Иркутские архитекторы представили концепцию воссоздания храма XIX века в селе Анга Качугского района

Источник: Байкал Инфо
28/05/2014 - 16:30

Архитекторы Иркутского государственного университета представили концепцию воссоздания храма Ильи Пророка в селе Анга Качугского района на научно-практической конференции «Святитель Иннокентий (Вениаминов) – миссионер, исследователь, просветитель», которая проходила 23 - 24 мая 2014 года в Иркутской областной научной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского. Как сообщает пресс-служба вуза со ссылкой на доцента кафедры архитектуры и основ проектирования ИрГТУ Алексея Чертилова, летом 2007 года специалисты ИрГТУ и Центра по сохранению историко-культурного наследия Приангарья провели архитектурно-археологические раскопки и обмеры фундаментов утраченного православного Ильинского храма. По материалам экспедиции Владимир Шишканов разработал и в 2008 году защитил дипломный проект его воссоздания. В том же году проект получил золотой диплом на международном фестивале лучших дипломных архитектурных работ.

«В старинном селе Анга в XIX веке и в первую треть прошлого века над застройкой возвышался каменный православный Ильинский храм. Занимая лобное место на склоне горы, он являлся абсолютной композиционной доминантой округи. Во время антирелигиозной борьбы в 1930-е годы здание церкви разобрали до фундаментов, – говорит Алексей Чертилов. – Капитальный православный храм был возведен в 1804 году в так называемый переходный стилевой период, когда в Сибири стал распространяться классицизм, но местные зодчие консервативно использовали композиционные и декоративные приемы барокко. Храм освятили во имя Ильи Пророка и он долгое время являлся главным для верующих большого прихода окрестных деревень. Ильинский храм непосредственно связан с именем выдающегося российского общественного деятеля – Иннокентием Вениаминовым, уроженцем Анги, митрополитом Московским и Коломенским, вторым святым земли иркутской (его отец служил пономарем церкви святого Ильи Пророка)».

По словам Алексея Чертилова, объемное решение храма было простым и традиционным для подобных культовых православных зданий: по оси запад-восток располагались крылец главного входа, притвор с колокольней, трапезная, храм, алтарь. Сегодня бывшую церковную территорию частично занимают хозяйственная зона, строения школы, выгул для скота, огороды местных жителей и небольшая частная усадьба. К востоку от церкви на горе расположено действующее сельское кладбище. На первой стадии раскопок специалисты, используя гусеничный бульдозер, сняли основную толщу холма над фундаментами церкви. Затем для работы с нижним слоем применялся колесный трактор с ковшом. На второй стадии раскопки продолжались ручным археологическим методом.

Алексей Чертилов рассказывает, что в ходе раскопок были обнаружены фундаменты всех частей здания, а также нижняя часть кирпичной колонны между храмом и алтарем, фрагменты внутренней продольной стены и частично сохранившихся деревянных полов трапезной – накат из полубревен. Среди отдельных элементов храма исследователи отыскали металлическую кованую решетку, деревянные дугообразные балки из обвязки перекрытия, фрагменты двух деревянных плотницких дверей, небольшие фрагменты деревянного резного декора, фрагмент профилированного плинтуса и другое. Как отмечает в своем проекте старший преподаватель кафедры рисунка, живописи и скульптуры ИрГТУ Владимир Шишканов, общая площадь здания составляла 381 кв. м.

«Прямоугольный притвор имел площадь 36 кв. м. Над притвором находилась восьмигранная двухъярусная колокольня. Арочные проемы располагались на обоих ярусах и на всех гранях. Проемы нижнего яруса меньше по размерам верхнего. Колокольня завершалась грушевидным куполом, крытым черным железом, и шпилем, – описывает храм Владимир Шишканов. – Трапезная была квадратной (237 кв. м.). По северному и южному фасадам параллельно друг другу находились арочные окна по четыре на каждый фасад с восьмичастным переплетом. Также фасады имели вертикальные связки между окнами в виде тоненьких выступающих полос и карнизный пояс. Завершалась трапезная крытой из досок двухскатной кровлей, на которой симметрично относительно конька располагались две восьмигранные башенки с главками».

По словам архитектора, храмовая часть имела два самостоятельных входа – северный и южный. Храм освещали северные и южные арочные окна с восьмичастным переплетом. Он завершался крытой черным железом пологой грушевидной кровлей, на которой располагался восьмерик с еще меньшим восьмериком с маковкой. Владимир Шишканов поясняет, что в результате натурных исследований удалось установить, что фундамент церкви был сложен из плитняка. Специалистам не удалось восстановить истинный вид паперти, поэтому он проектируется по аналогу иркутской Преображенской церкви.

«Декор весьма лаконичен, ограничивается наличниками оконных и дверных проемов, карнизными поясами. Оконные проемы трапезной и первого уровня храма имеют плоские декоративные наличники криволинейного рисунка, их контур повторяется в окантовке проемов второго света храмовой части, – добавляет Владимир Шишканов. – Планировка церкви Пророка Ильи включает в себя стандартный перечень помещений (паперть, притвор, трапезная, храм и алтарь). Притвор является своеобразным тамбуром, поскольку имеет двери со стороны паперти и трапезной. Также в нем находится лестница, которая ведет на колокольню. Трапезная в свою очередь состоит из двух приделов и входа в храмовую часть церкви. Храм имеет два выхода на улицу и соединен с алтарной частью».