Искусство по зову предков

Художники и мастера округа создают изделия, связанные с легендами Байкала и бытом кочевого бурятского народа
Все работы созданы на глубоком знании национальных традиций  и бурятской мифологии.
Все работы созданы на глубоком знании национальных традиций и бурятской мифологии.

Структурную композицию «Ахануд. Дайдын убгэд» создала Анжелика Алсаткина. Три старца, бережно охраняющие атрибуты выставки.
Структурную композицию «Ахануд. Дайдын убгэд» создала Анжелика Алсаткина. Три старца, бережно охраняющие атрибуты выставки.

27 июля в Иркутском городском выставочном центре им. В.С. Рогаля открылась выставка «Космизм байкальского язычества», посвящённая 25-летию ОГБУК «Усть-Ордынский Национальный центр художественных народных промыслов», где представлено более сорока произведений.

Быт кочевого народа

Во время открытия выставки с приветственным словом выступила начальник отдела культуры администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» Ирина Молоткова. Она поблагодарила мастеров и художников за их любовь к искусству и безграничный талант.

— Ваше творчество искреннее и красочное по мысли и исполнению, наполнено пронзительной любовью к родной земле, философией жизни и нравственной основой человеческого бытия. Пусть ваши работы удивляют, волнуют и дают повод всем нам чаще думать о сокровенном, открывая новые грани художественного искусства.

Такое необычное название выставки – «Космизм байкальского язычества» – связано с тем, что, по бурятским преданиям, космизм связан с представлением о Вселенной, которой управляют невидимые сверхъестественные силы, а озеро Байкал является мощным энергетическим центром, соединяющим энергетические поля Земли и Космоса.

Мастера и художники Центра к выставке готовились целый год. Предметы быта и атрибуты свадебного обряда и интерьера, связанные с шаманизмом, сделанные исключительно из природного материала, созданы по старинным технологиям. Чтобы изделия получились точной копией, собирали и изучали фотографии и документальные первоисточники, касающиеся традиционной бурятской культуры.

Народный мастер Иркутской области, член молодёжного объединения «MIX» ИРО ВТОО «Союз художников России» Эдуард Куклин представил взору посетителей монументальное произведение из кожи и металла «Мировое древо».  В своей работе мастер изобразил тотемных животных: высший мир – лебедь. Хори-буряты называют себя сагаан тубуунтан, что означает происхождение от белой птицы. Средний мир – бык Буха-ноен, который является самым почитаемым животным эхиритов, булагатов и хонгодоров. Низший мир – налим, считающийся священной рыбой бурятов эхиритского рода.

На выставке представлены предметы быта, например, «Дэрээ. Подушка». Известно, что в старину в бурятской культуре существовал свадебный обряд: когда невеста приходила в юрту жениха, с собой приносила сундуки, подушки–подголовники и другие бытовые предметы, чтобы обустроить внутреннее убранство жилья. А семья жениха в свою очередь готовила юрту. Если жених не мог предоставить жильё, то приходил в семью невесты и работал на протяжении какого-то времени, чтобы заработать на калым.

Подушку Эдуард Куклин делал совместно с художником-декоратором Маргаритой Алексеевой, которая сшила ткань в национальном стиле с изображением орнаментов, а он сделал боковые части, украсив серебряными пластинами.

Эдуард Куклин является не только мастером Центра, но также в 2020 году он попал в Книгу рекордов Иркутской области.  Мастер изучал записи исследователей-этнографов и музейные экспонаты, по которым восстановил комплект свадебных украшений прибайкальских бурятов XVI—XVII веков.

Кочевой образ жизни бурятов в своих изделиях изобразил мастер Федор Тулохонов, изготовивший из сосны и берёзы сундуки, пиалы, хранилище для онгонов и трубки из дерева, кости и металла. При этом на сундуках художник искусно вырезал бурятские орнаменты, символизирующие богатство и благополучие в бурятской культуре.

Художник ОГБУК «Унцхнп» Юрий Куклин, занимающийся обработкой металла, изготовлением бурятских ножей и предметов национального быта, на выставке представил точную копию бубна с колотушкой и кнуты из сыромятной кожи и дерева.

Великие старцы

Прогуливаешься по залу, и в глаза бросаются три старца, словно бережно охраняющие атрибуты выставки. Структурную композицию «Ахануд. Дайдын убгэд» («Старейшины. Земные старцы») представила Заслуженный деятель культуры Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, член Союза художников России и Народный мастер Иркутской области Анжелика Алсаткина. Мастер создала старцев из ивового прута, конского волоса и войлока, высотой до двух метров. Особое внимание привлекают маски старцев, сделанные из формовочного войлока, который изумительно подчеркнул все морщины на ликах.

– В любой культуре принято беречь землю и уважать старцев, так как именно они являются источником мудрости и примера. Старейшины – символ добра, тепла и заботы. Когда они уходят в иной мир, то потом сопутствуют потомкам, это как взаимосвязь времён. Для нас они всегда в памяти, – поделилась Анжелика Алсаткина.

В работе мастер хотела показать, что современное поколение должно помнить свои корни, своих предков, живших на этой земле, которые сохранили и передали ценное культурное богатство: фольклорное наследие, легенды и сказания.

Как рассказала Анжелика, с конским волосом работать особенно тяжело. Для начала его нужно собрать, для этого мастера ездят по деревням. Помогают им и родственники. Затем волос обрабатывают, вычищают и скрепляют, чтобы работа держалась.

– Материал всегда диктует свои правила, к нему нужно прислушиваться. Работа должна быть без насилия над природным материалом, тогда будет гармония в изделии, – рассказала Анжелика Алсаткина.

Народный мастер Иркутской области Екатерина Осипова в экспозиции представила три гобелена: «Хун шубуун» («Лебедь») по легенде о девушке-лебеди, «Хозяйка тайги» и «Шаман с бубном».

Известно, что ранее западные буряты изготавливали половики из конского волоса и овечьей шерсти. Это были тонкие полоски длиной 10 см, затем ткались и сшивались. Половики служили украшением жилища, как правило, их клали на пол либо на кровать. В современное время в Бурятии это направление получило название как гобелен из конского волоса.

– Эскиз «Шаман с бубном» у меня был уже давно, который я ещё дорабатывала. Работу хотела сделать больше, чтобы смотрелась эффектнее, но конского волоса было недостаточно, – поделилась Екатерина Осипова.

Уроженка Аларского района постигала ткачество гобелена из шерсти в Бурятском Республиканском училище культуры и искусств. Когда пришла работать в Центр, освоила технологию плетения гобеленов из конского волоса. Этот материал мастеру понравился тем, что он более эффектный и натуральные цвета в изделии смотрятся гармоничней.

Мастер вместе с мужем Ефимом Осиповым уже много лет изготавливают различные изделия из конского волоса. Так, в 2010 году сделали работу под названием «Белый старец» высотой в три метра.

Многослойные картины

Художник, искусствовед и к.и.н. Виктория Банаева представила декоративные панно «Покровители водной стихии» и «Оленные камни Монголии», сделанные из дерева, кожи и металла. Известно, что «Оленные камни Монголии» являются памятниками воинам, наделяли их человеческими свойствами. На своём триптихе мастер изобразила солнечные знаки – стилизованных оленей. Панно выполнено настолько качественно, что, несмотря на динамичный рисунок, в нём виден чёткий алгоритм, где нет лишних деталей.

Художницы Центра Маргарита Алексеева и Юлия Харгаева представили большие декоративные панно с сохранением национального орнамента. Изделия сотканы из войлока, сукна, шёлка, конского волоса и декорированы металлом.

В экспозиции также представлена живопись и графика главного художника «Усть-Ордынский Национальный центр художественных народных промыслов» Валентины Ажуновой.

Художница выставила серии живописных работ «Жертвоприношение», «Кочевье», «Космизм байкальского язычества» и графику. Сюжеты на картинах связаны с бурятской мифологией, культурой и космосом.

В своих работах художница использовала технику многослойной живописи. Как правило, классические художники смешивают краску на палитре, создавая сложные цвета, а Валентина Ажунова такие цвета наливала прямо на холст и творила будущую картину. В своей работе художница использует акриловые краски и водную морилку разных цветов. Фон на картинах нанесён в несколько слоёв, что создаёт сложную фактуру, а сверху прорисованы очертания людей. Работы художницы напоминают иконопись и одновременно наскальные рисунки, несмотря на сложность композиции, на картинах хорошо читаются сюжеты.

– Изначально, когда начинала работать в этой технике, изучала много методической литературы, всё, что связано с орнаментами и наскальными рисунками в Качугском и Эхирит-Булагатском районах. Здесь многовековой пласт истории бурятской культуры, они дают много информации для нас. По ним можно понять, какие события происходили в жизни кочевого народа, – поделилась Валентина Ажунова.

Также художница любит изображать в своих работах маскоиды, которые являются культом охраны.  Раньше такие маски делали из сыромятной кожи рогатого скота, металла и олова.

– Когда заканчиваю работу, испытываю радость. Чувствую внутреннюю поддержку и внешнюю, ведь я знаю, что мы в этом мире не одни, – поделилась художница.

Глядя на эти творения, словно окунаешься в древнюю историю целой нации. Несмотря на сложность работ, в них невозможно запутаться, в каждом произведении можно увидеть смысл и сюжет, который вложили мастера и художники. В работах чувствуется, что творения созданы на глубоком знании национальных традиций и бурятской мифологии, в которых читается мощный посыл чтить и знать свои корни, не разрывая связь поколений.

Впереди выставки

Следующая выставка «Космизм байкальского язычества», которую дополнят новыми изделиями, пройдёт в художественном музее им В.П. Сукачёва. В ноябре Центр планирует сделать полномасштабную выставку в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова, где представят народное искусство и большое количество отшитых женских и мужских костюмов, украшения и варианты зимней и летней одежды. В коллекции Центра хранятся предметы свадебной обрядности: кисет, кушак, лента жениха «саажа», различные стилизованные украшения и костюмы в национальном стиле.

На сегодняшний день в Усть-Ордынском Национальном центре художественных народных промыслов трудится семь мастеров и художников, которые отмечены Благодарственными письмами и почётными грамотами. Активно участвуют в региональных и международных выставках и фестивалях, без них не обходится международный бурятский фестиваль «Алтаргана» и этнокультурный фестиваль «Ёрдынские игры».

Мастер Юрий Куклин на выставке представил бубен с колотушкой из сыромятной кожи и дерева.
Мастер Юрий Куклин на выставке представил бубен с колотушкой из сыромятной кожи и дерева.