Как правильно отказаться от тура?

В связи с тем что в последнее время сразу несколько крупных туристических компаний приказали долго жить и, возможно, этот процесс еще не закончен, закономерно встает вопрос: а можно ли вообще отказаться от тура?

Немногие знают, что существует ряд правил и пунктов, по которым можно грамотно и по закону сделать это, не потеряв при этом денег. Ситуацию комментируют специалисты своего дела Олеся Ким, директор, и Александр Турчанинов, руководитель отдела продаж Иркутского филиала туристического агентства «География».

Чем грозит отказ от поездки

У вас изменились планы, вам приходится отказаться от поездки в связи с рабочими моментами или из-за плохого самочувствия вашего родственника. Увы, при аннулировании тура туроператор накладывает штрафные санкции, сумма которых зависит от понесенных им затрат (выкупленного на вас билета, номера в гостинице и т. д.). Естественно, чем раньше вы известите своего турагента о невозможности поездки, тем меньше денег вы потеряете.

Вы официально пишете отказ от тура, и туристическая компания, в которой вы покупали тур, делает запрос туроператору. Тот в свою очередь дает официальный ответ, из которого следует, какой штраф, согласно договору, несет турист:

  • отказ от тура за 3 месяца — штраф в 20% от стоимости тура;
  • за месяц — 50%;
  • за неделю — практически всегда 100%.

Получив расчет штрафа и дождавшись фактического вылета самолета, можно подать заявление на минимизацию расходов. Тем самым сумма, которая была изначально озвучена туроператором, становится точной, так как уже по факту видны затраты и потери от отказа.

Но ситуации бывают разные: иногда удается и при отмене за месяц не потерять денег либо заплатить минимум, а бывает, и отказ за три месяца грозит стопроцентным штрафом. Все зависит от тура, его популярности и продаваемости, а также от требований гостиниц и страны пребывания.

«К примеру, новогодние массовые туры в Таиланд, Бали и Вьетнам, которые официально начинаются с 23 декабря, при отказе в любой срок обходятся стопроцентным штрафом. А есть отели, например в Европе, которые могут пойти на уступки либо взять с вас штраф стоимостью одно- или двухдневного проживания», — поясняет Олеся Ким.

Отдельная страховка

Страховка от невыезда может существенно помочь в этом случае. Но и здесь есть свои подводные камни. Во-первых, причина отказа должна быть серьезной, в рамках, оговоренных в страховке (смерть близкого родственника; болезнь, требующая лечения; отказ в визе). Она обязательно должна быть оформлена на каждого члена семьи в отдельности или на участника группы, иначе покроет отказ только того, на кого она оформлена, а не всех вместе взятых. И, к примеру, рабочие сложности совершенно не подпадают под страховой случай, да и подать отказ надо за 15 дней до вылета или раньше.

Стоит, как правило, такая страховка около 80 долларов. А так как наш народ со скрипом покупает обычные страховки, то такую, дополнительную, даже не рассматривает. Хотя в экстренной и серьезной ситуации она как раз будет работать на вас и при соблюдении правил подачи отказа, причин и сроков покроет до 85% стоимости тура.

Права туриста

На первый взгляд кажется, что туроператор всегда прав. Но это совсем не так. На стороне туриста есть следующее:

  • Закон о защите прав потребителей;
  • Закон о туристической деятельности;
  • Воздушный кодекс РФ.

Покупая путевку, турист вступает в договорные отношения с туроператором, а турфирма является только посредником. В этих отношениях есть свои права и обязанности обеих сторон. Туроператор имеет ряд обязательств, при неисполнении которых можно смело аннулировать поездку, не боясь потерять деньги:

  • если есть существенные изменения в туре (к примеру, вам поменяли дату вылета);
  • угроза жизни и здоровью (это действует только в том случае, если МИД официально запретил посещение страны и Ростуризм — обратите внимание! — не порекомендовал воздержаться, а именно запретил);
  • стихийные бедствия: цунами, землетрясения, наводнения (опять же, если вследствие этого МИД официально закрыл данное направление).
Загрузка...