Как мотивировать ребенка на учебу

Три летних месяца пролетели как один день. Беззаботное время отпусков и каникул сменилось трудовыми и учебными буднями. И если уж взрослым тяжело выходить на работу с отдыха, представьте, как непросто приходится школьникам.

Стресс от Дня знаний и начала учебного года, по мнению психологов, испытывают все — от первоклашек до выпускников. Но не всегда родители, которым важно, чтобы ребенок учился и получал высокие оценки, догадываются об этом.

О том, как мотивировать ребенка на учебу, мы поговорили с нашим постоянным экспертом — иркутским психологом Владимиром Маляновым.

— Владимир, насколько для вас актуальна эта тема?

— Очень актуальна, потому что в этом году мой сын Матвей пошел в первый класс. И мы на себе почувствовали стресс новоиспеченного первоклассника. Об этом же говорят фотографии с линейки 1 сентября — мало у кого из детей на лицах можно заметить искреннюю радость от происходящего. Чаще они находятся в стрессе от противоречивых чувств: с одной стороны, все твердят, что это праздник, торжество. А с другой — это очень волнительно и ново, а также пугает ответственностью и обязательствами. В этот момент родители должны поддержать ребенка, разделив его эмоции, проговорить, что понимают его.

— Но на советских фотографиях все первоклассники сияют от восторга. Стресс от 1 сентября — удел современных школьников?

— Нет, так было всегда. Но теперь люди находятся в более свободном и даже подвешенном состоянии, чем школьники в СССР. Если раньше всем было предельно понятно, зачем учиться, то теперь ясности нет. Школа и институт не дают гарантий стабильного и обеспеченного будущего. Будущее теперь определяют другие факторы: знакомство, внешность, личные данные… Зная это, родители начинают переживать и беспокоиться за будущее своего ребенка. А он, в свою очередь, считывает эту информацию и тоже испытывает тревогу.

— Но это первоклашки. А как переживают начало учебного года ученики средних и старших классов?

— Они уже знают, что такое учебный процесс, и в течение года привыкают к его распорядку. Но с наступлением лета и каникул у них происходит стресс и подсознательное восприятие каникул как отвержения, отчуждения себя от родных пенатов. Первый месяц они переживают это с трудом, остаются на площадку при школе, встречаются с одноклассниками… Потом увлекаются отдыхом и, когда нужно вернуться к учебному процессу, начинают буквально мстить школе — как бы бросают ее. Но, пожалуй, в самом непростом положении оказываются ученики выпускного класса, мотивация к учебе у которых, по оценке психологов, минимальная. Они выходят на финишную прямую и, даже понимая всю ответственность, психологически готовы уже сейчас, в начале года, расстаться со школой. А им приходится вкладывать свои силы в то, что они оставят навсегда уже через несколько месяцев. Поэтому интуитивно они стремятся завершить этот процесс раньше.

— Так как же мотивировать детей учиться?

— Это невозможно сделать заранее и без самой школы — посещения уроков, выполнения домашнего задания, дисциплины в стенах школы и за пределами. Заставить современных детей не получится, они тоньше, сложнее. С ними надо договариваться. Кроме того, любая программа будет полезна ребенку, если ему будет интересно, если его поступки будут самостоятельными, а не полностью подконтрольны родителям. У детей есть внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя на первых порах важнее для него. Например, каждый день встречаться и играть с друзьями. Для девочек — носить разные платья и быть красивой. Со временем внешняя мотивация становится более значимой и переходит в разряд внутренней. К ней могут относиться социальная адаптация, уровень развития, кругозор, практические навыки, знания для поступления в вуз…

— Стоит ли использовать материальное поощрение? Например, платить за пятерки и четверки, а за двойки — штрафовать?

— Это обесценит учебу, сотрет важность таких ценностей, как знание, старание, усилие. Есть риск, что в свое время человек перестанет ценить коллектив, хорошее отношение, идеологическую составляющую работы, корпоративный дух, перспективы карьерного роста… А пойдет туда, где больше платят. Кроме того, это не учит финансовой грамотности. То есть у школьника может сложиться неадекватное реальности представление о стоимости денег.

Сегодня мы спросили у иркутян: «А вас заставляли учиться?»

Василий:

— Я пошел в школу в 1959 году. Учеба давалась тяжело: я левша, а раньше это считалось патологией, и меня переучивали. Методы были простые: отец посмотрит строго — и все сразу понятно. А ремнем по мягкому месту — это вообще в порядке вещей.

Андрей:

— Учиться было нетяжело, и родители еще стимулировали —- хвалили. Так что пряники были, а вот без кнутов родителям удалось обойтись. Любимым предметом была география, а я стал геофизиком.

Галина:

— Учиться было интересно, особенно нравилась физкультура. Я сама теперь учитель начальных классов, так что со своими детьми, когда они у меня появятся, надеюсь договариваться полюбовно. Опыт и педагогическое образование есть.

Нина Борисовна:

— Меня воспитывала бабушка, но она не знала со мной беды — учиться мне нравилось. И интересно, и не хотела отставать от одноклассников. Хотя в наше время никто не объяснял, зачем нам нужна учеба.

Татьяна Васильевна:

— В школе было интересно. А как сейчас их заинтересовать учебой, я не знаю. У меня уже внук ходит в школу, пока беды не знаем, может, потому что маленький.

baikalpress_id:  97 835