Как буряты в старину решали вопрос брачных отношений

Осень — пора свадеб. В этом выпуске Виктор Владимирович Мотошкин, теоретик шаманизма, рассказывает о древних традициях заключения брака.

— У бурят всегда был запрещен брак между членами родственного сообщества. Такие брачные отношения оцениваются как недопустимые. Историк К.Д.Басаева пишет, что в круг лиц, на которых распространялся запрет, входили родственники по отцовской линии. Браки с родственниками по материнской линии допускались. Считается, что после семи поколений от общего предка, когда род разрастался, происходило его разделение. Таким образом, образовывались два самостоятельных рода, члены которых уже имели право вступать в брачные отношения между собой.

Принятой формой брака были брачные отношения по сватовству с уплатой калыма. По материалам Матвея Хангалова, например, у унгинских бурят калым по размерам подразделялся на три категории: 1) 106 голов скота и верблюд с высококачественной шерстью; 2) 99 голов скота и большой верблюд; 3) 85 голов скота и низенький верблюд.

Кроме скота в калым входили деньги в размере 400—600 рублей в зависимости от материального состояния семьи. По теперешним меркам размеры калыма впечатляют. Если в современных условиях жизни ввести калым в старых границах, то подавляющее большинство наших женихов на всю жизнь останутся в бобылях. В денежном выражении 106 голов скота обошлись бы в неподъемную сумму: 106 х 20 000 = 2 120 000 руб. Можно предположить, что у унгинских бурят невесты были очень хороши или скота у них было предостаточно. Возможно, то и другое наблюдалось в совокупности. Во всяком случае, известно, что в уплате калыма принимали участие родственники, каждый из которых помогал чем мог. Основные расходы нес отец жениха. Даже самый малый калым не всем был под силу. В таком случае в действие вступала вторая форма сватовства, суть которой заключался в обмене двух семей невестами. При таком отношении появлялась возможность обойтись без уплаты калыма. Отмечу, что за последнее столетие обе формы сватовства у бурят утратили свое первоначальное значение.

Поскольку заветная мечта каждого бурята — продолжение рода, существенное значение имело то, какими качествами обладали родители и более отдаленные предки новых родственников. Смотрели, не было ли среди предков умалишенных, больных, бездетных, пьяниц и калек. Учитывалось также, с какой стороны той или иной дороги, горы, ниже или выше по течению реки живет новая родня. Выбор был обусловлен многолетними наблюдениями за тем, какие дети получаются при слиянии с теми или иными фамилиями. Анализ такого рода бурятам легко сделать, т. к. память их содержит родственные связи, деловые и личные качества многих сотен и даже тысяч соотечественников.

Большое значение имели и личностные качества: красота невесты, а затем и жены, ее здоровье, работоспособность, умение справляться с домашним хозяйством, мастерство в шитье, в вышивании. Натуральный характер хозяйства бурятского народа возлагал на женщин тяжелые и многочисленные обязанности. Кроме приготовления пищи, дойки коров, ухода за скотом, обработки молочных продуктов, уборки жилья, ухода за стариками, воспитания детей и т. д. женщины занимались шитьем одежды, обуви, головных уборов, рукавиц и постельных принадлежностей на всех членов семьи и многочисленных родственников. Например, моя теща, М.Д.Секретарева из улуса Тааба, за неделю умудрялась сшить вручную семь унтов для своих детей. Особенно много времени и сил требовала обработка сырья, выделка шкур, кожи, катание войлока, витье веревки из конских волос и т. д. В теплое время года женщины в полной мере участвовали в заготовке сена и уборке урожая. Чтобы справиться со всеми этими многочисленными обязанностями, бурятка должна была трудиться от зари до зари. Девушка, обладающая умением заниматься всеми этими работами, ценилась очень высоко независимо от социального происхождения.

 То же самое относилось и к жениху. Пользовались уважением женихи, обладающие большой физической силой, какими-либо способностями умельца. По мнению С.П.Балдаева, высоким мерилом оценки жениха, равно как и просто мужчины, считалось у бурят обладание девятью следующими способностями:

1. Умение бороться (барилдаха)

2. Знание кузнечного дела (дархалха)

3. Умение мастерить, иметь навыки какого-либо ремесла (урлаха)

4. Охотиться (агнаха)

5. Ломать голыми руками позвонок скотины (hэир шаха)

6. Плести кнут из восьми ремешков (наймаар могойшолод минаа томохо)

7. Плести треножник для лошади (гурбилаа шудэр томохо)

8. Натягивать тетиву лука, сделанного из рога (эбэр номын ооhорынь уяжа шадаха)

9. Быть хорошим наездником (урилдаани мори унаха)

Более полувека назад, когда основная часть бурятского населения проживала в сельской местности и существовала за счет скотоводства, жених, обладавший даже не всеми, но многими из этих качеств, пользовался уважением, и его имя было у многих на слуху. Конечно, большинство из вышеперечисленных способностей в наше время, когда хозяйства бурят теряют натуральный приоритет и в улусах работает кое-какая техника, потеряли свою актуальность. Но умение мастерить, владеть каким-либо ремеслом будет всегда в почете.

Хочу добавить, что, несмотря на новые условия жизни, имеет смысл восстановить сватовство по соглашению. Как говорят, игра стоит свеч. Последнее время очень часто наблюдаю, что родители обеспокоены тем, что их дети не способны сами обзавестись семьей. Часто родители, да и молодые тоже, сами просят найти им подходящую половинку. Также бывают случаи, когда пожилые люди с высоты прожитых лет утверждают, что надо было завести семью исходя из родословной. Действительно, в настоящее время родословной своих собак, кошек, лошадей мы уделяем больше внимания, чем родословной своих детей.

До сих по молодожены соблюдают некоторые старинные свадебные обряды. А вот традиция уплаты калыма ушла в прошлое. Если бы калым существовал до сих пор, многим парням пришлось бы ходить в бобылях.
До сих по молодожены соблюдают некоторые старинные свадебные обряды. А вот традиция уплаты калыма ушла в прошлое. Если бы калым существовал до сих пор, многим парням пришлось бы ходить в бобылях.
Загрузка...