Иркутский профсоюз работников образования по-прежнему стоит на защите прав педагогов

Валентина Федосеева: «Наша задача — создать педагогическому работнику, трудящемуся в сельской местности, те условия, которые позволят ему и дальше выполнять значимую социальную функцию, а не усложнять ему жизнь».

Праздник 1 Мая в нашей стране отмечается больше 120 лет. В Советском Союзе День международной солидарности трудящихся стал основным государственным праздником.

Первомайские демонстрации и так называемые маевки были непременным атрибутом тех дней. Позже, в 1992 году, праздник переименовали, но его смысл и, что немаловажно, традиции, связанные с этим днем, по-прежнему живы. Кроме того, майские выходные — это еще и возможность напомнить властям о необходимости соблюдения своих прав, о недопустимости ухудшения условий труда.

Традиционно своим праздником считает Первомай Иркутская областная организация профсоюза работников образования. Наверняка сотрудники этого органа во время нынешних демонстраций составят компанию педагогам, права которых они защищают, но, к сожалению, на городские площади приходится выходить не только по радостным поводам.

Последний раз пикет в защиту прав педагогических работников сельской местности был назначен на середину апреля. Более 130 педагогов с разных территорий собирались выйти в сквер Кирова в Иркутске, чтобы отстоять свое право на выплату денежной компенсации на приобретение дров.

Если немного окунуться в историю, то становится ясно, что эта мера социальной поддержки изначально появилась прежде всего для привлечения и закрепления педагогических работников на селе. Сельские педагоги в нашей стране обеспечивались дровами бесплатно еще с 30-х годов прошлого века. Льгота предоставлялась в натуральном виде, то есть собственно дровами. Позже педагогическим работникам вместо дров стали выдавать денежную компенсацию, на которую они уже сами приобретали топливо. Чеков, квитанций и расписок с учителей и воспитателей никто раньше не требовал. Но такой порядок существовал, как говорится, до поры до времени.

В декабре прошлого года постановлением правительства Иркутской области был изменен порядок предоставления этой льготы. Сейчас с работников требуют предоставить любые документы, которые докажут, что деньги были израсходованы именно на дрова. Педагоги тут же столкнулись с трудностями. В селах нет крупных организаций, которые занимались бы заготовкой и продажей дров. А частники отказываются что-либо выписывать, поскольку понимают, что будут привлечены к налоговой ответственности.

Впрочем, в некоторых муниципалитетах нашлись предприниматели, которые согласны дать такие документы, но при условии, что покупатель заплатит 15% от стоимости дров сверху. Так продавцы рассчитывают покрыть возможные расходы на уплату налогов.

Понятно, что рассчитывать на компенсацию этих 15% из бюджета учителю, принявшему условия продавца, не стоит.

А если учитывать, что в северных районах приходится покупать по 4—5 машин дров за зиму, а это порядка 33 тысяч рублей, сумма сверху может составить 4,5 тысячи рублей и выше. Для педагогов это большие деньги, а для учителей, вышедших на пенсию, которые также пользуются этой компенсацией, и вовсе неподъемная трата.

— Наша задача — создать педагогическому работнику, трудящемуся в сельской местности, те условия, которые позволят ему и дальше выполнять значимую социальную функцию, а не усложнять ему жизнь, — отмечает председатель Иркутской областной организации профсоюза работников образования Валентина Федосеева.

Пикет как таковой не состоялся, но была организована встреча педагогов с первым заместителем председателя правительства региона Николаем Слободчиковым, который обещал взять ситуацию под личный контроль и решить проблему с дровами и документами на них к началу мая.

Еще один проблемный вопрос для работников образования — финансирование дошкольных образовательных учреждений.

Финансирование заработной платы работников детсадов становится полномочием субъекта РФ. Этих изменений педагоги ждали долго.

Думалось, что теперь проблем со своевременной выплатой заработной платы и финансированием учреждений в целом поубавится.

Большим плюсом перехода учреждений образования на уровень субъекта стало определение регионального норматива на игрушки и учебные пособия — 500 рублей на одного обучающегося в год. Такой обеспеченной финансами статьи расходов у образовательных учреждений никогда не было, и, естественно, данная мера была воспринята на ура.

Вместе с тем финансовое обеспечение штатной численности работников пошло вразрез с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

По большому счету сломалась сложившаяся система работы детских садов.

В первую очередь здесь идет речь об учреждениях, которые работают в режиме 12-часового пребывания детей. Начиная с 70-х годов в детских садах финансировались две ставки воспитателя в группе. У них всегда был совместный режим работы, так называемый перехлест. В это «совместное» время один воспитатель передавал детей коллеге, говорил о том, на что следует обратить внимание, в то же время согласовывались программы, планы, шла подготовка к праздникам, родительским собраниям.

К сожалению, сегодня в регионе не предусматривается совместная работа педагогов и оплачиваются не привычные две ставки, а 1,67.

При таком режиме получается, что в одной группе работают не два, а три воспитателя. Кардинально меняются режим и формат работы педагогов. Они в основной своей массе альтруисты, тратят для сверки планов личное время, которое им никак не оплачивается. От частой смены воспитателей страдают дети, что отражается на их эмоциональном состоянии.

Профсоюз работников образования сейчас вынужден оспаривать внедренную методику. Для этого работники профсоюза были вынуждены обратиться в прокуратуру, а если потребуется, последует обращение к полпреду президента в СФО Виктору Толоконскому и к руководству страны.

— Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, сегодня к образовательному учреждению, педагогическим работникам предъявляются высокие требования, но без создания для этого необходимых финансовых условий, — подчеркивает Валентина Федосеева. — Мы будем обращать на это внимание руководства области и страны.

Профсоюз образования стремится ни в коем случае не допустить снижения уровня жизни педагогов Иркутской области и в других случаях. К примеру, вызывает серьезное беспокойство низкая заработная плата младшего обслуживающего персонала дошкольных учреждений. При 8-часовом рабочем дне их зарплата недотягивает даже до минимального размера оплаты труда в 5554 рубля.

Руководители детских садов идут на всевозможные ухищрения вроде стимулирующих выплат, чтобы повысить работникам заработную плату.

Чем ближе выпускной в школах, тем острее встает вопрос о выдаче аттестатов школьникам в связи с изменениями в законодательстве.

Федеральный закон «Об образовании» отнес приобретение бланков, подтверждающих завершение образовательного процесса, к полномочиям образовательной организации, тогда как ранее аттестаты закупались регионом централизованно. На местах сразу же возник вопрос: за счет каких средств школы будут закупать бланки документов?

От профсоюза работников образования поступило предложение — увеличить региональный норматив на учебные расходы и таким образом выйти из ситуации. Собственных средств у школ, финансируемых из бюджета, естественно, нет.

В правительстве региона в ответ на предложение профсоюза решили предложить следующее: выделить средства муниципалитетам по заявкам. Впрочем, пока эта позиция официально не обозначена и снимать вопрос с контроля преждевременно. По предварительным подсчетам, на аттестаты для всех выпускников области 2014 года потребуется 3 млн рублей.

Беспокойство вызывает и выведение из штатов дошкольных образовательных учреждений ставок медицинских работников. По словам председателя профсоюза образования, до сих пор не определен формат работы, непонятно, как будет взаимодействовать медицинский работник с детским садом, что будет входить в круг его обязанностей. Да и медучреждения сегодня не имеют свободных работников, которых можно было бы закрепить за образовательными учреждениями.

Наконец, пока неясно, как будет оплачиваться педагогам школ классное руководство, которое всегда рассматривалось как дополнительная работа, не входящая в круг основных обязанностей.

Ранее, с января 2006 года по 31 декабря 2013 года, педагогические работники за выполнение одной функции классного руководителя получали две выплаты — 10—20% от ставки за счет фонда оплаты труда образовательного учреждения и 1 тысячу из федерального бюджета на условиях софинансирования. В итоге около 2 тысяч.

Последние изменения в законодательстве определили, что с 1 января 2014 года финансовое обеспечение выплаты за классное руководство передается на уровень регионов.

При этом условия и размер выплаты должны сохраниться. Профсоюз продолжит пристально следить за тем, чтобы права педагогов, работающих в школах разного вида, различной наполняемости классов, строго соблюдались.

Иллюстрации: 

baikalpress_id:  93 868