Из жизни народного губернатора Приангарья

Фонд сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А.Ножикова продолжает серию публикаций «80 фактов из жизни Юрия Ножикова».

Факт 48. Выступал за повышение прав местного самоуправления

С первых месяцев работы в облисполкоме Юрий Ножиков был сторонником повышения роли местного самоуправления в экономическом и социальном развитии территорий. По его мнению, возможности 20 тысяч народных депутатов городских, районных и поселковых Советов в Приангарье используются слабо. Исполкомы Советов стоят за спиной партийных комитетов и избегают самостоятельности в принятии решений.

— В работе облисполкома и горрайисполкомов имеется еще боязнь взять на себя эту самостоятельность и с ней ответственность, — говорил Юрий Ножиков на сессии облсовета в марте 1989 года. — Есть еще состояние мышления, заключающееся в том, что есть партийный комитет, и он все равно за все отвечает.

Отсутствие достаточных правовых и экономических рычагов влияния при необходимости выполнения социальных программ привело к тому, что по линии местных Советов насчитывалось наибольшее количество долгостроев, хуже всего обстояли дела при строительстве объектов здравоохранения. Юрий Абрамович призвал областной Совет народных депутатов поддержать предложения облисполкома по совершенствованию местного самоуправления.

Добиваясь повышения экономической самостоятельности на местах, Юрий Ножиков использовал трибуну Верховного Совета РСФСР, депутатом которого был избран в 1985 году. В своем обращении к республиканским и союзным министрам, в первую очередь к председателю Совета министров СССР Николаю Рыжкову, председатель Иркутского облисполкома предложил, чтобы план производства товаров народного потребления, разрабатываемый ведомственными предприятиями, в обязательном порядке проходил через утверждение местными органами власти.

Факт 49. Отказался от персонального шофера и сам водил служебную машину

В 1987 году начальник Братскгэсстроя Юрий Ножиков отказался от персонального шофера и сам стал управлять служебной машиной. Для этого он пересел с комфортабельной «Волги» на более простую в управлении и неприхотливую в обслуживании «Ниву».

— Мне было стыдно, что крепкий опытный водитель битые часы просиживает у конторы, — вскоре отвечал Юрий Абрамович на вопросы собкора «Восточно-Сибирской правды» Владимира Монахова. — Тем более что раньше, когда работал управляющим трестом «Востокэнергомонтаж» в Иркутске, прекрасно обходился без шофера.

Этому примеру последовали некоторые руководители Братскгэсстроя, хотя и далеко не все — в самой большой строительной организации Советского Союза перевозкой начальников занималось около 400 персональных водителей.

Будучи председателем облисполкома, главой администрации и губернатором, Юрий Ножиков также самостоятельно управлял служебной машиной. Марка оставалась неизменной — «Нива», менялись только номера. Обеспечением надлежащего технического состояния автомобиля занимался специалист автохозяйства. Рано утром он подгонял машину к подъезду дома, где жил глава региона, закрывал ее и уходил, а вечером, также от подъезда, забирал обратно в гараж.

Юрий Ножиков приезжал на работу одним из первых и порой уезжал за полночь. Все это время белая «Нива», часто в полном одиночестве, ждала своего хозяина у «серого дома».

Иллюстрации: 

Глава региона сам водил служебную «Ниву»
Глава региона сам водил служебную «Ниву»
baikalpress_id:  96 025
Загрузка...