Как стать фотографом

О своем опыте рассказывает Дмитрий Житов
Фотограф выбирает нетуристические сюжеты. Вот и на Кубе снимал страну так, чтобы показать ее изнутри.
Фотограф выбирает нетуристические сюжеты. Вот и на Кубе снимал страну так, чтобы показать ее изнутри.

Дмитрий Житов — фотограф, сценарист, режиссер и продюсер. Неоднократный обладатель титулов «Лучший режиссер», «Кинематографист» и «Продюсер года». Вот уже 16 лет он живет и работает в Майами, но не забывает свою родину — поселок Кутулик Аларского района. В Кутуликском культурном центре завершилась его выставка «Лица и голоса Кубы». Корреспондент еженедельника узнала историю Дмитрия, поговорила о новых проектах и, конечно же, о том, как стать фотографом и снимать документальные фильмы.

Уличная фотография Дмитрия Житова

— Фотографов много, и все они разные. И людей много, но каждый индивидуален. Каждый из нас может показать что-то новое или о чем-то рассказать. У меня нет образования фотографа, я не ходил в фотошколы, не оканчивал никаких курсов — я просто сам создавал свой стиль.

Снимать документальные фильмы я начал с жителей улиц — бездомных Майами. Я тогда даже не знал, что это и есть направление «уличная фотография», я просто снимал на видеокамеру, монтировал. Потом, когда стал увереннее, подходил к людям, брал у них интервью. Это привело меня к любви к фотографии и человеку: к глазам, рукам, моменту жизни. Уличная фотография — это попытка уловить момент жизни, оставить его себе и поделиться им с окружающими. Мы все любим фотографировать, но нужна цель.

Кстати, я только недавно пришел к уверенности, что я являюсь режиссером и фотохудожником. Раньше я представлялся преподавателем йоги. На возмущения друзей о том, почему я не афиширую свое фотодело, я отвечал, что еще не готов. Но ко мне это пришло, и я стал заниматься не только для того, чтобы продемонстрировать, что и как я умею делать, но и для того, чтобы показать какой-то проект, доносить людям свой massage — свою идею, свои мысли. В проекте о бездомных я пытался донести, что не все они плохие, их не нужно бояться. Не хотите помочь деньгами — просто улыбнитесь, вы дадите ему знак, что он замечен, он не просто человек на тротуаре, у него есть жизнь! И своим проектом я хотел показать эту любовь к человечеству.

Уехав на Кубу, я стал фотографировать местных жителей, уличную жизнь. Это не взгляд туриста, а Куба глазами жителя. Поэтому я старался запечатлеть фермы, маленькие города и деревеньки — места, куда туристы обычно не ездят. То есть показать Кубу изнутри.

В своем новом проекте «Транссибирский экспресс» я делал то же самое: показывал лица пассажиров, проводников, лица бабушек, торгующих пирожками. Я старался передать зрителю не только то, как здорово проехать по всей России, но и то, что такое Россия и каков он — русский человек. Поэтому я и решил заниматься стилем уличной фотографии и документальными фильмами, потому что это реальность, ты делишься своим опытом изнутри: не как турист, а как житель этого места.

Как все начиналось

Когда я был ребенком, любил рассказывать родителям сказки. Любил придумывать истории, что-то сочинять. Это не было враньем, это было воображение. У нас был старый фотоаппарат, и мы любили с мамой фотографировать в Кутулике коров, папу, брата, то есть всю жизнь семьи. Это были черно-белые фотографии, мы сами их проявляли, и я каждой из этих фотографий тоже хотел рассказать какую-то историю. В школе всерьез занялся изучением английского языка и участвовал в школьных олимпиадах. Я делал успехи, и меня отправляли то в Лондон, то в Америку. В 11-м классе я выиграл конкурс, и меня отправили в Америку по обмену — жить в американской семье, учиться в школе и учить язык. Я окончил там школу, вернулся в Иркутск, и родители посоветовали мне поступать на юридический. Четыре года обучения мне потребовалось, чтобы убедиться, что это не мое призвание. Я чувствовал, что во мне где-то остался создатель сказок. В каждом человеке есть ребенок, но забываем о нем, уходим в повседневность.

Когда я в очередной раз уехал в Лондон, уже по студенческой программе, прожил там год и вернулся в Россию, если честно, я понял, что должен переехать за границу. Я выбрал Америку. Поначалу работал на кораблях, устроился на круизный лайнер. Теплая погода, хороший климат, яркие краски островов Карибского моря горячо влюбили меня в Майами, я и остался жить. Уволился, выучился на учителя йоги, казалось бы, нашел себя, но не увидел в этом никакого роста. Все решил случай. Моя знакомая пригласила меня на телевидение экспертом в области йоги и ЗОЖ. Сначала мне было неловко, но я взял себя в руки, дал первое в своей жизни интервью, и мне это очень понравилось. Меня так воодушевила работа на камеру, что я загорелся желанием стать телеведущим! В этот же день случайно по радио услышал, что идет набор на обучение ведущих, и не раздумывая отправился туда. Так у меня появилась новая любовь — рассказывать истории за камерой. И вот я купил свою первую камеру и начал снимать. Учился, смотрел много обучающих видео, много практиковался, знакомился с опытными режиссерами и просил совета. И в итоге снял свой первый документальный фильм о художниках и актерах Майами. Мой учитель оценил его и сказал: Think big — то есть думай шире, не просто покажи знакомым, а донеси его до большинства. И я стал подавать этот фильм на кинофестивали — в итоге он взял более 30 наград, и не только в Америке, но и в Европе.

Я решил, что если я смог заполнить кинозалы, если мой фильм так оценили, значит, я должен продолжать. Это привело к коммерческому заказу на Кубе, кроме документального фильма я делал еще и много фотографий, которые сформировали мультисенсорную выставку «Лица и голоса Кубы». Мой принцип — чем больше ты дашь, не думая о прибыли, тем больше дверей для тебя откроется. Например, меня в России зовут проводить встречи со студентами, школьниками, и я с удовольствием соглашаюсь, взамен это породило во мне любовь к преподаванию, к диалогу. Себя всегда надо «переоткрывать»; если вы нашли свое дело, если оно вам нравится — поделитесь этим. Возможно, вы кого-то вдохновите.

Как стать фотографом?

Видеть красоту во всем: в воздухе, в ветках, в улицах. Она везде, и она не должна быть физической. Вы должны почувствовать красоту момента. Но если человек не любит себя, он не сможет увидеть красоту в другом. Любая красота исходит от вас. Я много понял из йоги — начните со своего здоровья, больше гуляйте, следите за тем, что едите, и главное — мыслите позитивно! Сначала это сложно, а потом мы будем делать это на автомате.

И главное правило — это практика. Выберите тематику, например «сегодня я буду фотографировать кошек» — гуляйте по городу, ищите их и фотографируйте. Дома просматривайте фотографии, показывайте родителям и друзьям. Обязательно спрашивайте совета у профессиональных фотографов, показывайте и им свои работы. Вы придете к технике потом, сначала наработайте навык, чтобы вам нравились процесс и результат.

Если у вас есть тяга, любовь к процессу — у вас все получится! Если ребенку дать фотоаппарат, то он будет фотографировать все вокруг себя. Вот найдите этого ребенка в себе и не бойтесь начать.

Многие боятся показать свои работы, стесняются или считают, что у них плохой фотоаппарат, но дело не в этом. Главное то, как вы видите и как вы любите свою работу. Фотографировать можно на все что угодно, можно начать даже с фотографии на телефон.

Не зацикливайтесь на финансовой стороне, это придет. Хобби перейдет в работу, а потом в тягу, и вы быстро от этого устанете. Если вы начнете творить, не думая о выгоде, соглашайтесь на все предложения, даже бесплатно. Когда вы набьете руку и у вас будет большое портфолио — берите коммерческие заказы, но не перезагружайте себя. Не забывайте о своем хобби, оставьте себе время творить.

Мой совет: если у вас есть профессия, не бросайте ее, чтобы у вас был стабильный заработок. Иначе вы каждое утро будете просыпаться и думать: «Мне надо продать фотосессию/фильм». Если вы любите свое дело, ваши клиенты быстро вас найдут.

Также можно устраивать выставки — продавать работы. В Америке обычно покупают минимум половину выставленных работ. Прочувствуйте рынок, поставьте себе свою правильную цену, это бизнес-план: сколько времени ушло, какие расходы на печать, свет, чтобы вы в итоге не были в минусе. И смотрите всегда в будущее: ставьте хорошую цену и не продавайте много копий фото. Ваш покупатель должен знать, что такая фотография в мире одна или не более трех.

Устраивайте мастер-классы. О вас должны узнавать, знакомиться с вами как с личностью, перенимать ваш опыт. Кстати, на этом тоже можно зарабатывать. Много путей и возможностей зарабатывать деньги, но не думайте о них, когда вы работаете над проектом. Деньги сами к вам придут, вы их притянете.

Дмитрий Житов — лауреат и победитель международных кинофестивалей Los Angeles Film Festival, Miami Film Festival, London International Film Festival, Milan International Film Festival, Madrid International Film Festival.

Дмитрий Житов: «Мой совет: если у вас есть профессия, не бросайте ее, чтобы у вас был стабильный заработок»
Дмитрий Житов: «Мой совет: если у вас есть профессия, не бросайте ее, чтобы у вас был стабильный заработок»
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments