Иркутяне борются с рекламной рассылкой в своих телефонах

В редакцию «Пятницы» позвонила постоянная читательница Екатерина Гладкова с жалобой, что на ее сотовый телефон постоянно приходят рекламные СМС от самых разных фирм и организаций. Иркутянке то предлагают взять кредит в банке или сменить работу, то сообщают о распродаже в магазинах одежды или обуви.

«Откуда у всех этих фирм мой номер, я не знаю. Но мне жутко не нравится, что меня буквально засыпают СМС. Сообщения приходят в любое время суток!» — пожаловалась Екатерина. Вместе с нашей читательницей мы разбирались, что делать человеку, столкнувшемуся с подобной проблемой.

Несложный, но в чем-то хлопотный алгоритм действия по отстаиванию своих прав перед спамщиками нам рассказали в Иркутском управлении федеральной антимонопольной службы (УФАС). Правила просты и написаны на сайте организации. Для начала нужно направить в УФАС письменную жалобу, в которой кроме имени и места жительства заявителя необходимо указать, какой рекламодатель вас беспокоит, и описать с подробностями (время, место), какая спам-рассылка от него пришла.

Еще в заявлении пишутся требования жалобщика, например: «возбудить по данному факту дело об административном правонарушении и привлечь виновное юридическое лицо к административной ответственности».

Но это еще не все. Также потребуется фото или скриншот с текстом рекламного СМС и детализация выписки по вашему абонентскому номеру в период получения спама. За последним нужно обратиться к оператору мобильной связи и там же взять согласие на получение личных данных, поскольку антимонопольная служба не имеет права сама узнавать перипетии ваших мобильных переговоров и переписок. Если оформить все документы правильно и отнести их в службу, дело завертится, и в течение месяца спамщики от вас отстанут, да еще и заплатят в 
госказну штраф за свою надоедливость. Как это пришлось сделать недавно одному из банков в Иркутске.

В конце августа в УФАС по Иркутской области было рассмотрено дело о нарушении законодательства в области рекламных услуг. Инициатором разбирательства стала иркутянка, на телефон которой поступали СМС следующего содержания: «Снижение ставок по кредитным картам — отличная примета! К покупкам, путешествиям и подготовке к лету! Оформите заявку прямо сейчас... и узнайте решение в течение 15 минут! При себе иметь паспорт! ОАО КБ «Восточный». Самое неприятное, как возмущенно отметила заявительница, что СМС с «сюрпризом» пришло в ночь с пятницы на субботу. В своем заявлении иркутянка указала, что клиентом этого банка никогда не была, свои персональные данные его сотрудникам не сообщала и согласия на получение рекламы не давала.

— ФАС выявила нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», в соответствие с которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Комиссия антимонопольной службы во главе с заместителем руководителя Александром Кулишом признала ненадлежащей рекламу банка. Одновременно ему выдано предписание о прекращении рекламной рассылки без согласия абонентов. Сам банк будет привлечен к административной ответственности, которая предусматривает наложение штрафа на юридических лиц от 100 до 500 тысяч рублей, — рассказал Станислав Степанов, пресс-секретарь Иркутского управления федеральной антимонопольной службы. — За год в ФАС России поступает около 800 жалоб на спам. В Иркутске с начала года по 9 подобным жалобам были приняты правовые решения.

Когда начинаешь разбираться с проблемой спама, возникает резонный вопрос: откуда спамеры узнают телефонные номера для рассылки?

Ведь ни наша читательница Екатерина, ни героиня вышеописанной истории не пользовались услугами фирм, чья реклама заполонила их сотовые. Увы, у спамеров очень много способов раздобыть телефоны для своей базы данных. Можно не брать кредит в банке, а выступать поручителем — и ваш номер уже окажется в списке рассылок. Другая ситуация: оплачивая заказ в Интернете, покупатель оставляет для связи свои личные данные, ими тоже могут воспользоваться спамеры. Опять же хакеры не дремлют и за мзду могут узнать приватную информацию, используя систему восстановления пользовательского аккаунта в популярных соцсетях. Стоит отметить, что многие пользователи соцсетей сами открыто указывают в своих профайлах номера мобильных телефонов.

А бывает и так, что телефонные номера просто попадают не в те руки и происходит утечка информации. Так и случилось пару недель назад в Иркутске с одним недобросовестным сотрудником СТО. Молодой человек сменил работу, перешел из «Россо Моторс», дилера Volkswagen, в автокомплекс по ремонту автомобилей Mitsubishi «Альтернатива» и наработанную базу данных с именами и телефонами решил применить на новом месте. Тем самым нарушив закон — часть 1 статьи 14 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

— Нарушитель рассылал СМС рекламно-информационного характера об СТО «Альтернатива» клиентам конкурента — ООО «Россо Моторс» без их согласия, что противоречит действующему законодательству РФ, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Целью распространения ненадлежащей рекламы было получение преимуществ на рынке оказания услуг технического обслуживания автомобилей (марки «Фольксваген») в Иркутске и создание реальной угрозы причинения убытков ООО «Россо Моторс», вреда его деловой репутации, — прокомментировал Станислав Степанов.

Этим летом, а точнее, 22 июля президент Владимир Путин подписал закон, серьезно ограничивающий права организаторов СМС-рассылок. Теперь необходимо заключить с оператором связи договор, предоставив необходимые сведения об объеме, времени получения и характере рассылки. Доказывать, что согласие абонента получено, будет сам заказчик. При этом оператор связи должен бесплатно для абонента прекращать передачу коротких текстовых сообщений, если владелец номера не давал согласия на нее. Абонент также может требовать от оператора прекратить рассылки от конкретного отправителя. Пока данных, насколько новый закон действенен, нет, но надежда, что он поможет сократить количество спама в наших телефонах, есть.

Короткий путь

Есть такое приложение — «РосСпам», позволяющее автоматически составить письмо в ФАС с указанием мошенников или просто надоедливых организаций, которые рассылают незаконную рекламу по SMS. Для корректной жалобы пользователю необходимо заполнить небольшую анкету в настройках программы. К сожалению, пока пользователи отмечают один существенный недостаток приложения. Даже при заполненных полях анкеты ФАС не принимает на рассмотрение жалобы из «РосСпама», так как эти данные необходимо предоставить лишь в бумажном виде, так что пока приложение лишь успокаивает нервы владельцев, но с помощью его шаблонов можно грамотно оформить письменное заявление, не мучая себя канцеляризмами.

 

Иллюстрации: 

На сайте leprosorium.ru был опубликован интересный отклик на тему спама. Некто написал: «Недавно я нашел для себя способ борьбы с СМС-спамом. Я заказываю все их услуги, но не оплачиваю и не пользуюсь ими. Так, за последние два месяца я вызывал замерщиков окон, эвакуаторы, кучи различных такси, компьютерные помощи и т. д. Обычно это приводит к тому, что второго СМС от них уже не поступает. Вчера мне пришло очередное СМС от таксистов. Как обычно, я вызвал такси на левый адрес, а когда оператор сообщила о приезде машины, я сказал, что не нуждаюсь в их услугах, потому что они рассылают СМС-спам. Через 5 минут мне позвонила истеричная женщина и, плюясь в трубку, стала орать мне, что я навсегда попал в блэклист их маленькой, но гордой компании. «Это очень хорошо», — ответил я ей»
На сайте leprosorium.ru был опубликован интересный отклик на тему спама. Некто написал: «Недавно я нашел для себя способ борьбы с СМС-спамом. Я заказываю все их услуги, но не оплачиваю и не пользуюсь ими. Так, за последние два месяца я вызывал замерщиков окон, эвакуаторы, кучи различных такси, компьютерные помощи и т. д. Обычно это приводит к тому, что второго СМС от них уже не поступает. Вчера мне пришло очередное СМС от таксистов. Как обычно, я вызвал такси на левый адрес, а когда оператор сообщила о приезде машины, я сказал, что не нуждаюсь в их услугах, потому что они рассылают СМС-спам. Через 5 минут мне позвонила истеричная женщина и, плюясь в трубку, стала орать мне, что я навсегда попал в блэклист их маленькой, но гордой компании. «Это очень хорошо», — ответил я ей»
Такие сообщения наверняка приходили каждому человеку, читающему нашу газету. Услуги банков, фирм быстрых займов, магазинов и прочих организаций рекламируются на незаконных основаниях и тратят наше время. По данным открытых источников, СМС-спам регулярно получают до 70% россиян
Такие сообщения наверняка приходили каждому человеку, читающему нашу газету. Услуги банков, фирм быстрых займов, магазинов и прочих организаций рекламируются на незаконных основаниях и тратят наше время. По данным открытых источников, СМС-спам регулярно получают до 70% россиян
baikalpress_id:  97 828