Иркутские шаманы провели ритуал благодарения духов

Дважды в год на острове Комсомольском в Жилкино собираются шаманы, чтобы провести ритуал открытия или закрытия (когда приходит время) «небесных врат». Это обряд, посвященный духам предков и духам местности.

— Мы благодарим богов за то, что они нам послали погоду, солнце и дожди, испытание и удачу. Мы как бы прощаемся с богами, к которым обращались летом во время крупных обрядов, благодарим их и делаем им щедрые подношения, — объясняет перед началом ритуала закрытия член местной религиозной организации шаманов «Байкал» Виталий Балтаев. — Теперь до весны мы не можем их беспокоить, камлать и призывать. Открывать небесные врата в следующий раз мы будем в мае.

В минувшее воскресенье в ритуалах участвовало девять опытных шаманов: мужчины и женщины, русские и буряты. Во время камлания они призывали своих родовых божеств, а также оживляли подарки богам — 14 срубленных березок и зарезанного накануне барана. Когда все шаманы одновременно забили в бубны, по роще, будто топот коней, прокатился гул. Несколько зрителей самых разных вероисповеданий уселись неподалеку в позу лотоса и, похоже, наслаждались шаманским ритуалом.

— Я пришла поблагодарить за помощь, — рассказала иркутянка Марина Миловидова. — В Иркутской области не ведется славление славянских богов, поэтому я и пошла на шаманский ритуал. Бог для меня един — и для мусульман, и для евреев, и для бурят. И мне очень захотелось поблагодарить его.

Небольшой сенсацией обряда стали орлы, кружившие в небе во время ритуала оживления берез.

— Это хороший знак, что прилетели наши онгоны, почтили нас своим присутствием, — считает шаманка Эльвира Аюшинова. — Еще во время камлания часто бывает, что в хорошую сторону меняется погода. Например, если с утра небо было затянуто и синоптики обещали дождь, то после обрядов небо становится чистым, светлым.

Каждый обряд требует от шамана много сил, поэтому участники делали несколько перерывов. Но больше всего сил отнял, кажется, ритуал камлания и призывания родовых онгонов. Шаманы по очереди входили в транс, и в их тело входил дух, который мог отвечать на вопросы людей и давать благословление роду. Впрочем, онгон мог и не ответить на вопрос, если не считал нужным или не знал ответа. Каждого духа помощники поили тремя напитками: зеленым чаем, водкой и молоком. А потом помогали онгону покинуть тело, а шаману — выйти из состояния транса. Для этого шаману нужно было несколько раз хорошенько подпрыгнуть. После того как шаман снимал с себя костюм и превращался в обычного человека, можно было видеть, насколько тяжелым было для него это путешествие в неизведанные миры: кого-то тошнило, кого-то било мелкой дрожью и покрывало испариной. Так что всем становилось понятно, что быть шаманом — работа не из легких.

Иллюстрации: 

У каждого профессионального шамана есть свой дэгэл — синий халат, символ неба и вечности, и головной убор — майхабша. Когда во время транса в шамана вселяется дух, глаза человека закатываются, лицо приобретает устрашающее выражение. Смотреть на него в этот момент страшно и опасно. Поэтому на шапку нашиты шторки, закрывающие лицо и глаза, через которые смотрят онгоны
У каждого профессионального шамана есть свой дэгэл — синий халат, символ неба и вечности, и головной убор — майхабша. Когда во время транса в шамана вселяется дух, глаза человека закатываются, лицо приобретает устрашающее выражение. Смотреть на него в этот момент страшно и опасно. Поэтому на шапку нашиты шторки, закрывающие лицо и глаза, через которые смотрят онгоны
Один из проведенных обрядов — камлание и призывание родовых духов. Когда онгон входит в тело шамана, любой человек может задавать ему интересующие вопросы: о здоровье, финансах, учебе или работе. Правда, не всегда дух дает на них ответы
Один из проведенных обрядов — камлание и призывание родовых духов. Когда онгон входит в тело шамана, любой человек может задавать ему интересующие вопросы: о здоровье, финансах, учебе или работе. Правда, не всегда дух дает на них ответы
Иркутянка Марина Новиченко в этот день просила у духов здоровья для себя и своих близких. Целительница с шаманскими корнями, она и сама проводит обряды, поэтому относится к ним серьезно и с уважением: «Иркутская область — это бурятская земля, здесь живет много шаманитов. Но шаманские ритуалы полезны и интересны не только для них, но и для всех людей. Ведь духи даруют благословение и исполняют просьбы обратившихся о здоровье, успехе, благополучии»
Иркутянка Марина Новиченко в этот день просила у духов здоровья для себя и своих близких. Целительница с шаманскими корнями, она и сама проводит обряды, поэтому относится к ним серьезно и с уважением: «Иркутская область — это бурятская земля, здесь живет много шаманитов. Но шаманские ритуалы полезны и интересны не только для них, но и для всех людей. Ведь духи даруют благословение и исполняют просьбы обратившихся о здоровье, успехе, благополучии»
Загрузка...