Исправленному верить

Образование способно вернуть преступника к нормальной жизни, считают в Ангарской воспитательной колонии

Как ни парадоксально, но для многих подростков, преступивших закон, нормальная жизнь начинается только за решеткой. Эти дети зачастую не нужны родителям, мешают соседям, создают проблемы в школе, а значит, лишены возможности полноценного личностного развития. В корне изменить ситуацию стараются в Ангарской воспитательной колонии. Здесь регулярно проходит конкурс «Лучший ученик года», работает тьюторская служба, а в этом году с середины января начал работу отряд с облегченными условиями пребывания. Для тех, кто стремится к нормальной жизни, здесь созданы по-настоящему комфортные условия.

Главная победа — над собой

Школа при Ангарской воспитательной колонии необычна тем, что ее учредителем является Федеральная служба исполнения наказаний. В школе работают 15 педагогов высшей категории. По своей оснащенности она одна из лучших в Иркутской области. Результаты обнадеживают: в этом году среди 9-х классов здесь показали один из самых высоких в области балл по ГИА.

— Вся жизнь нашей школы подчинена одной идее: разбудить в воспитаннике его собственное «я», — говорит Ирина Пескова, директор вечерней школы Ангарской воспитательной колонии, — для того, чтобы в дальнейшем он смог достойно реализоваться в жизни. Если собрать воедино все наши методики, технологии, подходы, то эту идею можно выразить словами: сделай себя сам.

Один из тех, кто понял и поддержал учителей, — Валерий Горин, участник и победитель научных конференций муниципального и всероссийского уровней. Он выступает наряду с учениками обычных образовательных школ. Учителя вечерней школы, находящейся на территории колонии, гордятся его заслугами и шутливо говорят: «Он у нас основательный!»

Но так было не всегда. В колонию для несовершеннолетних житель Черемхово Валерий Горин попал четыре года назад за тяжелое избиение, повлекшее смерть человека. Три года в неволе он никак не проявлял себя. Как и большинство, был замкнут, угрюм и вспыльчив. Он и сейчас рассуждает своеобразно, объясняя появившуюся тягу к учебе тем, что «здесь больше нечем заняться».

Но тут же добавляет:

— У меня большой срок, и долгое время я думал, что отсюда пойду в ИК для взрослых. Но потом сделал вывод: зоновская карьера не для меня. Сейчас могу пойти на УДО, потом окончу школу и поступлю на юридический факультет в университет. Теперь я совершенно в себе уверен.

 Статистика показывает: образованные люди редко совершают преступления. Например, в колониях Иркутской области отбывают наказание лишь три процента людей с высшим образованием. Тех, кто получает его после освобождения из детской колонии, тоже немного, но самое главное, что они есть. Так, среди бывших воспитанников Ангарской колонии уже есть выпускники вузов, которые сегодня благополучно живут и работают, даже занимают руководящие посты.

— Один из наших выпускников, победитель конкурсов, после освобождения самостоятельно поступил в иркутский вуз, затем в аспирантуру, сейчас пишет диссертацию и одновременно трудится на престижной работе, — рассказывает Ирина Пескова. — Он даже создал прецедент: написал письмо министру обороны с просьбой разрешить ему, с судимостью, нести службу в армии.

Конечно, далеко не у каждого получается исправиться — многих на воле никто не ждет, не поддерживает, а сил вырваться из привычной среды обитания по-прежнему нет.

— На содержании у нас сегодня 123 человека, из них 24 — сироты, — говорит начальник отдела по воспитательной работе с осужденными Олеся Ледянкина. — В прошлом году десять человек после освобождения вернулись в детдома. Именно у таких ребят случаются рецидивы. Мы же со своей стороны делаем все, чтобы этого не случилось. Ведь, чтобы стать успешным, уверенным в себе человеком, нужна хорошая мотивация, прежде всего в учебе.

Мечта о лучшей доле

Один из стимулов учиться — участие во всевозможных конкурсах самого разного уровня, от городского до международного. На прошлой неделе в вечерней школе АВК прошел один из них — на звание лучшего ученика школы. Претендовали на него семь человек, но таковым признали 16-летнего Егора Халатова. Он отлично прошел контрольный тест, провел творческую презентацию и даже спел песню Yesterday группы The Beatles.

— Мои мама и папа — врачи, — рассказывает Егор, год назад осужденный по 162-й статье — за разбой, совершенный с применением насилия. — И я, когда снова выйду на волю, тоже буду врачом.

И совершенно неважно, что первая часть рассказа — выдумка. Как объясняет психолог, это то, о чем мечтает Егор. Он хотел бы жить такой жизнью, но в реальности его мать лишена родительских прав и на данный момент сама отбывает наказание в местах не столь отдаленных. Отец в документах и вовсе не значится. Другое дело, что сам Егор уже увидел: жизнь может быть иной. В его дневнике теперь одни четверки, а любимые предметы — математика и английский язык. Он уже получил в училище при колонии профессию каменщика, а теперь планирует окончить школу и продолжать учебу дальше. И кто знает, может быть, в качестве профессии он действительно выберет медицину.

— Егор сейчас находится в самом начале пути, — говорит директор Ирина Михайловна. — Он уже поверил в то, что у него есть способности. Теперь нужно, чтобы появилось желание поменять свою жизнь — не в теплотрассе сидеть, не пить горькую с родителями и друзьями, а жить достойно! Это и есть самое трудное в нашей работе — зародить в них это желание…

На самом деле условия, в которых содержатся несовершеннолетние нарушители, вызывают самые приятные эмоции. На территории есть свой зимний сад, бассейн, клуб, игровой зал, кабельное телевидение. За каждым осужденным закреплен постоянный шеф-наставник (тьютор), который на протяжении всего срока отбывания наказания проводит с ним индивидуально-воспитательную работу, оказывает помощь в адаптации. Педагог вместе с ребятами выезжает на конференции, где они наравне со школьниками из других школ, гимназий и лицеев выступают с докладами, проводят различные презентации. Как правило, особых успехов достигают те, кто находится в колонии длительное время. У них есть время поработать над собой, получить необходимые знания и применить их на практике.

А совсем недавно здесь начал работу отряд облеченных условий отбывания наказания.

— Чтобы попасть из обычных в облегченные условия, воспитанник должен заслужить положительную характеристику: учиться в школе, получать профессию в училище, не допускать нарушений, — рассказывает Олеся Ледянкина. — Едва попав в колонию, абсолютно все осужденные, и воспитанники в том числе, знакомятся с системой социальных лифтов. Из обычных условий человек должен перейти в облегченные, следующей ступенью станет условно-досрочное освобождение. Это делается, чтобы стимулировать осужденных к исправлению.

Но если раньше условия отличались только количеством разрешенных свиданий и суммой, которую позволено тратить в магазине колонии, то теперь улучшения стали наглядными. В отдельном блоке лучшим воспитанникам выделена отдельная спальня. Она разбита на секции, в каждой четыре кровати. Свободное время подростки могут проводить в комнате отдыха с фонтаном, аквариумом или в игровой — здесь установлены приставки X-Box, столы для игры в бильярд и пинг-понг. У них есть даже своя столовая с электрокамином и сенсорная комната, где можно сбросить эмоциональное напряжение.

Ради спасения жизней

Сегодня в Ангарской воспитательной колонии содержатся несовершеннолетние правонарушители из Иркутской области, Забайкальского и Красноярского краев, Свердловской области и Республики Тыва — в основном подростки от 16 до 18 лет. Среди них — осужденные за изнасилование (20 человек), воровство (21), за грабеж (13) и разбой (15). Но больше всего за убийство — таких здесь 24 человека.

— То, какими они выйдут на свободу, во многом зависит от деятельности нашей школы, — заключает Ирина Пескова. — Работа у нас не из легких, но я благодарна своей судьбе за то, что она привела меня именно в школу воспитательной колонии, сюда, где важны человеческие качества и где каждый учитель, подобно врачу, в прямом смысле спасает жизни.

Показательный пример проделанной работы: в прошлом году имена двух воспитанников Ангарской воспитательной колонии вошли в третью часть книги «Ими гордится Россия». Такой чести они удостоились за работу по исследованию содержания вредных веществ в продуктах питания Ангарска. И нельзя не согласиться с тем, что подобные достижения — это возможность доказать окружающим, что, даже несмотря на совершенный проступок, любой может изменить свою жизнь к лучшему

Загрузка...