Как создавалась символика округа

Автор флага и герба Марина Дамбиева: «Это был мой первый опыт в графическом дизайне»

Десять лет прошло с момента запуска процесса объединения. 11 октября 2005 года парламенты Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа обратились к президенту России с просьбой образовать новый субъект Федерации. 16 апреля 2006 года в двух регионах состоялся референдум по объединению. Наш еженедельник начинает серию материалов, в которых будет затронута тема объединения. Когда-то у Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, как у самостоятельного субъекта Российской Федерации, была своя символика — герб и флаг, утвержденные в 1997 году. Сейчас официальная атрибутика Усть-Ордынского Бурятского автономного округа упразднена. Корреспонденту «Окружной правды» удалось поговорить с одним из авторов символики автономного округа, улан-удэнской художницей Мариной Дамбиевой, проживающей в Санкт-Петербурге.

— Марина Валерьевна, как вы узнали о конкурсе на создание герба и флага Усть-Ордынского Бурятского автономного округа?

— Тумэн Манжеев (второй соавтор, художник из Улан-Удэ) сказал мне, что открыт конкурс на лучший герб и флаг УОБАО. Мы самостоятельно начали делать эскизы: он свои, а я свои. Потом Тумэн не стал продолжать, а мне было любопытно, что из этого получится. Ведь я в ту пору была молодая и горячая. Сейчас не стала бы делать. Нашелся образ, солярный знак, потом цвета. Тумэн еще предлагал варианты, я их тоже сделала, так как ему было некогда. Все эскизы оформила должным образом и отправила на конкурс одним письмом.

Вот вы мне задаете вопросы, и я нашла в Интернете герб и флаг, освежила в памяти. На мой взгляд, теперь уже человека опытного, можно было лучше сделать. Помню, тогда уже были цифровые эскизы, хотя на дворе был 1997 год. Я только начала осваивать компьютерную графику. Сначала, конечно, эскизы отрисовывала руками на бумаге, но были предоставлены и электронные варианты, сделанные, кажется, в кореле. Через некоторое время выбрали именно мой вариант, чему я была несказанно рада.

Дорабатывать свои эскизы практически не пришлось, необходимо было лишь перевести их в цифровой формат. Тумэн помог мне сделать цифровой вариант на компьютере своего друга. Чувства были самые радужные, и сумма обещанного гонорара была превосходная!

— Если не секрет, какую сумму составила премия?

— По тем временам сумма была приличная — если не ошибаюсь, тысяч пять долларов. Мы с Тумэном были очень рады. Но... могу сказать, что деньги очень долго пришлось ждать ­— год, а то и больше. В результате премию выдали только после дефолта рубля и всего около тысячи долларов. При этом пришлось из Улан-Удэ ехать в округ и долго ходить по кабинетам, буквально выпрашивая свои заработанные деньги. Большое спасибо Анжелике Алсаткиной, она нам очень помогла в этом вопросе. А ведь мы могли бы вообще ничего не получить. А деньги были нужны. Я потом улетела, в 1999 году, в Санкт-Петербург, но это уже другая история …

Премию мы разделили между собой. Тумэн получил 30%, он сам озвучил эту сумму, а я — ­остальную. Может, это было несправедливо по отношению к Тумэну, а может, и нет. Я не знаю. Сейчас, с высоты своих лет, я, наверное, была бы более благородной, что ли. Но тогда мной двигало чувство авторства и признания. Тумэн был намного старше меня, и я считала его непререкаемым авторитетом. Его уже нет давно, и, возможно, поэтому я и говорю о нем так открыто. Он был хорошим художником и отличным другом. Его мольберт сейчас стоит у меня дома, я работаю за ним. Достался этот станок мне от другого бурятского художника, Бато Дашицыренова, которому Тумэн отдал свой мольберт. Потом и Бато умер, а его жена передала этот мольберт мне, как наследие.

Хочу добавить, что деньги — это бумага, а творческий процесс, который мне дал Тумэн, — это и есть самое настоящее богатство. Жаль, что его нет с нами. Я считаю его одним из самых талантливых бурятских художников.

— Сколько времени заняла работа над эскизами? Чему она вас научила и какой опыт дала?

— Вы знаете, я уже не помню. Сейчас кажется, что трудились недолго. Я вообще не вспоминала этот случай из жизни. Вы мне его напомнили. Я расчувствовалась: все бегаешь и бегаешь по делам, что-то делаешь, и вспоминать даже в голову не приходит, а тут накрыло. Я сегодня все утро думала, пока собиралась на работу. Вспоминала Тумэна, то время. Молодость! Хорошие были денечки. Чему научила работа над эскизами? Многому, конечно. Это был мой первый опыт в графическом дизайне. Я увидела, как прекрасно можно работать, имея компьютер и зная все графические программы. Начала стремиться к этому. Помню, что мечтала о собственном компьютере. Сейчас иногда думаю, что не надо было вообще садиться за машину, писала бы свою живопись, может, совсем по другому пути пошла бы моя жизнь. А так меня все время разрывают на части творчество и работа. Сейчас, правда, наступила та гармония, о которой я мечтала — работа и есть творчество. Книжки, иллюстрации и прочее. Но живописью приходится заниматься в свободное от работы время. А с другой стороны, знание ПК и программ тоже в свое время не дало с голоду умереть.

— Жалко ли вам, что сейчас не используют герб и флаг?

— Нет, не жалко. Я люблю российские герб и флаг, а то все из прошлого, из неприятных 90-х годов. В дальнейшем я стала графическим дизайнером, сделала много различных работ. Сейчас работаю в издательстве, делаю книжки, иллюстрации, дома пишу картины, живу нормально и радуюсь каждому дню, чего и всем желаю!

  • Каким был флаг

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета. В центре расположен элемент герба — золотой круг, в котором заключены триада «арбагар» (бур.) и четыре кружочка вокруг круга, символизирующие четыре стороны света. Нижняя часть полотнища завершена белой полосой с изображением красного «меандра», мотивы которого использовались в декоративно-прикладном искусстве бурят Предбайкалья.

Обоснование символики. Цвета флага означают:

  • зеленый — цвет бессмертия и самой природы, символ воскресения и обновления, символизирует уникальную флору и фауну, лесные богатства округа;
  • белый — цвет добра, удачи, исцеления, очищения и приумножения. Символизирует молоко и импульс к развитию, священный, божественный цвет, используемый для обрядов очищения и исцеления;
  • красный — цвет крови, огня, тепла, солнца, храбрости, мужества, неустрашимости;
  • золотой — символ богатства края, солнечный свет, свет счастья и благополучия.

Пояснение: на нижней белой полосе изображен красный бурятский традиционный орнамент «алхан хээ» (в официальном описании флага он назван меандром), аналогичный орнаменту «зег» в гербе Калмыкии и орнаменту «тумен насан» в гербе Монголии и символизирующий кочевой образ жизни бурятских племен в прошлом и светлое процветание в будущем.

Иллюстрации: 

Марина Дамбиева. Именно она придумала флаг и герб округа. Сейчас художница живет в Санкт-Петербурге, работает в издательстве.
Марина Дамбиева. Именно она придумала флаг и герб округа. Сейчас художница живет в Санкт-Петербурге, работает в издательстве.
baikalpress_id:  109 455