Иркутяне теперь верят в «отца метагалактики» и контактеров

Вспомните: не так давно, в середине нулевых, в Иркутске на каждом углу проповедовали представители самых разных церквей и учений.

Представители традиционных конфессий, а также представители власти хватались за головы, как бы упорядочить все это, отделить овец от козлищ. Большую опасность представляли тоталитарные секты. Бичом общества была религиозная анонимность. Сегодня религиозные организации социализировались, частично ушли в бизнес, а то и в политику. Никаких загадочных новинок из области заморской миссионерии у нас не появилось. А бичом общества осталась та же религиозная анонимность, представленная в несколько ином ракурсе: расцветают псевдонаучные учения и течения, которые не называют себя религиозными, но по сути ими являются. Это новая волна, основанная на коммерции, по-прежнему использует идею спасения — через совершенствование, возможное только при условии, что спасаемый покупает книгу, платит за лекцию.

Книжку порекомендовал уважаемый человек.

«В Откровениях, которые Я, Господь Бог, через Избранного Мною человека в России, Моего Помощника, на современном языке передаю информацию всем людям Земли о возможностях людей и о социальной обстановке на Земле», — написано черным по белому в предисловии к толстенной книге «Откровения людям нового века», автором которой является гражданин России, академик некой академии Леонид Маслов. Дохнуло густым паром маразма. Да уж, если Господь Бог пишет предисловие к книжке — значит, пора вызывать скорую.

Как вскоре оказалось, книжки пишет не только Господь, но и Сын его Иисус Христос. «Перво­очередная задача наших современников — развиваться по Отцовскому образу и подобию. Об этом не случайно в свое время писал Иисус Христос. Учение синтеза Фа является тем ключом, который способен открыть человечеству дверь к гармонии и совершенству. Осталось лишь применить этот ключ по назначению». Это уже творчество не Леонида Маслова, а его коллеги Виталия Сердюка, который называет себя Хутом Куми, то есть Махатмой. Поклоняются любители Фа некоему «отцу метагалактики».

И Сердюк, и Маслов — персонажи довольно популярные в Иркутске и области.

Маслов утверждает, что скоро человечество перейдет в плазменное состояние и будет существовать в таком виде где-то на другой планете. Но желающие могут спастись, совершенствуясь по методикам «Творца», которые транслирует г-н Маслов.

Сердюк тоже предлагает методику совершенствования человечества, на которое возлагается грандиозная задача — в частности, укрепить строй Вселенной. Можно сказать, что они конкуренты. Оба они создали странные учения, которые широко распространяют по всей России. Но Маслов спекулирует на почве патриотизма, а Сердюков — на псевдонаучности.

В Иркутске на афишных тумбах расцветает поочередно то сердюковщина, то масловщина. Последователи Сердюка проводят здесь «философские чтения» и съезды, арендуя то кабинеты в каком-нибудь научном учреждении, то площади БайкалБизнесЦентра. Они собираются на съезды — в этом году в июне на турбазе «Шаражалгай». И совершенствуются, распространяя литературу, издаваемую Сердюком.

Большой доход от книг и лекций имеет и Маслов, который зарегистрировал «Союз СоТворцов Святой Руси» — если по-простому, то СССР, также именуемый «Международное движение «За государственность и духовное возрождение Святой Руси». Отделение этого оккультно-мистического движения есть и в Иркутске, называется оно «Святая Русь. Священный Байкал». В Иркутской области во многих городах проживают представители учения Маслова. Есть даже специальная должность в правлении «Священного Байкала»: заместитель координатора по работе с  муниципальными образованиями  Иркутской области. Масловцы занимаются работой с молодежью, с детьми. Есть и медицинское направление — Иркутское НИИ здоровьесберегающих технологий, где врачи диагностируют заболевания на диагностическом аппарате «Метатрон».

Этих идей — и тех, и других — не чурается интеллигенция, в том числе медицинская, научная.

— А вспомните «Розу Крин». Тоже научные работники, жители Академгородка, — напоминает Алексей Мишин, который уже лет пятнадцать наводит мосты между властью и религиозными организациями. Главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям, он удивляется: это было понятно в девяностые — научные темы сократили, и, чтобы удержаться на плаву, люди предпринимали рискованные попытки. Но теперь-то что приманивает научную интеллигенцию к сомнительным экспериментам?

Алексей Мишин — единственный человек, который может в общем прояснить положение дел на местном «религиозном фронте». Но он в курсе дел только тех организаций, которые не скрывают свой статус.

— Те организации, которые появились в начале двухтысячных, движутся теперь в нормальном направлении — направлении социализации. Для всех религиозных организаций характерно усиление социальной деятельности. Закон позволяет им участвовать в конкурсах на социальные гранты. Они проявляют интерес, пользуются этим, — рассказывает Мишин. — Уже лет десять, после того как в Иркутской области появились мормоны, никаких новых культов зарегистрировано не было.

Муниты, будучи закрытыми в середине 2000-х по решению суда, так и не смогли перерегистрироваться. Какие-то их ячейки ведут тихую, малозаметную жизнь.

Саейнтологи, которые обещали вернуться, так и не вернулись.

— После закрытия «Хаббард-колледжа» они пропали. Лет пять назад они были у меня, пообещали, что начнут деятельность. Но до сих пор о них ничего не слышно.

По словам Мишина, структуры, имеющие связи с мормонами, построили гостиницу «Мариотт» в центре Иркутска. Скромно, но настойчиво там в номерах раскладывают специфическую литературу, ходят на субботники, варятся в собственном соку.

— Мне они говорили, что будут созывать общее собрание, для того чтобы подвести итог, есть ли в их организации в Иркутской области хотя бы сто человек.
Анастасийцы, прилично обогатив создателя учения, получили то, чего добивались: возможность устраиваться на земле в так называемых родопоселениях размером с гектар и ведут мирную деятельность по внедрению сельских экологических технологий, пользуются энергией солнца, строят дома — кто из глины, кто из дерева.

Анастасийцы зарегистрировали свою партию, которая называется просто: «Родная партия». В конце марта иркутские анастасийцы открыли отделение партии в областном центре.

У протестантов наблюдается некоторый рост прихожан — за счет нарко- и алкореабилитантов.

В общем, все идет своим чередом. Все обо всех знают, деятельность религиозных организаций легализована. Противостояние между ними сошло на нет, тем более что активной миссионерской деятельности, конкурентной основным конфессиям, прочие культы не ведут.

— Все сократилось в три-четыре раза. Они практически не занимаются миссией — не получается у них. Все перешли на коммерческую деятельность: пятидесятники подвизаются в небольших производствах, в частности в строительстве; у мормонов — отель «Мариотт», у сайентологов — традиционно школы иностранных языков; у кришнаитов большой ашрам в Иркутске — в Первомайском. У них около пятисот человек, и они пытаются проводить миссионерскую деятельность. Молодежь где-то берут, но в основном у них зрелые люди, которые пришли давно, — рассказывает отец Вячеслав Пушкарев, руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии.

Сама православная епархия имеет специальный отдел — информационно-консультативный центр «Путь домой», который возглавляет отец Игорь Зырянов, бывший пастор-пятидесятник, вернувшийся в родное лоно и, как говорят, приведший туда свою паству. Задача центра — возвращение заблудших. Не так давно православной церкви сдался еще один пастор.

Так что на религиозных фронтах ситуация спокойная, конкуренция цивилизованная. И никакого обмана, никакой анонимности. Другое дело — те организации, которые заявляют о себе как фонды, общественные движения и прочее…

— В них имеются элементы религиозного движения, увязанные с коммерческой деятельностью. Есть серьезные основания так думать. Изучение их продукции позволяет так думать. Взять, к примеру, тех же масловцев. Поначалу основатель движения Маслов называл себя одним из многих контактеров с Богом, затем стал писать и говорить, что он единственный контактер. Еще через какое-то время я с удивлением слышу, что он, оказывается, и есть Бог, — говорит Алексей Мишин.

Власти практически не работают с такими организациями. Иногда те обращаются в администрацию. Например, «Фалунь Дафа» обратилась к администрации с письмом, в котором требовала повлиять на политику китайских властей. Или масловцы обратились к губернатору с просьбой отправить за счет бюджета 200 человек из Иркутска в Санкт-Петербург на слет их движения… И тем и другим по понятным причинам отказали. Вот и весь контакт.

Сложность состоит в том, что подобные организации — невидимки для закона. Для них не выработано даже никакого общего названия. Их называют то коммерческими культами, то новыми религиозными культами, то псевдорелигиозными организациями. Что с ними делать, как регулировать их деятельность, пока непонятно.

Хотя разоблачения подобных движений происходят — в основном в сети Интернет. Оценку им дают и эксперты, и чиновники, и священники, и жертвы.

Но официально они вне поля зрения.

— В Думе поднимался вопрос об этом. Нужно привлекать специалистов в разных областях, оценивать эти движения со всех сторон. В общем, пока непонятно, что с ними делать.

Что же толкает людей в объятия заблуждений, которые вроде бы легко разгадать? Ведь творчество Маслова и Сердюка не обладает даже сколь-нибудь занимательным или сентиментальным сюжетом, как, например, творчество главного анастасийца — Мегре.

— Раньше, в нестабильное время, люди становились адептами какого-нибудь культа, потому что хотели благожелательности и любви в мире, где царила неблагожелательность, — говорит Мишин. — Сейчас и стабильность, и Интернет есть, где много информации. Нужно только немного здравого смысла.

Иллюстрации: 

Украинский фантазер Виталий Сердюк имеет массу последователей и в России.
Украинский фантазер Виталий Сердюк имеет массу последователей и в России.
Загрузка...