы.

В правительстве региона собираются особенно тщательно разбираться в составляющих того или иного тарифа. И если какие-
либо затраты объективно увеличатся и это будет экономически обосновано, бюджет Иркутской области будет эти затраты субсидировать. «Это было всегда, — сказал министр. — Сейчас мы просто более жестко подходим к обоснованию предприятиями их расходов».

Какой в связи с этим будет дополнительная нагрузка на бюджет, Иван Носков не смог сказать даже приблизительно, лишь назвав ее неглобальной. Для того чтобы областной бюджет не испытывал значительных перегрузок в связи с замораживанием тарифов, будут применяться механизмы.

Между тем в службе по тарифам Иркутской области нам пояснили, что уже сегодня разница между экономически обоснованным тарифом и тем, что платят жители, составляет порядка 2,5 млрд рублей. Если тарифы заморозят, эта сумма впоследствии возрастет.

С 1 июля 2014 года тариф на тепло, к примеру, для жителей Иркутска стал стоить 1014,24 коп. за 1 Гкал. С 1 июля 2015 года прогнозировался рост платы за отопление не более чем на 10,5%. Однако сейчас областная служба по тарифам грядущее повышение не подтверждает.

— Мы не можем точно сказать, что повышение будет, хотя и не можем сказать, что не будет, — сообщили в ведомстве. — Пока никакого документа, замораживающего тарифы, мы не получили. Если он появится и у бюджета области будут возможности для сдерживания роста тарифов, значит, повышения не будет два года.

В ожидании появления какого-либо законодательного документа находится и официальный эксперт по вопросам ЖКХ Общественной палаты Иркутской области Сергей Вахонин.

— За словами должен последовать какой-то документ, нужно заявление губернатора закрепить законодательно, тогда всем будет все понятно.

Что касается механизмов остановки роста тарифов, то они есть, уверен Сергей Вахонин.

В частности, можно сэкономить на тепле, которое является в наших платежках самой грабительской статьей и составляет порядка 62—64% от всей платы за жилищно-коммунальные услуги. Как? Ввести энергосберегающие технологии в доме. Это позволит снизить данный платеж на 30—40%.

— Достаточно закрыть в доме нагревательный прибор, если есть запорное устройство. И все. И мы не должны платить ни копейки. А мы на самом деле платим. Потому что тот, кто нас обслуживает, насчитывает нам на полную катушку. И в этом заинтересована определенная группа людей. Потребитель же совершенно не заинтересован в росте тарифов. Но для этого необходимо принять институциональное решение.

baikalpress_id:  102 602