Иркутский художник Анатолий Дмитраков преподаёт искусство дизайна

Многие читатели «Пятницы», даже не подозревая о существовании Дмитракова, хранят дома его глиняные игрушки.

Другим Анатолий Николаевич известен своими выставками и мастер-классами, которые он наполняет еще и философским содержанием, основанным на биолектике, как называет художник свою науку.

— Биолектика прививает философское отношение к жизни, учит корректному обмену духовными и материальными ценностями, а нас — быть индивидуальными, — говорит художник.

На основе биолектики Анатолий Дмитраков открыл экспериментальную творческую лабораторию прикладного дизайна «Карандаш», где объясняет эти непростые истины детям на очевидных примерах простым и доступным языком. Сейчас в студии занимается больше 30 человек в трех группах — от 4 до 7, от 7 до 10 и от 11 до 13 лет.

— Творческий человек может выстроить проблему и показать ее в рисунке, фотографии, статье, фильме, музыке... Если этих способностей нет, тогда он становится ремесленником. Важно помочь ребенку найти новые инструменты для самовыражения.

— То есть вы можете научить человека быть талантливым?

— Конечно. Можно помочь человеку раскрыть в себе талант. Кто-то сможет сделать это на 50, а кто-то на все 100 процентов. Можно научить его владеть кисточкой, а можно — исследовать и видеть. Главное — не фотография, а рентген пространства, показать не форму, а содержание. А для этого нужно быть и психологом, и философом, и настоящим исследователем.

Поэтому и уроки свои Дмитраков проводит иначе, чем другие преподаватели. Он не требует от учеников соблюдения строгой дисциплины и даже присутствия. Главное — чтобы они вырабатывали идею, искали новое видение предметов.

— Например, я говорю: сегодня задание — придумать необычный стул. И они в течение недели думают, как и из чего его сделать, ищут материалы в библиотеках, в «полях», в магазинах, берут из воздуха...

— А почему вам важно обучать?

— Я отец троих детей и взрослый мужик, который обладает знаниями. И я хочу, чтобы наше подрастающее поколение было здоровым, хочу познакомить их с принципами, по которым они будут строить свою жизнь.

Глиняные игрушки, которые мастерит сам Дмитраков, легко взять в ладонь и трудно потом выпустить. Делать их Анатолию Николаевичу помогает вся семья: жена Надежда Николаевна, их дочери Надя и Мария, сын Коля. В их мастерской рождаются нерпы, медведи, всадники, рыбы и птицы. И все имеют свой характер, легенду, придуманную мастером, и голос. Ведь все это свистульки, и каждая поет свою песню. Правда, семейная артель работает скромно — если другие мастера изготавливают, условно говоря, по 100 игрушек в день, то Дмитраковы — по 20. Но тем ценнее игрушки.

Сказки Дмитракова

Анатолий Николаевич сочинил несколько сказок — про нерпу, Байкал, горы, которые окружают и охраняют его, про ветра — Сарму и Баргузин. Некоторые из них стали передаваться из уст в уста, обрастая подробностями и деталями.

Нерпа-красавица

Вы знаете, как нерпа оказалась в Байкале? Она прилетела к нам из далеких краев. И стала лакомиться рыбой-омулем, ведь нигде больше такой рыбки не встретишь. Да так ей понравилась рыбка, что она съела ее много-много. А когда настала пора улетать — просто не смогла уже подняться в небо. Да и тяжело ей стало покидать полюбившиеся края. Так и осталась нерпа жить в водах Байкала.

Нерпа и лодочка

Так нерпа жила не тужила долгое время, пока не вспомнила о своей родной стране. Тут и затосковала красавица, стала петь свою грустную песню. Тогда Байкал решил сделать подарок своей любимице. Чтобы порадовать ее, он подарил нерпе лодочку и наказал ветру Сарме катать по широким водным просторам. С тех пор, как только у нерпы портится настроение, она берет лодочку и катается по волнам, подгоняемая ветрами.

Стражи Байкала

Вы знаете, что горы, которые окружают Байкал, живые? Но только не все это способны увидеть. Да и сами Стражи не привыкли давать знать о себе людям. Как огромные исполины они стоят по берегам и охраняют покой озера-моря. Но как только Байкалу угрожают злые силы, из гор выходят мощные стражники, которые способны дать врагам мощный отпор.

Иллюстрации: 

Анатолий Дмитраков — художник, дизайнер, учитель высшей категории, лауреат губернаторской премии 2007 года. На его счету более 20 творческих проектов, в том числе «Пространство и время», «Апельсин в небесах», «Бумажная страна», «Свет и Тень», «Белый квадрат», «Ржавый гвоздь», «Белое в черном — черное в белом»
Анатолий Дмитраков — художник, дизайнер, учитель высшей категории, лауреат губернаторской премии 2007 года. На его счету более 20 творческих проектов, в том числе «Пространство и время», «Апельсин в небесах», «Бумажная страна», «Свет и Тень», «Белый квадрат», «Ржавый гвоздь», «Белое в черном — черное в белом»
От дымленных, или костровых игрушек Дмитраковых веет суровой лаконичностью, самобытностью и искренностью. Поверх каждой нанесены славянские узоры — знаки Солнца, плодородия, рода. Поэтому игрушки узнаваемы и на родине, и далеко за пределами Иркутска
От дымленных, или костровых игрушек Дмитраковых веет суровой лаконичностью, самобытностью и искренностью. Поверх каждой нанесены славянские узоры — знаки Солнца, плодородия, рода. Поэтому игрушки узнаваемы и на родине, и далеко за пределами Иркутска
baikalpress_id:  94 333