Из кювета — всем миром

История о том, как жители Иркутской области спасли двух дальнобойщиков

Свою первую поездку близ Байкала Александр Сирюков и Виктор Митрофанов — дальнобойщики из Томска — запомнят на всю жизнь. На крутом Култукском перевале в районе Ангасолки их фура заглохла, и, чтобы не разбиться, водителю пришлось положить многотонный грузовик на обочине. Маневр был удачным — не пострадали ни машина, ни люди, и даже трасса осталась свободной для движения. Тем не менее следующую неделю мужчинам пришлось жить на месте аварии. Чтобы не замерзнуть насмерть, томичи построили шалаш и разводили костры, морозы по ночам доходили до минус 37 градусов. Неизвестно, как долго они смогли бы протянуть, если бы не доброта и отзывчивость жителей Иркутской области. Томских дальнобойщиков согревали буквально всем миром: люди привозили горячую еду, теплую одежду, предлагали ночлег в собственных автомобилях. Всего за сутки собрали нужную сумму не только на подъем тягача, но и на его ремонт.

Дорога, которая удивляет

Фуры на обочине уже давно стали визитной карточкой дороги Шелехов — Слюдянка: на крутых поворотах грузовики здесь переворачиваются один за другим.

— Мне все советовали: «Витька, первый раз идешь на Култук — иди днем!» — рассказывает Виктор Митрофанов, один из участников этой дорожной эпопеи. — Но я прошел бы его без проблем, ведь мы ехали по чистому асфальту, льда не было. Подвела техника…

 Водительский стаж Виктора Митрофанова — 25 лет. Из них 15 лет он отработал, перевозя различные грузы по всей западной части страны. Бывал и на иркутских зимниках — завозил на КамАЗах буровые установки через Усть-Илимск до Богучан и дальше. Вспоминает, что там дороги намного сложнее. Поэтому, когда ему впервые предложили отвезти груз на восток — до Благовещенска, Виктор не испытал волнения.

— Проехав практически всю Россию, я могу сказать, что эта трасса, Иркутск — Улан-Удэ, удивила, но не испугала, — говорит он. — За всю мою практику у меня всего четыре аварии, но крупная — впервые. Что стало причиной, мы еще будем выяснять. Это либо электроника, либо некачественное топливо.

Еще летом житель Томска Александр Сирюков решил взять в аренду американский тягач «Вольво». Он также шофер со стажем, несколько лет возил строительную технику — бульдозеры, экскаваторы. Но за пределы Томской области не выезжал. Поэтому, когда решил подзаработать на дальних перевозках, взял себе в напарники Виктора. Два месяца назад они вместе уехали до Благовещенска, были в Забайкальске, а после повезли груз — три тонны винограда и 19 тонн кислой капусты — в Челябинск.

— Все произошло в субботу, 23 января, — рассказывает Александр. — Мы переночевали на стоянке возле Култука, позавтракали, заправились, и в восемь утра тронулись в путь. Буквально через час на съезде с перевала вдруг заглох движок. За рулем был Виктор.

— Я ударил по тормозам, — продолжает уже Виктор, — но они отказали. Справа — обрыв, слева — гора. А внизу уже не повернешь — скорость-то там совсем бешеная будет. И не дай Бог, кто на пути окажется! Я принял единственно возможное решение — завалить фуру набок.

Мародеры успели поживиться

Грузовик улетел в кювет, но остался цел. Казалось — поднимай и езжай дальше. Но не тут-то было. Сотрудники ГИБДД после оформления протокола только развели руками: искать спецтехнику и кран вам придется самостоятельно, вот найдете — тогда и вызывайте, мы дорогу перекроем.

— Своих денег у нас на тот момент было всего 10 тысяч, — признается Александр. — Первый день у нас ушел на то, чтобы связаться с диспетчером и перегрузить товар другим дальнобойщикам. В ином случае пришлось бы возмещать убытки.

Надо сказать, что уже на этом этапе томичам оказывали помощь жители Ангасолки, Култука, которые останавливались, заметив лежавшую на боку фуру. Ночью, когда сильно похолодало, замерзших дальнобойщиков отвезли в гостиницу в Култуке, где они начали обзванивать спецслужбы. Однако стоимость услуг оказалась им не по карману — за подъем и эвакуацию просили 60 тысяч рублей. Звонили они и в МЧС, но там ответили, что поднимать фуры не входит в их обязанность.

— Сказали — звонить, только если будет существовать угроза жизни, — рассказывает Виктор. — То есть, если мы будем замерзать, они к нам приедут и напоят горячим чаем…

Пока парни искали выход из положения, тягач оставался без присмотра. Прошло всего пять часов, но этого времени мародерам хватило, чтобы снять с него восемь колес (те, что были сверху), четыре аккумулятора, две ступицы, панель приборов, магнитолу, рацию…

— Примерно на 200 тысяч рублей нас обокрали, — с содроганием вспоминает Александр. 

— Мы, когда это увидели, поняли, что ни на шаг от машины отходить нельзя, ведь были еще мотор и запчасти — тысяч на сто. Так что соорудили мы шалаш в лесу из подручных средств. В ход пошли поддоны от товара, пенопласт, дорожные сумки, матрасы. Заготовили дров, развели костер, сели спинами друг к другу и стали ждать чуда — а что нам еще оставалось делать?..

Спасение — дело добровольное

Впрочем, спать на улице им не пришлось. Да и мыслимое ли это дело, если на улице сорокаградусный мороз!

— Каждую ночь к нам приезжали люди из ближайших поселков, чтобы мы могли погреться в их машинах, — рассказывают дальнобойщики. — Один раз мужчина приехал из Иркутска на микроавтобусе, мы смогли раздеться и легли у него в кабине — прямо как дома. Нас поразило, что у него трое ребятишек, жена-инвалид и зарплата в 9 тысяч рублей — а он вот не пожалел бензина, приехал и дал нам возможность поспать в тепле.

Но самое удивительное началось чуть позже. В ночь с четверга на пятницу возле них остановилась еще одна машина. Житель Култука посадил мужиков в теплый салон, а после позвонил жене и попросил ее разместить в Интернете объявление. Утром 29 января в сообществе «Типичный Байкальск» появилась запись: «На трассе Иркутск — Слюдянка случилось ДТП: опрокинулась белая фура, лежит в 88 километрах от Иркутска. Двое ребят из Томска замерзают и голодают. Если кто поедет в ближайшее время до Иркутска, завезите им хотя бы что-нибудь из еды».

— И люди начали приезжать! — рассказывает Александр. — Вы не поверите: каждый день до трех часов ночи ехали! Везли хлеб, сало, сигареты, одежду теплую. Одна женщина на «Лексусе» подъехала, привезла совершенно новую куртку. Потом девчонки в три часа ночи привезли горячего супа. Это так нас тронуло, что мы до сих пор в шоке. У меня просто нет слов, чтобы выразить всем людям свою благодарность…

А информация о замерзающих дальнобойщиках продолжала гулять по Интернету. В субботу в социальной сети «ДТП 38» появился призыв собрать для томичей денег на подъем и ремонт грузовика. Надо отметить, что отозвались не только жители Приангарья — деньги стали перечислять буквально со всей страны.

— Вот, правду говорят — с миру по нитке, — продолжает Виктор. — Даже одна бабушка из Сочи перевела 200 рублей, представляете?!

 Всего за три часа удалось собрать сумму, необходимую для подъема и эвакуации. Тут, надо отметить, уже и сами эвакуаторщики пошли навстречу — согласились отбуксировать тягач за 12 тысяч. 30 января началась спасательная операция: подъехал кран, сотрудники ГИБДД перекрыли трассу.

— В тот день первый раз потеплело, — с улыбкой уже вспоминает Виктор, — было всего минус 14.

В субботу «Вольво» отбуксировали до Иркутска, сейчас он стоит на ремонтной базе. Томские дальнобойщики первую ночь провели у случайных знакомых, а позже их бесплатно поселили в гостиницу. Сейчас их грузовик проходит диагностику. Недостающие колеса для него уже нашлись — их привозили из Иркутска и даже из Улан-Удэ.

— Конечно, это не новые колеса, но их хватит, чтобы доехать до дома, — говорят томские водители. — Сбор средств надо тоже прекращать. У нас на счету уже есть необходимая для ремонта сумма.

В надежных руках

На данный момент Александр и Виктор в полной без­опасности, однако волонтеры продолжают оказывать им помощь.

— Когда я об этом узнал, парни уже в Иркутске были, но все равно решил помочь, — говорит житель Шелехова Максим Халтурин. — Потрачу день-два — меня не убудет. Сейчас вот поедем с Витей и Сашей за инструментами. Этот чемоданчик 20 тысяч стоит. Зачем им покупать — я дам на время, они потом вернут.

Еще один добровольный помощник, который продолжает помогать томичам уже в городе, — Руслан Музафаров.

— Я приезжал к ним, когда они еще на трассе стояли, привозил продукты, — говорит иркутянин. — А сейчас хочу убедиться, что они благополучно отремонтируют свой тягач и уедут домой. О том, как продвигаются дела, я постоянно сообщаю у себя на странице в соцсети — много людей сейчас переживает за ребят. Никто ведь не застрахован от такой ситуации, поэтому люди так и реагируют.

Спасенные дальнобойщики надеются, что к концу этой недели они будут дома. Тем более что там их заждались. На днях у Александра Сирюкова родится первый внук, и скоро дед его увидит. В том числе благодаря помощи неравнодушных жителей Иркутской области.