Как управлять мотоциклом?

Опытный байкер дает несколько советов перед новым мотосезоном.

Вожделенная мечта обладать мотоциклом есть у многих. Как восхитительно смотрится пролетающий мимо мотоциклист, весь в коже и на шикарном байке, ловко маневрирующий между рядами машин и потрясающе, как пилот Moto GP, входящий в поворот! За кажущейся легкостью стоят очень серьезное мастерство владельца мотоцикла и многие километры в пути. Очень много правил и тонкостей нужно знать и учитывать при езде на байке, быть всегда сосредоточенным и готовым к неожиданностям. Как правильно управлять мотоциклом? Какова культура поведения на дороге? Что обязан знать каждый начинающий? С этими и другими вопросами мы обратились к совладельцу мотосервиса и большому любителю мотоциклов Николаю Давыдовскому. 

На старт! Внимание! Марш! 

Итак, вы купили мотоцикл, мечта сбылась. А что же дальше? Что с ним делать? Как управлять этой железякой? Руки трясутся, ноги ватные, а сердце готово выпрыгнуть из груди. Сели, вставили ключ, повернули, посмотрели на панель приборов, которая приветливо моргнула лампочками и стрелочками, выдохнули... Пуск! Сердце поет, мотор рычит. Можно трогать. Лапку КПП вниз — и заглохли. Что не так? А-а-а! Забыли убрать боковую подножку. Не страшно, никто ж не видел. Скоро привыкнете, и все будет рефлекторно. Это же первый раз…

А если серьезно, то с чего начать?

Прежде чем выехать, осмотрите свой мотоцикл. Нет ли течи масла или охлаждающей жидкости? Проверьте давление в шинах (хотя бы просто пните по колесу); если есть сомнения, то воспользуйтесь манометром, проверьте уровень масла и топлива.

Теперь можно заводить и еще раз обойти вокруг, чтобы осмотреть световые приборы, моргнуть дальним светом. Если все в норме, то в путь!

Немного поподробнее о шинах. Старая резина дубеет и трескается, а для безопасности на дороге, особенно для спортивных мотоциклов, это критично. Меняйте резину, которой больше трех лет. Смотрите на ее состояние — высота протектора, порезы, неравномерный износ. Не стоит экономить на безопасности. Для круизеров или enduro год выпуска не так критичен, т. к. там другие скорости, но опять же безопасность превыше всего, лучше перебдеть.

Базовые правила 

Куда поехать первым делом? Конечно же, практиковаться. Если вы отличный пилот в мото GP на компьютере — это не считается. Надо учиться именно управлять, не просто трогаться и тормозить, но и уверенно проходить повороты и уметь читать дорожную обстановку, зачастую интуитивно. Желательно воспользоваться услугами опытного инструктора, который научит правильно управлять мотоциклом. Опять же не каждый может, а чаще всего не хочет, обращаться к профессионалам. Тогда нужно соблюдать следующие правила:

— Сев на мотоцикл и решив стать с ним одним целым (а иначе никак), расслабьтесь. Байк — ваш друг, и он не подведет вас, если вы ему не будете мешать. Это он управляет вами, а не вы им, он старается помочь в любом действии. Вследствие этого попробуйте расслабить руки, и тогда мотоцикл легче войдет в поворот, а руки не будут быстро затекать и неметь. Спину тоже нужно попытаться расслабить. Но! Никогда не расслабляйте мозг и не теряйте бдительности. Это особо важно, если вы в плотном потоке.

— Помните: сев на мотоцикл, вы становитесь невидимкой для большинства водителей. Узкий силуэт мотоциклиста, к сожалению, создает иллюзию удаленности от объекта, особенно в зеркале заднего вида автомобиля. А значит, всегда включайте свет (днем лучше дальний), таким образом вы сделаете себя заметнее в потоке. А вот громкий звук мотора не всегда на вашей стороне, потому что его рычание может дезориентировать водителя. Не сразу понятно, откуда конкретно идет звук, особенно если вы едете позади.

— Не держитесь вплотную за авто и оставляйте всегда место для маневра. Что помогает всегда? Умение предвидеть поведение рядом идущих машин, «читать дорогу». Иногда автомобилисты резко берут в сторону, объезжая изъяны на дороге или мусор, не включая указатели поворота. Старайтесь смотреть на две-три машины вперед. Наблюдайте, как ведут себя авто, резкость в перестроении. Частое маневрирование предупредит вас, что лучше объехать этого лихача на довольно безопасном расстоянии либо, в идеале, пропустить и не рисковать. Обращайте особенное внимание на заниженные машины, тонированные или подобие спортивных. Стритрейсеры — любители жесткого и внезапного маневрирования и зачастую при перестроении могут не успеть вас увидеть, а заметив, могут устроить гонку. Держитесь от них подальше.

— Будьте предельно внимательны перед пешеходными переходами и на перекрестках. Не обгоняйте автомобиль, если он притормаживает, ведь он может тормозить, пропуская пешеходов или выезжающий автомобиль.

— Лучше притормозить и потерять пару секунд, чем попасть в ДТП. Выбирайте оптимальную передачу: всегда должен быть запас мощности для ускорения при выполнении маневра.

Держите обороты в середине диапазона. Даже если вы едете по прямой трассе, смотрите не перед собой, а метров на 100 вперед. Это поможет вам вовремя сориентироваться и среагировать. Постоянно поглядывайте на обочины и просто оценивайте дорожную обстановку.

— Научитесь плавно, но уверенно пользоваться обоими тормозами. Основной, конечно же, передний, но если вы умеете пользоваться сразу двумя, то торможение будет гораздо эффективнее.

— Избегайте мокрых пятен на дороге. Если это вода, то не так страшно, а если масло, то весьма чревато потерей контроля над байком. В весенний период нужно подождать, чтобы прошло несколько дождей, которые смоют накопившиеся реагенты, иначе скользкая дорога обернется для вас аварией. Листва на проезжей части тоже таит в себе опасности. Небольшое количество листвы вам не помешает, а вот плотный слой уже опасен тем, что он очень скользкий. Маневрирование должно быть предельно ровным, без резкого торможения и подачи газа. Поворот следует проходить на ровном газу. Всегда возите с собой бутылочку воды и тряпку, чтобы протереть фары и визор на шлеме.

— Тренируйтесь на площадках, свободных от посторонних. Учитесь правильно входить в повороты и не бойтесь наклонять (закладывать) байк. Только проводя много времен в седле, вы обретете уверенность в управлении своим другом.

Контрруление — очень интересная и полезная штука: если руль давить влево при вхождении в правый поворот, то мотоцикл охотнее в него заходит. Попробуйте, вы приятно удивитесь. Та же схема и для левого поворота — просто давите вправо. Не пугайтесь, что мотоцикл начнет наклоняться в сторону поворота, это нормально. Так ему велят законы физики. В этот момент на мотоцикл действуют несколько сил, одна из которых стремится его опрокинуть, другая — прижать к земле. А вы просто наслаждаетесь моментом и, выставив ногу, проходите поворот с коленкой, под восторженные взгляды зрителей.

Несколько слов о культуре 

Мотоциклисты — это особая категория водителей. Им приходится быть более внимательными на дороге, ведь осознание опасности на мотоцикле в разы выше, чем при управлении авто, и этот риск сближает. Байкеры всегда приветствуют друг друга кивком головы или подают знак рукой. При встрече пожмут руку и хлопнут по плечу. Если мотоциклист остановился на обочине, то к нему обязательно подъедет еще кто-то — узнать о причине остановки и предложить помощь, спросить, все ли в порядке. Когда кто-то едет через Иркутск и просит помощи или его надо провезти через город, помощники находятся всегда. А то, что многие ругаются на снующие между машинами байки, так сами попробуйте постоять в пробке летом с раскаленным двигателем под собой и в полной экипировке из кожи. То еще веселье!

Хотя сейчас автомобилисты стали более доброжелательны, появилось уважение на дороге. Кто-то пропустит, кто-то освободит место на дороге, кто-то притормозит. Это только кажется, что байкеры гоняют как сумасшедшие и ничего не боятся. На самом деле мотоциклист более дисциплинирован и вдумчив, так как возможные исходы ДТП не в его пользу. Машину просто поцарапали и поехали дальше, а вот мотоцикл в любом случае упадет, что чревато поломкой, а в худшем случае на земле окажется байкер, а значит, травмы, переломы и досрочное закрытие и без того короткого сибирского мотосезона. И вообще, как утверждают специалисты, езда на мотоцикле улучшает внимательность и хорошо «прокачивает» мозг. Вы смотрите всегда на все 360 градусов, вы прогнозируете ситуацию на дороге и просчитываете ходы, как хороший шахматист, держите скоростной режим и плавно тормозите — это целое искусство, и в нем нет права на ошибку и потерю бдительности.

Сев однажды на мотоцикл, полюбите его и доверяйте ему. Распрощайтесь со страхом, постоянно тренируйтесь и не стесняйтесь подъезжать к тусовкам бывалых байкеров и спрашивать совета. Лучше учиться на чужих ошибках. По отношению к мотоциклам эта поговорка более чем правильна. Ровных вам дорог и всегда быть колесами вниз!

Метки: Спорт, Иркутск

Иллюстрации: 

Байкеры всегда приветствуют друг друга кивком головы или подают знак рукой. При встрече пожмут руку и хлопнут по плечу.
Байкеры всегда приветствуют друг друга кивком головы или подают знак рукой. При встрече пожмут руку и хлопнут по плечу.
Тренируйтесь на площадках, свободных от посторонних. Учитесь правильно входить в повороты и не бойтесь закладывать байк. Только проводя много времени в седле, вы обретете уверенность в управлении своим другом.
Тренируйтесь на площадках, свободных от посторонних. Учитесь правильно входить в повороты и не бойтесь закладывать байк. Только проводя много времени в седле, вы обретете уверенность в управлении своим другом.
baikalpress_id:  103 558