Испытание грехом

На большие экраны вышел «Орлеан» — один из самых необычных отечественных фильмов XXI века

В широкий прокат вышел фильм Андрея Прошкина «Орлеан» — сценарий написал Юрий Арабов по своему одноименному роману. Роман был опубликован несколько лет назад, даже вошел в шорт-лист «Большой книги». Но теперь стало очевидно: все, что там описано, должно было быть снято Прошкиным — снято именно так, именно в такой манере жестокого, черного гротеска, именно с Лядовой, с Сухоруковым, сопровождено музыкой Tiger Lillies. И вот тогда это стало законченным произведением. Арабов — прекрасный писатель, но сценарист он просто гениальный.

Типичный провинциальный городок с нетипичным названием Орлеан населен персонажами на первый взгляд ненастоящими. Блудница-парикмахерша, страшный мент со шрамами на лице и глазами убийцы — хозяин города, врач-философ — идейный бабник, стремящийся к полному саморазрушению, безумный иллюзионист... Все доведено до предела, каждый персонаж — чистый, законченный тип.

Орлеан погряз в грехе, и вот на город надвигается гнев небес — разрушительная буря, неизбежное наказание. И перед бурей в город приходит экзекутор — человек (или не человек), который сам расправляется с грешниками. Конечно, это не внешняя сила. Экзекутор — это совесть, поэтому его нельзя убить. Поэтому парикмахерше Лидке после аборта мерещится, что мусорные пакеты с больничными отходами шевелятся, будто нерожденные младенцы рвутся наружу. Поэтому врачу кажется, что его оттаскивает от очередной женщины его отец, который на самом деле лежит парализованный в соседней комнате без всякого ухода. Совесть можно забить до обморока, можно заглушить препаратами, можно даже распилить ее пополам, но она возвращается. И тогда остается только залепить уши воском и зашить глаза. И то не поможет, потому что буря уже близко.

Никакой внешней силы нет, все скрывается внутри нас и ищет выхода.

Поэтому в кресле, приготовленном на въезде в город для Машиаха — мессии, который должен прийти и вывести из обреченного города праведников, — в этом кресле в финале кривляется цирковая обезьяна. Обезьяна — это зеркало, хотя и кривое, да только прямого-то в этом мире вообще ничего нет. Ну и какого еще мессию ждать в городе, где праведников нет? Ну, один, может, есть — герой Павла Табакова, который в конце все-таки, наверное, спасает душу блудницы.

Картина безжалостна — и к героям, и к зрителю. А что нас жалеть, если мы готовы аплодировать, когда перед нами на арене по-настоящему перепиливают человека? Но, помимо этого, картина просто хороша — своими замечательно придуманными деталями, антуражем, атмосферой. Гигантским лысым котом, цирковым грузовиком с жутким слоном на крыше, рассуждениями, вложенными в уста совершенно не тех героев, от которых можно этого ожидать. Похоже, что время черного абсурда вернулось в кино, или это реальность снова подошла к той точке, когда о ней можно говорить только так.

Такие периоды уже случались. Готов ли зритель, покажут результаты проката.

— Я бы назвала эту картину трешем, если понимать под этим словом нечто экзотическое, непохожее на привычное, абсурдное, — рассказывает актриса Елена Лядова, сыгравшая парикмахершу Лидию. — В самом фильме органично слились и драма, и комедия, и притча. Вообще это какой-то морализаторский треш. Герои «Орлеана» говорят философскими высказываниями, хотя насквозь пропитаны бытом и вообще живут на низких частотах. Картина оставляет ощущение не только комизма, но и горечи. Смешно и печально.

— Прочитав сценарий, я понял: чтобы сыграть в этом фильме, сделаю все, что хочешь, — делится актер Виктор Сухоруков. — На столе сплясать — спляшу. Пробежаться кроссом до Кремля — добегу. Впервые за много лет я согласился на кинопробы, которые длились четыре часа... Слово «экзекутор» не каждый понимает, особенно молодежь. Но я думаю, что эта история будет им любопытна. Здесь есть все: и любовь, и страсть, и предательство, кровь, садизм — все компоненты жаркого наблюдения за какими-то страстями. Но есть еще ум, философия, мифология, некая надчеловеческая интрига. Человек совершает поступок, к нему приходит другой человек и говорит: «Ты будешь за это наказан». Кто такой, откуда взялся, что это, по какому праву, кто ты есть и почему ты считаешь, что этот проступок преступный. И в результате раскручивается уникальная история, которая должна быть понятна всем, полезна от мала до велика и необходима каждому из нас, потому что там есть испытание грехом, проверка на грехе и наказание за грех. И мне кажется, эта картина имеет право быть букварем на школьном столе, библией у кровати, кодексом, напоминанием, инструкцией для каждого из нас.

Актер Виталий Хаев также уверен, что «Орлеан» будет интересен молодежи и зрителям среднего поколения, так как фильм сделан интересным языком и повествует о вполне понятных для каждого проблемах. «Это такой мистический триллер и в то же время черная комедия — все подряд. Я думаю, что это про наказание, про то, что мы знаем о нем, но спохватываемся уже когда бывает достаточно поздно», — говорит Хаев.

Актер Олег Ягодин видит в мире «Орлеана» отсылки к произведениям Михаила Булгакова, Николая Гоголя и Франца Кафки. «Интересно, что это вроде бы российская глубинка, маленький городок, и все-таки она находится вне какой-то конкретной страны. Это универсальная история любого маленького городка, человека, мира. Это действительно фантасмагория греха», — заключает Ягодин.

  • Награды фильма «Орлеан»

XXXVII Московский международный кинофестиваль:

  • приз «Серебряный Георгий» за лучшую женскую роль — Елене Лядовой;
  • приз Федерации киноклубов России — лучший фильм российских программ по результатам рейтингового голосования.

По материалам СМИ

Иллюстрации: 

Виктор Сухоруков: «Слово «экзекутор»  не каждый понимает, особенно молодежь.  Но я думаю, что эта история  будет им любопытна»
Виктор Сухоруков: «Слово «экзекутор» не каждый понимает, особенно молодежь. Но я думаю, что эта история будет им любопытна»
Похоже, что время черного абсурда вернулось в кино, или это реальность снова подошла к той точке, когда о ней можно говорить только так. Такие периоды уже случались. Готов ли зритель, покажут результаты проката
Похоже, что время черного абсурда вернулось в кино, или это реальность снова подошла к той точке, когда о ней можно говорить только так. Такие периоды уже случались. Готов ли зритель, покажут результаты проката
Орлеан погряз в грехе, и вот на город надвигается гнев небес — разрушительная буря, неизбежное наказание
Орлеан погряз в грехе, и вот на город надвигается гнев небес — разрушительная буря, неизбежное наказание
baikalpress_id:  109 012