Иркутяне могут полюбоваться миниатюрными экспонатами

В мире есть всего десять мастеров, работающих в технике микроминиатюры и организующих собственные выставки. Выставка одного из них, «новосибирского Левши» Владимира Анискина, открылась в Иркутске 9 сентября.

В музейной студии Иркутского областного краеведческого музея иркутяне смогут до 16 ноября полюбоваться не только классической подкованной блохой и верблюдами в игольном ушке, но и другими миниатюрными чудесами.

Микроминиатюра — это своеобразное и очень редкое искусство изготовления художественных произведений под микроскопом. Работа настолько тонкая, что сам мастер называет ее «искусством между ударами сердца». И это не просто красивая метафора: при выполнении самых микроскопических деталей руке достаточно незаметно вздрогнуть от толчка крови, чтобы все пошло насмарку, поэтому наиболее виртуозную работу мастера проделывают в ту самую долю секунды между сердечными сокращениями…

Сам мастер не присутствовал на открытии выставки в Иркутске, но его бессменная помощница и куратор всех выставок Лариса Панченко рассказала нам о мастере и его работах. Владимиру Михайловичу 41 год. Он родился и живет в Новосибирске.

Доктор физико-математических наук, занимается разработкой микродатчиков для разных областей науки. В 1998 году ему в руки попала книга — сборник рассказов о мастерах-микроминиатюристах. Несмотря на то что изначально Владимир Михайлович хотел выбрать в качестве хобби ювелирное дело, истории о «русских Левшах» захватили его настолько, что через год он написал новогоднее поздравление на рисовом зернышке и подарил его своей матери. Эту свою первую работу он делал три месяца: учился полировать рисовые зерна, подбирал оптимальный по многим параметрам микроскоп…

— Сейчас на каждую работу у него уходит от недели до полугода, в зависимости от сложности, — говорит Лариса Николаевна. — Естественно, не все получается с первого раза. Например, у Владимира Михайловича есть работа из серебра «Кубок УЕФА», так вот она получилась только с сорок первого раза. Сейчас она  находится в постоянной экспозиции в петербургском музее микроминиатюры «Русский Левша».

Для выставки в Иркутске были привезены 30 работ из 150, причем чемоданы для транспортировки мастер тоже изготовил сам: внутри находится застывший пенный раствор, который бережно оберегает хрупкие изделия и микроскопы от повреждений.

— Конечно, все эти работы можно рассмотреть только под микроскопом при увеличении в 15—25 раз, — продолжает рассказ Лариса Панченко. — Причем оптическую систему он тоже делает самостоятельно под каждое творение: берет монокль (половину бинокля) и настраивает увеличительную систему. Все изделия изготовлены вручную, без какой-либо техники. Инструменты он тоже придумывает и делает сам.

Конечно, когда говорят «Левша», первым делом вспоминается подкованная блоха. С ней у Владимира Михайловича вышла забавная история: мастер долго не мог найти для работы собственно самих насекомых. А когда пошел по знакомым, которые держат домашних животных — котов или собак, то выяснилось, что все знакомые Анискина — хорошие хозяева: ни у одного из их питомцев блох не нашлось. В конце концов мастер разыскал одну знакомую, которая согласилась «поставлять» ему блох с кота. Теперь на миниатюрном помосте для подкованной блохи так и написано: «Блошка Муся, спонсор — кот Кузя».

— Есть и другие интересные истории, связанные с его работами, — улыбается Лариса Николаевна. — Так, например, розу из пыли внутри волоса первым выполнил гениальный киевский мастер Николай Сядристый еще в советское время. Владимир Михайлович в свое время был так восхищен этой работой, что, когда научился высверливать полость в волосе, попросил у мастера разрешения повторить розу. Когда все было готово, он поехал к Сядристому в музей в Киево-Печерской лавре, и маститый художник признал Анискина равным себе. И даже написал на совместной фотографии: «Мастеру от Мастера».

Кроме этих работ в Иркутск приехали еще и такие образцы микроминиатюрного искусства, как, например, нарисованная акварелью роза на разрезе яблочной косточки. Рисунок был нанесен кисточкой всего из пары волосков, причем наносить краску нужно было очень быстро, потому что маленькая порция высыхает на кисти практически мгновенно. Интересна и серия российских орденов, которые выполнены на срезе маковых и рисовых зернышек. А еще на выставке можно увидеть самую маленькую матрешку и новогоднюю елку в мире — они располагаются на торцах человеческого волоса. Многие изделия сделаны из мягких драгоценных металлов — серебра, золота, платины. Некоторые инструменты, которыми выполняется миниатюрная работа, тоже покажут иркутянам.

— Основная сложность в презентации работ — это сфотографировать их после изготовления и положить под микроскоп так, чтобы видны были мельчайшие детали. Некоторые идеи и без того сложно облечь в художественную форму, и тем обиднее, когда зрителю по каким-то причинам не удается заметить самые мелкие подробности работы, — поделилась Лариса Николаевна.

Работы Анискина уже побывали в Прибалтике, Чехии, Белоруссии, во многих сибирских городах, но в Иркутске — первый раз. После нас выставка поедет в Уругвай, туда ее повезет сам мастер. Все его изделия застрахованы и оценены специальной комиссией. Лариса Николаевна говорит, что однажды художника приглашали жить и работать в Санкт-Петербург, при этом предлагая кругленькую сумму за всю его коллекцию. На что Владимир Михайлович ответил: «Да вы что? Я же закоренелый сибиряк, а работаю — для души!»

Посетить выставку можно будет ежедневно с 10.00 до 18.00 кроме понедельника по адресу: ул. Карла Маркса, 13. Стоимость детского входного билета — 70 рублей, взрослого — 200 рублей.

Загрузка...