Как боханские паромщики переженили два берега

Капитан Сергей Джураев водит самый большой паром в Иркутской области, но мечтает поработать и на других судах

Семейными династиями никого не удивишь. Во многих населенных пунктах округа можно найти целые поколения учителей, врачей, энергетиков, фермеров. Эти профессии для селений вполне привычны.

В Каменке есть одна удивительная семья, чья жизнь связана с пароходством. В селе их так и называют — династия паромщиков. Их общий трудовой стаж насчитывает более 100 лет. И по сей день они бороздят водную гладь родной реки, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Детская сборная капитана

Династия паромщиков в Каменке началась с главы семейства, капитана Юлдаша Джураева. С малых лет он воспитывался в детдоме, затем сбежал оттуда, приехал в Иркутск и поступил в речное пароходство. Поскольку для такой ответственной работы требовалось образование, ему пришлось пройти азы науки, отучиться и только затем он стал водить баржи с горючим. Одним из мест его следования стало село Каменка. Именно там он и познакомился со своей второй половинкой, Ниной Михайловной, коренной жительницей села. Она работала оператором на нефтебазе. Молодые поженились и вместе воспитали шестерых детей.

— Муж возил горючее не только в Каменку, но и в Бильчир, Братск. Бывало, что он неделями уходил в плавание, а мы ждали его дома. Я сама 20 лет отработала оператором и еще 12 бухгалтером на нефтебазе, а у мужа было 47 лет и 7 месяцев непрерывного стажа. Отпуск у нас всегда был только зимой, когда вставал лед. Вся семья в это время собиралась дома, — говорит Нина Михайловна.

Отец часто брал детей к себе на работу, поэтому с юных лет они разбирались во всех тонкостях и спокойно бороздили просторы своей родной реки. Возможно, именно такая детская привязанность к воде и папиной работе стала причиной того, что все дети, за исключением одного, решили так или иначе связать свою жизнь с пароходством. Даже зятья Юлдаша и Нины Джураевых оказались задействованными в навигации людьми.
Юлдаш Джураев проработал до 2001 года, а затем передал свои полномочия сыну Сергею, который на тот момент уже твердо знал, что станет капитаном.

— Я работал на пароме с 17 лет, хотя навыки приобрел задолго до этого. Мы ведь часто с братьями были у папы на работе, смотрели, как и что он делает, даже пытались помогать, хотя нас, подростков, к работе не допускали. Ответственность большая. Можно сказать, что я вырос на теплоходе. Сначала это был «Бурлов». Он здесь плавал с 60-х годов, а сменил его в 2007 году «Благовещенск». Это самый большой паром Иркутской области. Его грузоподъемность порядка 300 тонн, — рассказывает Сергей.

Мужчина окончил иркутское ПТУ № 44, затем Новосибирскую академию водного транспорта по специальности «инженер-судоводитель». Сначала трудился в должности помощника капитана, а затем и сам стал управлять теплоходом. С ним плечом к плечу трудится младший брат Юрий. Парень учится в Усть-Куте в речном училище и параллельно работает мотористом.

До песков за двадцатку

Маршрут у теплохода один и тот же: Каменка — Свирск. Вкруговую он занимает всего лишь 1 час 40 минут. По словам Сергея Юлдашевича, при совхозе на пароме переправляли пшеницу, перевозили крупный рогатый скот на острова. Летом он пасся там, а осенью возвращался домой. Сейчас в основном переправляются лесовозы и отдыхающие. Однако и их в летнее время немало. На барже помещается 55 легковых автомобилей, а людей в разы больше. Этим маршрутом любят пользоваться жители Боханского, Осинского районов и все поклонники «Золотых песков», поскольку переправа значительно экономит время и деньги. Стоимость проезда легкового транспорта составляет 480 рублей, грузового — от 600 до 1,5 тысячи, а для пеших пассажиров всего лишь 20 рублей.

— На Сур-Харбан народ едет, веселится. И пляшут, и поют, и ехор танцуют. Коней на скачки перевозят. Они спокойно переправляются, не брыкаются. Часто молодые на свидания ездят с одного берега на другой. Многие за это время уже поженились, теперь только родственников навещают, — с улыбкой говорит Сергей. — Бывают и иностранцы, в основном поляки. Два раза видел чернокожих. Можно абсолютно точно сказать, что постоянных клиентов у нас много. Паром пользуется спросом. Об этом может говорить и тот факт, что количество рейсов у нас увеличилось: вместо трех теперь четыре.

Капитанские дочки

Как считает капитан Сергей, любовь к воде в их семье, скорее всего, действительно заложена в генах. Плюс сказывается отсутствие другой работы в родном селе.

— Я родился и вырос в Каменке, поэтому, окончив вуз, все равно вернулся домой. Здесь мне все роднее и ближе. Мне нравится моя работа — каждый день дышу свежим воздухом, любуюсь просторами и общаюсь с людьми. Младший брат со мной четвертый год работает. Старший, Николай, штурманом в Иркутске трудится, сестра Людмила кассиром около 20 лет проработала. Так что у нас действительно большая династия, — смеется Сергей.

Всего в штате на теплоходе состоит девять человек: три в командном составе, три рулевых моториста, два кассира и повар. Каждое дежурство сотрудников начинается с того, что они проходят осмотр у врача, где им измеряют давление, проверяют общее состояние здоровья, затем ставят печать в вахтенный журнал. Ну вот и все, работник готов к выходу в рейс. Подобная процедура происходит и с теплоходом. Диспетчер также проверяет его состояние и после этого допускает к работе. Ночует паром в Свирске, а в Каменке стоит только 15 минут, пока производится погрузка.

— Мне нравится здесь работать. Но, конечно, хотелось бы и на большие моря, большие корабли. А для этого необходимо повышать квалификацию, получать рабочий диплом. Каждый водоем, будь-то озеро, река, море или океан, имеет свои особенности и требует знаний. Так что надеюсь, что в будущем у меня все же появится возможность освоить и другие районы, — отметил Сергей Юлдашевич.

В семье у него подрастают три дочки. Они тоже с малых лет проявляют интерес к папиной работе.

— Они частенько просятся, поэтому я иногда их беру с собой в рейс. Кто знает, может быть, кто-то из моих дочерей станет капитаном, — поведал о своей отцовской мечте Сергей.

Иллюстрации: 

Нина Михайловна Джураева воспитала шестерых детей, пятеро из них связали свою жизнь с пароходством
Нина Михайловна Джураева воспитала шестерых детей, пятеро из них связали свою жизнь с пароходством
baikalpress_id:  95 846