Иркутский городской электротранспорт приобретает новую жизнь

Оптимизация и экономия! Пожалуй, не только лень приводит к гениальным открытиям, но и новые требования времени.

В Иркутске журналистам презентовали троллейбус, который может ехать без проводов, и новый трамвай, которому 25 лет. О том, как такое возможно, — сегодня в «Пятнице».

Троллейбус проехал вокруг сквера Кирова и никого не удивил — опущенные токоприемники почти незаметны с дороги, а внешне не очень-то он от автобуса отличается: «У каждого троллейбуса есть автономный ход — это предусмотрели производители для того, чтобы было возможно объехать пробку, аварию, то есть не больше 200 метров. А недавно была поставлена задача проехать по Академическому мосту, и мы ее выполнили! Теперь наш троллейбус 2009 года выпуска может ехать сам по себе около 12 километров», — рассказывает главный инженер троллейбусного депо МУП «Иркутскгорэлектротранс» Павел Владимирович Астафьев.

Возникает вопрос — зачем это нужно, если давно придуман автобус? Оказывается, этого требует время — троллейбусы будут запущены по удлиненным веткам: провода электропитания закончатся, но троллейбус может следовать дальше.

Кстати, троллейбусы с продолжительным автономным ходом уже изготавливают на заводах, но стоят они около 12 млн рублей, что несравнимо дороже, чем укомплектовать старую технику.

На переоборудование ушло три месяца работы и 988 тыс. рублей, включая трудозатраты. Пока троллейбус ходит по своим обычным маршрутам в обычном режиме — специальный маршрут для него пока находится в разработке. «По мосту проехали — от улицы Ленина до Академической шесть минут пути. Но как челнок троллейбус ходить не может — ему нужна подзарядка аккумуляторов, а значит, надо увеличить маршрут. Например, по Ленина двигаемся по проводам, по мосту — автономно, до Синюшиной Горы снова по проводам, до Маркова автономно, и обратно», — с оптимизмом глядит в перспективу Павел Владимирович. Кроме того, троллейбусы могут начать ходить в Луговое, Дзержинск, Пивовариху, Крылатый, Стрижи, что, несомненно, должно обрадовать местных жителей.

Кстати, теперь водитель троллейбуса может отсоединить токоприемники, не выходя из салона, и точно так же вернуть их обратно — это тоже стало возможным благодаря новому оборудованию.

Еще один пример эффективной модернизации муниципальной техники — обновленный трамвай.

Свежая краска, антивандальные сиденья и противоскользящее покрытие на полу — это только то, что заметно пассажиру. Трамвай выглядит как заводской, сразу и не поймешь, что «новая» техника — это переоснащенный трамвай, которому уже 25 лет.

Принципиальное отличие нового трамвая от собратьев — энергосберегающее оборудование, которое позволяет сохранить до 40% электроэнергии. Трамвай не только меньше потребляет энергии, но и возвращает электричество по контактным сетям идущему следом вагону. Раньше при торможении энергия уходила в тепло, теперь она возвращается в сети. Процесс этот называется рекуперацией.

— Вагон, который вы видите, прошел капитально-восстановительный ремонт с модернизацией, — объясняет Олег Вениаминович Огнев, заместитель директора МУП «Иркутскгорэлектротранс» по организации работы трамвайного депо. — Кроме прочего в вагоне установлена электронная система управления тяговым приводом, благодаря которому трамвай плавно трогается с места и так же останавливается.

Еще в вагоне установлен современный низковольтный блок питания бортовой сети с улучшенными характеристиками, а также современная экологичная и экономичная линия освещения салона на светодиодах, которая экономит до 90% электроэнергии. Двери в салоне — с доводчиками: быстро открываются, но плавно притормаживают, закрываясь.
Водителям теперь тоже будет работать комфортнее: место вагоновожатого оснащено бортовым компьютером, который позволяет наблюдать на электронной панели все, что происходит с трамваем: открыты или закрыты двери, работает ли система отопления, включено ли наружное и внутреннее освещение, как «бегут токи», есть ли напряжение в двигателях и многое другое.

— Ремонт выполнен за счет собственных средств, наши сотрудники прошли специальное обучение и готовы продолжать работу в этом направлении, — улыбается Олег Вениаминович.

  • Вместе с журналистами с модернизированной техникой познакомился и мэр Иркутска Дмитрий Бердников: «Конечно, новое есть новое. И по возможности мы будем приобретать современные трамваи и троллейбусы. Но модернизация — это тоже эффективный механизм, который позволит нам уже сегодня внедрять последние технологии и обновлять парк. Реализуя опыт и мастерство наших специалистов, мы можем эффективно использовать старую технику, давать ей вторую жизнь. То, что мы будем развивать наш муниципальный транспорт, это несомненно. Только так мы можем обеспечить нормальную, бесперебойную работу маршрутной сети города».

Иллюстрации: 

После ремонта внешний вид этого трамвая отличается от своего 25-летнего собрата: новое большое лобовое стекло, увеличенное заднее, слегка затемненные окна в салоне, антивандальные сиденья, новая обшивка внутри. Мэр Иркутска Дмитрий Бердников проехал в модернизированном трамвае и остался доволен и качеством транспорта, и тем, что город сэкономил бюджетные деньги. Ремонт обошелся в 6 млн рублей, а цена нового вагона — около 20 млн. Почувствуйте разницу!
После ремонта внешний вид этого трамвая отличается от своего 25-летнего собрата: новое большое лобовое стекло, увеличенное заднее, слегка затемненные окна в салоне, антивандальные сиденья, новая обшивка внутри. Мэр Иркутска Дмитрий Бердников проехал в модернизированном трамвае и остался доволен и качеством транспорта, и тем, что город сэкономил бюджетные деньги. Ремонт обошелся в 6 млн рублей, а цена нового вагона — около 20 млн. Почувствуйте разницу!
Вместе с журналистами с модернизированной техникой познакомился и мэр Иркутска Дмитрий Бердников
Вместе с журналистами с модернизированной техникой познакомился и мэр Иркутска Дмитрий Бердников
Обесточенный троллейбус теперь может передвигаться по любым улицам города, лишь бы через 12 км на его пути вновь появилась электросеть, от которой зарядятся аккумуляторы
Обесточенный троллейбус теперь может передвигаться по любым улицам города, лишь бы через 12 км на его пути вновь появилась электросеть, от которой зарядятся аккумуляторы
Аккумуляторный отсек троллейбуса: автономное движение на улицах Иркутска стало возможно благодаря  36 аккумуляторам в специально выстроенном коробе на задней площадке. Несмотря на то что подобная техника выпускается на заводах, это все равно ноу-хау, ведь в салон источники питания еще не ставили. «В салоне всегда теплее, чем на улице, а значит, аккумуляторам  не страшны морозы и перепады температуры», — говорит Павел Астафьев, главный инженер троллейбусного депо МУП «Иркутскгорэлектротранс»
Аккумуляторный отсек троллейбуса: автономное движение на улицах Иркутска стало возможно благодаря 36 аккумуляторам в специально выстроенном коробе на задней площадке. Несмотря на то что подобная техника выпускается на заводах, это все равно ноу-хау, ведь в салон источники питания еще не ставили. «В салоне всегда теплее, чем на улице, а значит, аккумуляторам не страшны морозы и перепады температуры», — говорит Павел Астафьев, главный инженер троллейбусного депо МУП «Иркутскгорэлектротранс»
baikalpress_id:  104 057