Иркутский кинематограф: что было снято в 2014 году

Будет ли дальше сниматься в Иркутске кино, зависит от наличия средств и желания творческих людей заниматься этим делом.

Минувший год выдался удачным для местного кинематографа — иркутские режиссеры выпустили на экраны сразу несколько художественных фильмов. Хотя таких громких премьер, как «Похабовск», в 2014 году не было, тем не менее фильмы прошлого года открыли новые направления в иркутском кино, такие как криминальный триллер и музыкальная мело­драма. К тому же более 500 иркутян приняли участие в нашумевшей комедии «Елки» и даже вошли в Книгу рекордов России как участники самого масштабного селфи.

Тяжелая вода

Пожалуй, одной из самых заметных премьер 2014 года стала картина иркутского режиссера Игоря Титенко «Тяжелая вода». Этот фильм кардинально отличается от других иркутских кинолент и по сюжету напоминает качественный голливудский триллер. Несмотря на сложность и запутанность сюжета, закрученного вокруг интриг и загадок, оторваться от экрана невозможно — картина смотрится на одном дыхании. Четвертый по счету фильм иркутской кинокомпании «Рука механика» снимался в то время, когда закрывался БЦБК, поэтому тема экологии является здесь одной из главных. «Тяжелая вода» — это шпионская история про сума­сшедшего ученого, странного сыщика, необычного байкера и нескольких колоритных персонажей из преступного мира. Детектив разворачивается вокруг научных опытов, благодаря которым байкальские голомянки становятся электрически заряженными мутантами, к тому же несущими разрушительную силу.

Как обычно бывает в шпионском триллере, интрига начинается с первых же минут действия — на берегу Байкала найдено тело дайвера, рядом с которым лежат две вещи: скрипка и видеокамера. Начинается расследование, которое в итоге приводит сыщиков в Москву и Санкт-Петербург к бывшему скрипачу Амурову, таинственному любителю фехтования Иванову и взломщику сайтов Снупи. По словам режиссера, это история о том, как один японский ученый на берегу озера проводил опыты над рыбами. Опыты стали удачными только тогда, когда ученый стал использовать так называемую тяжелую воду, которую применяют в атомных реакторах. Ее нельзя пить, в ней не живут растения и рыбы, она убивает все живое. Мораль фильма, видимо, следует понимать так: если ты используешь тяжелую воду, значит, ты убиваешь либо себя, либо всех остальных.

— Благодаря «тяжелой воде» рыбы стали напоминать электрических скатов, то есть стали электрически заряженными. Японский ученый, мечтая сделать научное открытие, решил совместить волны мозга человека и волны мозга рыб. Но как это сделать? Ученый придумал необычный способ — использовать скрипичную музыку. Рыбы же очень восприимчивы к звукам. И когда заиграла скрипка, они объединились в большие сообщества и начали выплескивать электрическую энергию, которая почему-то стала убивать людей. Мы всегда удивляем зрителей тем, что вначале совершенно ничего не понятно, поэтому хочется посмотреть фильм до конца, — рассказал режиссер.

Новый фильм Игоря Титенко достаточно масштабен и по географии съемок, и по актерскому составу. Съемки проходили в Иркутске, на Байкале, в Санкт-Петербурге и Москве. По словам режиссера, учитывая ограниченные возможности, задачи фильма выполнены на 90%.

Если не считать некоторых технических проблем, вся производственная и творческая работа выполнена качественно. Режиссер рассказал, что планирует представить художественный фильм «Тяжелая вода» на зарубежных кинофестивалях. Специально для зарубежных показов сейчас создается англоязычная версия картины с английскими титрами. Кроме того, в планах Титенко — сделать укороченный вариант фильма для демонстрации на фестивалях, где принимаются картины протяженностью не более 1 часа 40 минут.

— Сейчас некоторые европейские фестивали по причине санкций отказываются ставить в свою программу фильмы из России, — говорит Игорь Титенко. — Наверное, если бы мы показали ужасную Россию, как в нашумевшем фильме Звягинцева «Левиафан», тогда устроители европейских фестивалей нас с удовольствием пригласили бы поучаствовать в программе. А мы же не вскрываем социальные язвы, у нас другие задачи. К тому же мы находимся между любительским кино и профессиональным, поэтому обычно участвуем в фестивалях другого уровня. Мы отправили заявки на несколько престижных зарубежных фестивалей, ждем ответа.

«Аномалия»

В минувшем году также состоялась премьера художественного фильма «Аномалия.NEТ». Это первая иркутская картина о шоу-бизнесе.

Специально для фильма из иркутских музыкантов была собрана временная рок-группа. Сценарий к фильму написал режиссер, журналист и кинодокументалист Антон Кодкин. Фильм философский и жизненный, о том, что нужно воплощать свои мечты, быть верным своим идеалам и стараться не переходить в эмоциональных порывах ту грань, за которой не избежать негативных последствий.

— Когда мы решили снимать этот фильм, вокруг было много пессимистов, которые не верили в то, что мы воплотим свою идею. Начали мы работать на свой страх и риск, причем поначалу снимали на обычный фотоаппарат. Но потом люди стали в нас верить. Нашлись спонсоры, благодаря которым мы приобрели хорошие кинокамеры и остальное оборудование. В общем, работа закипела, — рассказал нам Антон Кодкин. — Чтобы фильм окупился, он должен быть в первую очередь интересным. У меня раньше был наставник, который говорил, что художественное кино бывает только двух жанров: скучное и нескучное. Оно может быть каким угодно — массовым, авторским, любого стиля, направления. Не играет роли. Главное, чтобы фильм вызвал искренний интерес у зрителя. А сейчас в массовом прокате идет около 80% скучных фильмов, но люди все равно приходят в кинозалы, потому что у них нет выбора.

Характерная особенность фильма в том, что он полностью иркутский — в нем нет приглашенных московских звезд, съемки велись в Иркутске, все актеры, от главных до второстепенных ролей, иркутяне. Работа над картиной шла более двух лет. За это время менялись актеры; фактически от начала до конца, весь творческий путь, прошли только три человека — режиссер, оператор и актер Антон Ракитин, который стал инвестором фильма. К слову, бюджет у картины очень скромный — вместе с покупкой оборудования он составил примерно 800 тысяч рублей. Как рассказал режиссер на пресс-конференции по случаю премьеры фильма, главным критерием поиска актеров было то, чтобы они и в жизни занимались тем же, чем в картине. По словам создателей фильма, такая концепция позволила увидеть на экране не однообразных персонажей, а живых людей.

Работа над фильмом «Аномалия» — это попытка снять в Иркутске коммерческое кино, фильм с хорошими кассовыми сборами. Если она будет удачной, то создатели фильма приступят к более глобальному проекту, о котором пока не рассказывают журналистам. Скорее всего, новая картина будет близкой к авторскому кино. Вообще, режиссер Антон Кодкин давно мечтал о том, чтобы снять полнометражный художественный фильм, поскольку кинематографом увлекся еще в юности. Примерно с 1998-го по 2008 год он занимался созданием документальных картин на самые разные темы, а в 2011 году вышел его первый короткометражный фильм «Иркутск, я люблю тебя», посвященный юбилею города. Фильм «Аномалия.NEТ» демонстрировался в апреле 2014 года в сети кинотеатров «Баргузин». Кроме того, мелодраму планируют также показать в Москве и по всей стране.

«Свинцовый коктейль»

Стоит упомянуть еще об одной громкой премьере, которая состоялась в декабре 2014 года. Это «Свинцовый коктейль». Можно по-разному относиться к этому фильму, есть любители черных трешевых комедий и жутких зубодробильных боевиков, но «Свинцовый коктейль» — это событие знаковое. Впервые иркутяне сняли криминальный триллер в духе Квентина Тарантино. Причем обычные люди, фактически кинолюбители. Иркутянин Алексей Семенов, три года назад вдохновившись фильмами Таран тино, прочитав о том, что у знаменитого режиссера, когда он только начал снимать, не было ни опыта, ни профессионального образования, загорелся идеей снять большое игровое кино. В соцетях набрал команду единомышленников — и понеслось. Фильм создавался всем миром. Оказалось, среди молодежи много поклонников жанра криминальной комедии, к тому же в Иркутске очень много не только киноманов, но и тех, кто готов совершенно бесплатно сняться в картине или оказать любую другую помощь, в том числе финансовую. Одним словом, эта идея легла на благодатную почву.

О чем же новый фильм? В картине «Свинцовый коктейль» переплетаются шесть историй. Учитывая жанр фильма, жутких сцен в нем предостаточно. Например, «свинцовый коктейль» — это пытка, которую устраивает наркодилер своим должникам. Он заставляет их выпивать стакан водки, в который перед этим бросает шесть патронов. Если должник оставляет патроны, наркодилер его убивает. В новой иркутской картине есть перестрелки, погони, черный юмор — как в добротно сколоченном боевике. Правда, в отличие от голливудских аналогов действие происходит в Иркутске.

Вообще, история создания фильма молодым музыкантом Алексеем Семеновым в очередной раз доказывает, что при большом желании и вере в успех любой человек, не имеющий особой финансовой и материальной базы, может снять кино. Другое дело — какого качества будет этот фильм. Однако «Свинцовый коктейль» по числу просмотров стал одним из самых массовых иркутских фильмов. Создатели фильма ежедневно получают множество положительных отзывов, а в кинозалах при просмотре фактически нет свободных мест. «Эмоций и при просмотре, и после было хоть отбавляй. Черный юмор в стиле Гая Ричи, куча стволов, эпичный злодей и харизматичный Тарантино — все, что нужно, чтобы получить в итоге классный безбашенный фильм, который хочется посмотреть еще раз», — написал один из зрителей на странице фильма.

Что в итоге?

Примечательно, что буквально за какие- то несколько лет появилось такое понятие, как иркутское художественное кино. За это время на экраны вышло более 10 полнометражных художественных фильмов, а в самом нашумевшем «Похабовске» сыграли звезды российского кино. Несмотря на такой небывалый всплеск, режиссеры местного кинематографа оценивают свое будущее не слишком оптимистично.

Есть замечательные режиссеры, талантливые профессиональные актеры, но без поддержки государства и развитой индустрии кино очень сложно снимать качественные, смотрибельные фильмы. По мнению режиссера Антона Кодкина, в Иркутске вряд ли появится настоящий, полноценный кинематограф, так как власти города не оказывают финансовой и материальной поддержки. Отсутствие денег на создание фильмов тормозит развитие иркутского кинематографа.

— Мне кажется, все закончится тем, что талантливые режиссеры и актеры переберутся в Москву, где больше возможностей для самореализации, — считает режиссер Антон Кодкин.

Есть и другая проблема, о которой говорят иркутские режиссеры: если директора крупных кинотеатров видят, что на рекламу иркутского фильма потрачено очень мало денег, то зачастую отказывают в прокате, мотивируя это тем, что фильм будет некассовым, а значит, убытки неизбежны. К тому же время сейчас кризисное.

— Летом мы хотели снимать коммерческий сериал, искали спонсора. Я все просчитал и решил, что рисковать не буду. Потом этот проект попытался делать другой режиссер. Чем дело закончилось, неизвестно, так что сейчас сложнее заниматься съемками фильмов, — говорит Игорь Титенко.

Тем не менее история с фильмом «Похабовск. Обратная сторона Сибири» показала, что местный фильм не только может быть кассовым, но и способен побить все рекорды в плане заполнения кинотеатров. Хотя он вышел на экраны не в прошлом, а в позапрошлом году, но финансовых затрат тоже было немало.

— Я думаю, будут у нас активно сниматься художественные фильмы дальше или нет, зависит не только от денег, но и от самих людей.

Большую роль играет человеческий фактор, особенно в творчестве. Сейчас мы наблюдаем такую ситуацию: прошло несколько громких премьер, а после них тишина. Несмотря на такой творческий подъем, который мы все видели, новые фильмы эти режиссеры пока не выпустили. Тем не менее я думаю, что перспективы у иркутского кино есть. Сейчас снимается новый сериал, о котором вы писали; два года назад начались съемки одного иркутского фильма, перед Новым годом они возобновились. Там интересная команда, картина в молодежном стиле с элементами эротики. Думаю, раз пошла такая волна, появилось новое направление, то художественное кино по-прежнему будут снимать в Иркутске, — считает Игорь Титенко.

К тому же в Иркутске открылся филиал ВГИКа, а также планируется проводить ежегодный кинофестиваль имени Леонида Гайдая. Так что режиссеры иркутского кино надеются, что инфляция и финансовый кризис станут всего лишь проверкой на прочность и мы еще увидим иркутское игровое кино, не уступающее лучшим отечественным фильмам.

На 2014 год приходится и рождение документального проекта «Я сибирской породы». В нем иркутский режиссер Василий Медведев планирует рассказывать о талантливых людях Приангарья, добившихся выдающихся результатов в своем деле. Его герои — люди сибирской породы. Они не уезжают туда, где «теплее»; они меняют жизнь к лучшему здесь и сейчас.

В проекте будет как минимум шесть документальных фильмов, иначе, как считает режиссер, не получится раскрыть тему. Первый герой проекта — Юрий Козлов, главный детский хирург СФО, заведующий центром хирургии и реанимации новорожденных Ивано-Матренинской детской клинической больницы, обладатель звания «Лучший детский хирург России» и десятков других наград и премий.

Он стал новатором уникальных методов малоинвазивной и фетальной (внутриутробной) хирургии. В Сибири такого до него не делал никто. Премьера фильма «Хирург», рассказывающая о Юрии Козлове, состоялась в декабре.

Следующим героем проекта станет Александр Алсаткин, талантливый художник-ювелир. Его работы хранятся в Оружейной палате и считаются национальным достоянием России.

baikalpress_id:  101 753