Иркутские медики предупреждают: иногда летать опасно для здоровья

Летать безопасно не для всех. Как отмечают медики, многие даже не подозревают о том, какую серьезную нагрузку при полете испытывает их организм, когда даже банальный насморк может стать серьезной угрозой для их здоровья. Поэтому периодически в аэропорту Иркутска снимают с рейса пассажиров, чувствующих определенное недомогание.

Здравпункт Иркутского аэропорта работает без перерывов. Круглосуточно здесь дежурят врачи и фельдшеры, которые всегда готовы оказать как персоналу, так и пассажирам необходимую помощь. Здесь могут измерить давление, сделать ЭКГ, избавить от головной боли и даже помочь справиться с аэрофобией. На все случаи в здравпункте приготовлено несколько громоздких и тяжелых укладок: для первой помощи, реанимационная, родовая, укладка на случай биологической опасности и многие другие. По словам Александра Марчука, заведующего здравпунктом, перелет — это достаточно серьезное испытание для организма, и если человек не готовится к полету, нарушает рекомендации, то для него это может закончиться крайне плачевно.

Противопоказаний к полету достаточно много, вот только знают об этом единицы. Пассажиры не торопятся посетить перед вылетом здравпункт, наивно полагая, что любой недуг вовсе не повод отказываться от запланированного перелета. И расплачиваются за это своим здоровьем.

— Есть несколько факторов, которые могут серьезно повлиять на самочувствие человека во время полета: скачок давления, недостаток кислорода, стрессовая ситуация и т. д. Некоторые заболевания, которые люди легко переносят на земле, могут негативно проявить себя в воздухе, — рассказывает Александр Марчук. — Изменение барометрического давления отрицательно сказывается на пассажирах, страдающих синуситами, ринитами или банальным насморком. Вроде бы, на первый взгляд, ничего страшного, и люди с таким же настроем садятся в самолет. Однако во время взлета или посадки эта небольшая заложенность, которая не беспокоит на земле, может привести к баротравме. Описать, что при этом чувствует человек, сложно. Это выражено сильными болевыми ощущениями, слезами. Редко, но это может привести и к кровотечению.

Полеты опасны и для тех, у кого есть проблемы с венами нижних конечностей. Долгое время, три-четыре, а то и 12 часов, пассажиры вынуждены находиться в одном и том же положении, что может вызвать тромбообразование. И помочь человеку в этом случае крайне сложно.

Чаще всего в Иркутске снимали с самолетов тяжелобольных пассажиров с сердечными заболеваниями: с подозрением на инфаркт миокарда или инсультом, случившимся во время полета.

Несколько лет назад иркутским медикам пришлось спасать туриста из Филиппин.

— У пассажира трансконтинентального рейса Лондон — Гонконг случился сердечный приступ, произошла остановка дыхания. Было принято решение сажать самолет в ближайшей точке — ею оказался Иркутск. С борта поступила полная информация о том, что произошло, пилот смог точно указать симптомы больного, и это позволило всем наземным службам правильно сориентироваться и приготовить необходимое оборудование. Хорошо, что на борту самолета находился врач, который смог провести реанимационные мероприятия, и он сделал это грамотно и хорошо. Когда больного сняли с борта, его состояние было крайне тяжелое. Два дня он провел в нашей медико-санитарной части, где состояние его стабилизировали, а после он был отправлен в областную клиническую больницу.

Отдельную категорию представляют собой и беременные. Несмотря на большой риск, даже на самых поздних сроках они не боятся совершать перелеты. Вот только сделать это не всегда удается. По существующим правилам авиации командир воздушного судна вправе отказать любому человеку, который, на его взгляд, может нести угрозу для полета или для пассажиров. Так, например, однажды жительница Средней Азии на последних месяцах беременности хотела лететь самолетом из Иркутска домой. По медицинским показаниям она была совершенно здорова, ее осмотрели, однако не решались посадить в самолет. Командир самолета решил спорный вопрос, отказав женщине в перелете. Деньги за билет ей вернули, и беременная в итоге решила возвратиться на родину поездом.

К слову, стоимость проезда возвращается всем пассажирам, которым врачи рекомендуют не совершать авиаперелет. Для таких людей в медпункте даже есть особый журнал — для снятых с рейса.

Что делать, чтобы долететь нормально?

Александр Марчук, заведующий здравпунктом:

— Любой пассажир, даже если он считает себя совершенно здоровым, должен придерживаться нескольких правил для благополучного перелета. Так, например, накануне нельзя злоупотреблять крепкими спиртными напиткам, принимать пищу, вызывающую газообразование. Следует побольше пить. Перед полетом и во время него пассажир не должен испытывать чувства жажды. Если же у него есть заболевание, то лучше всего предварительно проконсультироваться с врачом и иметь при себе минимум своих лекарств, особенно если они ему жизненно необходимы. Бывали случаи, когда пассажиры сдавали такие препараты в багаж или забывали принять накануне отлета. Последствия такой халатности могут быть крайне тяжелыми.

Иллюстрации: 

Здравпункт Иркутского аэропорта работает без перерывов, поэтому любой пассажир может пройти обследование перед полетом.  Стоимость проезда возвращается всем пассажирам, которым врачи рекомендуют не совершать авиаперелет. Для таких людей в медпункте даже есть особый журнал — для снятых с рейса.
Здравпункт Иркутского аэропорта работает без перерывов, поэтому любой пассажир может пройти обследование перед полетом. Стоимость проезда возвращается всем пассажирам, которым врачи рекомендуют не совершать авиаперелет. Для таких людей в медпункте даже есть особый журнал — для снятых с рейса.
baikalpress_id:  98 243