Из мрака к свету

В Иркутском музыкальном театре поставили нашумевший мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса»

Пятого марта состоялась премьера мюзикла-феерии «Алые паруса», приуроченная к 75-летию музыкального театра. За постановку спектакля отвечала Наталья Печерская, само имя которой является залогом успеха. Печерская — настоящий первопроходец и экспериментатор, в ее творческой биографии уже были и классические мюзиклы, и рок-оперы, две из которых — «Юнона и Авось» и «Иисус Христос — суперзвезда» с аншлагами идут до сих пор. И вот теперь русский мюзикл.

Честно говоря, собираясь на спектакль, я думала, что это будет романтичная история в розовых тонах для восторженных девочек, как в фильме с чудесной Анастасией Вертинской. Оказалось, вовсе нет. Романтика в спектакле, конечно, присутствует, но в большей степени это история о человеческой жестокости, равнодушии и одиночестве.

Авторы либретто Андрей Усачев и Михаил Бартенев серьезно переработали первоисточник, добавив туда новых персонажей и сюжетные линии. Но с точки зрения драматургии так даже интереснее. В их версии коллизия спектакля больше напоминает «Кэрри» Стивена Кинга и отчасти «Догвилль» Ларса фон Триера. Многие вещи не могут не шокировать: например, в самом начале Мэри, мать Ассоль, становится объектом надругательства пьяных матросов. Или сцена в кабаке, когда жертвой травли становится сама Ассоль. А еще есть сцена в борделе, где героиня пытается развлекать искателей приключений.

Весь мир против Ассоль: старухи провожают ее криками «Сумасшедшая!»; отец попадает в тюрьму; бродяга Эгэль, который однажды предсказал ей капитана под алыми парусами, уже не так уверен в своих словах.

При этом Наталия Печерская, в отличие от многих своих коллег, постаралась смягчить мрачные стороны либретто, в постановках других режиссеров все гораздо откровенней и жестче. Но таковы законы жанра. Мюзикл не терпит вялости в сюжете, все эмоции и чувства должны быть предельно обострены, иначе это просто спектакль с песенками.

И вот что интересно, в России к постановке мюзиклов сначала относились с избыточным фанатизмом: если мюзикл, значит, нужно делать точно как в Нью-Йорке. Чтобы шоу шло беспрерывно семь дней в неделю. И в течение года как минимум. Но у нас свои традиции и особенности. «Алые паруса» в Иркутском музыкальном театре доказывают, что совсем необязательно блюсти чистоту жанра и мюзикл вполне успешно может существовать в репертуарном театре и на отечественном материале. Прелесть «Алых парусов» в том, что это оригинальный российский проект, наследующий традиции отечественного музыкального театра, начиная с сюжета и заканчивая музыкой. Композитор Максим Дунаевский очень тонко чувствует особенности восприятия, поэтому все композиции мюзикла отличаются особым мелодизмом и задушевностью, именно так, как мы любим. Чтобы душа пела!

Два слова об исполнителях. Я видела только один состав, в котором мне понравились Мария Дербина (Ассоль), Николай Мальцев (Эгэль), Александр Айдаров (священник) и Станислав Чернышев (Меннерс-младший). Они не только хорошо играли, но и замечательно пели.

Хотя не могу не отметить, что не все исполнители были одинаково убедительны в вокальном отношении. Те, кто смотрел спектакль, поймут, о чем я.

Несомненным плюсом спектакля является великолепная работа художника-постановщика Виктории Хархалуп (Москва). «Алые паруса» завораживают неземной красотой, действие будто парит над сценой в мареве из тумана и солнечных бликов, создавая атмосферу романтической мечтательности. Виктория Валерьевна Хархалуп — признанный мастер, доцент Школы-студии МХАТ и руководитель курса художников по костюму в ГИТИСе. В качестве сценографа и художника по костюмам она разрабатывала сценографию спектаклей в театрах Москвы, Сыктывкара, Кирова, Казани, Самары и других городов России.

— Для меня Иркутск — город особенный, — рассказала она «Пятнице», — здесь я делала свой самый первый профессиональный спектакль в качестве художника. Это была опера «Травиата». Я очень люблю ваш театр, и для меня это был очень важный момент — вернуться в Иркутск, где состоялся мой дебют. Вернуться к команде. А команда у нас собралась очень хорошая: режиссер Наталья Владимировна Печерская, художник по костюмам Ирэна Белоусова и художник по свету Галина Мельник. В таком составе мы уже работаем не первый раз.

По словам Виктории, ей очень хотелось, чтобы в основе художественного оформления было море. И именно в движении. Но технически это воплотить на сцене было непросто: «И мы придумали такое решение — море сквозь доски старого причала. Свет, струящийся от воды, проходит через доски, заливая сцену. В мюзикле постоянно звучит тема волн и ветра, поэтому важно было добиться эффекта выхода этих волн и ветра на сцену».

Также перед художником стояла задача создать пространство: с одной стороны, пустое, а с другой — наполненное.

Поэтому в спектакле активно используются мостки, с помощью которых действие быстро переносится с городской площади на палубу корабля, из таверны — на маяк.

— И еще очень важный момент — свет, — говорит художник-постановщик. — Любую самую прекрасную декорацию можно обезличить светом, но в Иркутском музыкальном театре работает прекрасный художник по свету Галина Павловна Мельник, большой профессионал, которая наполнила и оживила сцену. Это ощущение струящегося воздуха получилось во многом благодаря ей. Большой вклад в создание мюзикла сделал начальник видеокомплекса московского театра «Новая опера» Даниил Герасименко, который делал компьютерную анимацию и графику. Мне кажется, ему удалось очень точно передать наш замысел: море, переходящее на сцену.

Кроме того, по словам художника-постановщика, при оформлении спектакля учитывались жанровые особенности мюзикла, действие в котором должно развиваться очень динамично и непрерывно: «Мы постарались использовать минимум средств, чтобы можно было легко и быстро менять место действия. И здесь снова нужно сказать о команде: в Иркутском музыкальном театре замечательные мастера монтировочного цеха. Быстрая смена декораций — это их заслуга».

  • Кто автор

Идея создания мюзикла «Алые паруса» принадлежит Максиму Дунаевскому, народному артисту России, сыну выдающегося композитора Исаака Дунаевского. Максим Дунаевский известен как автор музыки к фильмам о трех мушкетерах, а также «Ах, водевиль, водевиль…», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания!» и другим. В жанре мюзикла он активно работает с 2005 года.

Иллюстрации: 

Жуткое видение Лонгрена, отца Ассоль. После смерти жены его обвинили в гибели хозяина таверны Меннерса, которому он не подал руку во время кораблекрушения.  И вот теперь утопленник явился напомнить о себе
Жуткое видение Лонгрена, отца Ассоль. После смерти жены его обвинили в гибели хозяина таверны Меннерса, которому он не подал руку во время кораблекрушения. И вот теперь утопленник явился напомнить о себе
Героиня мюзикла Ассоль с самого момента рождения обречена быть изгоем. Ее мать утопилась в море. Отец спился и попал  в тюрьму. Жители городка называют ее сумасшедшей. Выжить в жестоком мире ей помогает вера в капитана Грэя, который однажды приплывет на корабле с алыми парусами и увезет ее далеко-далеко
Героиня мюзикла Ассоль с самого момента рождения обречена быть изгоем. Ее мать утопилась в море. Отец спился и попал в тюрьму. Жители городка называют ее сумасшедшей. Выжить в жестоком мире ей помогает вера в капитана Грэя, который однажды приплывет на корабле с алыми парусами и увезет ее далеко-далеко
Финальная сцена. Капитан Грей все-таки приплыл, как и было предсказано.  Все поют и танцуют под потрясающую музыку Максима Дунаевского
Финальная сцена. Капитан Грей все-таки приплыл, как и было предсказано. Все поют и танцуют под потрясающую музыку Максима Дунаевского
Загрузка...