Иркутяне встретились с заслуженным артистом РФ Валентином Букиным

Много лет подряд наш земляк Валентин Букин приезжает в родные места, да не просто погостить к сестре в Иркутск — он привозит с собой настоящее кино.

«У меня приличная коллекция фильмов набралась, — признается актер. И улыбается: — Могу ездить долго...»

В иркутском Доме кино 22 августа можно было не только бесплатно посмотреть выдвинутый на «Оскар», усыпанный международными наградами фильм «Изыди!», где блистательно сыграл Валентин Павлович, но и поговорить со столичной звездой.

Рядом со зрителями, выдержавшими испытание тяжелой лентой о еврейских погромах, он сидел после киносеанса и рассказывал обо всем, что узнал, увидел, к чему имел отношение. Больше часа продолжались откровения: об Украине, откуда он недавно вернулся со съемок в Киеве, об учебе в Иркутском театральном училище, о драматурге Александре Вампилове, который увековечил актера в пьесе «Прощание в июне» как Васю Букина. Под занавес Валентин Павлович — лицедей, художник, поэт — читал свои эпиграммы и стихи, такие же яркие, острые и дерзкие, как сам Букин и его талант.

— Картина «Изыди!» снималась на Украине, в Винницкой области, в 1991 году, но после стольких лет совсем не устарела, — с сожалением отметил актер. — Грустную вещь должен сказать: когда мы набирали массовку, эти ребята из украинской деревни с таким удовольствием пришли, чтобы поучаствовать в съемке погромов. Печальная история повторяется, только сейчас громят русских.

На Украине Валентин Букин начинал работать в 1965 году, имел много друзей.

— Их дети росли у меня на руках, — удивляется актер. — Из Николаева взрослый сын моих знакомых пишет мне в Фейсбуке: «Валентин Павлович, мы День Победы встретим в Севастополе, отобьем у вас Крым...» Отличный парень, родители — педагоги. Мы перессорились. Но их так за 23 года — с тех пор, как наши страны расстались — воспитали. С утра до вечера по всем каналам идет жуткое промывание мозгов бедным украинцам. Если Америку показывают, то все в шоколаде. Что касается России — это варвары, дикари в ватниках. Несчастная Украина так хочет в европейскую культуру, на Запад, а мы, валенки, ее не пускаем. Расстреливают, взрывают, убивают мирных людей террористы из России, военные действия ведут в Донбассе русские… Это ужасно. Думаю, дальше будет еще хуже. Потому что где найдется такая сила, которая вдруг повернула бы события вспять? Пока я ее не вижу, — с горечью замечает артист.

Валентин Букин недавно завершил работу в двух проектах в Киеве.

— Один, «Двойная жизнь», уже показали по киевскому ТВ, и фильм должен пройти в Москве, — поделился он. — И мини-сериал «Чарли» — эту 12-серийную картину, где я играю жуткого олигарха Федора Михайловича, не показав заказчику — Первому каналу, украинцы сразу отправили на кинофестиваль в Хьюстон, в Америку, и получили золотой приз. Скорее всего, наградили фильм в пику России. На своей странице в Фейсбуке генпродюсер «Медиастар», между прочим, выпускник нашего ВГИКа, родом из Казани, опубликовал фотографию: на фоне Эйфелевой башни — тусовка с жовто-блакитными флагами и подпись: «Париж наш!» Я опубликовал ниже другую фотографию и назвал ее: «Зато Крым наш!» После этого был вычеркнут из друзей, и режиссер картины Дима Лактионов у меня потом спрашивал: «Валентин Павлович, разве вам так плохо у нас было?» Что вы! Ко мне отлично относились! Но не могу же я прогибаться под другую точку зрения, у меня есть своя. Пусть они называют себя настоящими украинскими патриотами — себя я считаю российским патриотом.

Свободе в словах и поступках, которой Букин отличался всегда, пожалуй, способствовало место рождения — у Байкала, где дуют свежие ветры и душа рвется на простор. Кстати, стремление стать актером тоже из детства.

— Моя мама в молодости была комсомольским секретарем в городе Киренске, ходила в драмкружок, — рассказывает Валентин Павлович. — Уже потом, в Улан-Удэ, она работала в столовой ремесленного училища, где готовили судовых механиков и киномехаников. Я прибегал из школы, бросал портфель — и скорее к матери. Там, в маленьком зальчике, закрывали окна и учили показывать кино на трофейной пленке, привезенной с полей сражений Великой Отечественной, — всяких Тарзанов, Бродяг... Короче, глядя на эти фильмы, я записал в дневнике: «Обязательно буду киноактером». Написал — и выполнил.

— В ГИТИС я поехал поступать после 10-го класса вечерней школы. Но меня не приняли — вместе с потрясающей артисткой Инной Чуриковой, между прочим, — улыбается артист. — Она так из-за этого ревела — как никто другой за историю экзаменов. Мы дошли с ней до третьего тура. Мне сказали: через год примем с удовольствием. В Иркутске на вокзале, когда брал билет до Улан-Удэ, увидел объявление: набирается студия в Иркутский областной театр....

Но надо было получать образование.

Из Иркутского театрального училища, где Букин начал постигать азы актерской профессии, будущую всероссийскую знаменитость выгнали с третьего курса. В Интернете пишут — «за аморальное поведение». Он сам поясняет: скорее за длинный язык.

— Шел 1964 год. Снимали Хруща, заканчивалась оттепель, наступал жесткий вариант нового руководства, — вспоминает актер. — А мы еще бегали по всяким диспутам, языки распустили — тогда как кто-то сидел и записывал... Я был старшим редактором стенной газеты «Рампа», младшим редактором — девочка-первокурсница. Выпускали мы газету и довыпускались — подследили нас...

Потом на комсомольском собрании, педсовете училища, разбирая Букина, ему припомнили, как он организовал забастовку на предмет «История КПСС».

— В том же 1964-м на экраны вышел фильм «Застава Ильича» Марлена Хуциева, его обсуждали. Хрущеву фильм не понравился, и секретарь ЦК по идеологии Ильичев разослал инструкции, как эту ленту правильно отсматривать. А я притаранил в училище эпиграмму: «Расставшись с культом сгоряча, к нему мы возвратились снова: перед «Заставой Ильича» стоит застава Ильичева», — вспоминает актер.

Эти колкие стишки Букину, конечно, тоже не простили.

— В дальнейшем у меня произошла потрясающая история. На том педсовете против меня активно голосовал педагог Борис Самойлович Райкин. В 1991 году он со своей женой оказался в Доме ветеранов сцены имени М.Г.Савиной. Меня послали туда показывать картину. После показа мы также сидели в зале, и встал Райкин. «Расскажите о себе, Валентин Павлович, мы о вас ничего не знаем...» — попросил он. Я ответил: «Борис Самойлович, я выношу вам большое человеческое спасибо». И поклонился ему со сцены: «В 1964 году вы проголосовали за то, чтобы меня изгнали из Иркутского театрального училища, я уехал и, может быть, благодаря вам попал в эту картину». Бедный, он покраснел...

— Конечно, мы всегда имели другое мнение, — размышляет уже умудренный жизненным опытом артист Букин. — Но сейчас начинаешь думать: может, погорячились мы тогда, шибко уж пиная социализм. Но это опять политика...

— Когда мы познакомились с Сашей Вампиловым в 1961 году, никто и не знал, что он станет великим драматургом, — продолжает вспоминать Валентин Павлович о студенческой молодости. — Я получил задание сыграть отрывок и нашел книжечку «Стечение обстоятельств». Выбрал монолог, педагог посмотрел: что-то в тексте не так, надо исправить. Кто автор? Какой-то А.Санин, работает в молодежной газете. Редакция напротив — я побежал туда. Мне вызвали А.Санина. Появляется кудрявый паренек. Я, чувствуя себя перед ним народным артистом, понес: «Что вы написали в своем рассказе «Глупости», послушайте: «Всю субботу лил дождь, и только к вечеру скупое сентябрьское солнце выглянуло из-за туч и, попрощавшись с городом, перевалило через хребет...» А дальше: «В воскресенье утром Лена помогала тетке поливать капусту». Если в субботу лил дождь, то зачем с утра в воскресенье поливать капусту? — наседал я на Вампилова. — Вы вообще занимались сельским хозяйством? Кто в сентябре капусту поливает, ее же уже срезают!» Он на меня глаза выпучил...

Самое интересное: в 1970 году, когда я работал в Смоленске артистом, в общежитие ко мне постучались. Группа молодых людей спрашивает: «Вы Вася Букин?» — «Только не Вася, а Валя. А вы кто?» — «А мы студенты Школы-студии МХАТ, ставим пьесу «Прощание в июне», и нам автор сказал: настоящий Букин живет в Смоленске». — «А кто автор-то?» — «Александр Вампилов». Только тогда я узнал, что он меня тем самым отметил.

После Иркутска я лишь однажды встретился с Сашей в Москве, около Главтелеграфа, рядом с Театром имени М.Н.Ермоловой, куда он пробивал свои пьесы. Когда Саша узнал, что я репетирую «Детей Ванюшина», то сказал: «Вот если бы мне так написать...» Но в своем отечестве пророком не будешь. Помню, тогда в Театре на Таганке шли эти крикливые пьесы, где через двойные ватные штаны щипали советскую власть — и им все разрешали, а настоящий драматург с «Утиной охотой» сидел глубоко в Сибири, и ему ничего не давали ставить, потому что понимали: вампиловская пьеса — это серьезно.

Этим летом Валентин Букин объехал Казачинско-Ленский, Усть-Кутский районы, посмотрел, как возрождается БАМ.

Артист, исколесивший весь Советский Союз и теперь живущий в Санкт-Петербурге, не теряет связи с малой родиной. За его плечами более сотни ярких, характерных ролей, постановки спектаклей, работа вторым режиссером и съемки в трех картинах Дмитрия Астрахана, чью первую ленту — «Изыди!» — высоко оценил Стивен Спилберг. Трагический образ Трофима, русского мужика-пропойцы, удостоенный номинации на фестивале «Кинотавр», наш земляк вылепил сам: слов в сценарии почти не было — а его герой в фильме говорит афоризмами.

Валентин Букин по-прежнему продолжает сниматься, писать картины и стихи, любить жизнь и верить в великую силу искусства.

Иллюстрации: 

Партнеры Букина по съемочной площадке и сцене сплошь звезды.  Со многими яркими, даже историческими, фигурами в кино, театре, литературе, политике за свою долгую творческую жизнь Валентину Павловичу довелось познакомиться лично
Партнеры Букина по съемочной площадке и сцене сплошь звезды. Со многими яркими, даже историческими, фигурами в кино, театре, литературе, политике за свою долгую творческую жизнь Валентину Павловичу довелось познакомиться лично
Даже небольшие роли Валентина Букина надолго запоминаются зрителям, образы, созданные им, эксцентричны и темпераментны,  как сам актер. Наш земляк сыграл в картинах «Киндза-дза» у Данелия, в нескольких фильмах Дмитрия Астрахана (Трофим в «Изыди!», музыкант Семен Тузов — «Все будет хорошо», милиционер —  «Ты у меня одна»), в «Ночном дозоре» у Тимура Бекмамбетова.  В большинстве советских картин, которые мы теперь называем культовыми, у Букина был хотя бы эпизод
Даже небольшие роли Валентина Букина надолго запоминаются зрителям, образы, созданные им, эксцентричны и темпераментны, как сам актер. Наш земляк сыграл в картинах «Киндза-дза» у Данелия, в нескольких фильмах Дмитрия Астрахана (Трофим в «Изыди!», музыкант Семен Тузов — «Все будет хорошо», милиционер — «Ты у меня одна»), в «Ночном дозоре» у Тимура Бекмамбетова. В большинстве советских картин, которые мы теперь называем культовыми, у Букина был хотя бы эпизод
Валентин Букин в фильме "Мастер и Маргарита"
Валентин Букин в фильме "Мастер и Маргарита"
baikalpress_id:  97 692