Идеальный Иркутск глазами художника

Заслуженный художник России Лев Сериков рассказал, каким он видит идеальный Иркутск.

За последние десять лет Иркутск кардинально изменился. Появились новые современные жилые комплексы, огромные торгово-развлекательные центры, красивые набережные. Однако в целом в городе отсутствует единое стилевое и цветовое решение зданий, сохраняется множество навязчивой, пестрой, а порой и вульгарной рекламы. А стоит выехать из центра — можно увидеть покосившиеся деревянные дома, разбитые дороги, отсутствие нормального освещения. О том, почему эти проблемы не решаются на протяжении многих лет, мы поговорили с известным иркутским скульптором, членом городского художественного совета Львом Сериковым, который в советское время работал главным художником Иркутска. 

— Вы были главным художником города Иркутска в 80-х годах. Неоднократно слышала историю, что вы тогда объявили войну памятникам Ленину…

— Война — это слишком громко. Просто в советское время в Иркутске стояло очень много памятников Ленину. В основном они были совершенно нелепые. Помню, я сказал секретарю по идеологии, что мы таким образом дискредитируем Ленина. Ведь это была сплошная самодеятельность — бюсты и фигуры лепили не профессиональные скульпторы, а случайные люди. Делали их из бетона, гипса. Естественно, они тут же начинали обсыпаться, гнить, падать с постаментов. Разве это памятники Ленину? В 1986 году, когда была подготовка к 300-летию города, я предложил часть этих памятников убрать. А чтобы прохожие не удивлялись, мы решили снимать их ночью. Выкопали ямы рядом с памятниками, туда их сбрасывали и закапывали. Насколько помню, пять фигур мы убрали. Да и вообще, меня всегда удивляло, что памятников Ленину было море по всей стране. Я понимаю, можно в городе поставить один-два памятника, но не двадцать же!

— А как вы относитесь к скульп­турному буму, который настиг Иркутск в последнее время? Тоже ведь появляются работы, прямо скажем, не высшего качества… Не такие, может, как памятники Ленину в 80-х, но тоже вопросы вызывают…

— Сейчас появилась настоящая эпидемия скульптур. Все выдают идеи, все хотят что-нибудь поставить в городе. И действительно, не всегда получается хорошо. В администрации города должен быть специалист, который взял бы на себя ответственность за ту или иную скульптуру. Раньше таким человеком был главный художник, но сейчас такой должности, к сожалению, нет. И это отражается на облике города.

— Но ведь в администрации города есть художественный совет, и вы в него даже входите…

— Не всё, к сожалению, проходит через эту структуру. Но должен сказать вам, что благодаря его работе постоянно пресекаются попытки различных энтузиастов поставить какие-то композиции, лишенные вкуса и стиля. Например, к нам пришли две девушки, представились активистками молодежного движения и предложили на берегу Ангары установить памятник нерпе. Показывают макет, который сделан, как школьники лепят на уроках. Мы попросили их сделать макет на нормальном профессиональном уровне, чтобы было понятно, как будет выглядеть композиция. Но в тот же день я захожу в супермаркет и слышу рекламу о том, что такого-то числа состоится открытие памятника нерпе. Я удивился, но потом оказалось, что никакого открытия не было.

Сейчас появилось очень много энтузиастов. Разные фирмы, фирмочки хотят как-то выделиться и в качестве рекламы своей деятельности устанавливают скульптуры. Так появляются в городе бесконечные кошечки, собачки, Дюймовочки…

Все это они стараются сделать без согласования с администрацией и художественного совета. Но сейчас существует правило: если кто-то поставил какой-то объект без согласования, то его уберут. К тому же у нас существует программа на перспективу, в которой расписано, какие памятники должны быть в городе, иначе город будет просто захламлен скульптурами. Но, к сожалению, чиновники зачастую не понимают, какие нужны памятники, а без каких можно обойтись. Яркий пример — памятник Петру и Февронии. Замечательная идея, очень хорошая инициатива, но сам памятник фактически повторяет один в один такие же памятники в других городах. Как оказалось, какая-то компания таким образом зарабатывает деньги, вот и заполонили одинаковыми памятниками Петру и Февронии всю Россию. Зачем в Иркутске такой же памятник, который стоит еще в десятках городов?

— В последнее время появилась тенденция устанавливать памятники людям, которые еще недавно были нашими современниками. Я имею в виду памятник Ножикову, а также идею установить памятник Салацкому. Как вы относитесь к этому? Не слишком ли преждевременно увековечивать имена наших современников?

— Я считаю, памятники нашим современникам нужно ставить тогда, когда пройдет лет пятьдесят. Сейчас все стремительно меняется — и мировоззрение, и ситуация в стране. И только последующие поколения смогут адекватно оценить вклад человека в развитие города. Это важно для того, чтобы не было повода для шуток, издевательств и анекдотов. Памятник ведь устанавливается на века, поэтому сам объект должен быть достойным. Мне кажется, сейчас мы руководствуемся больше эмоциями, чем здравым смыслом. У нас три дня жил Антон Павлович Чехов. Вот кому надо ставить памятник! К тому же если говорить про памятник Юрию Ножикову, то он получился не очень удачным — визуально шатается. Установлен нормально, но фигура изначально не простроена. Да и место не самое лучшее — маленький пятачок на углу.

Посмотрите, какой величественный памятник Александру Третьему! Сразу понятно, что это памятник на века.

— Если бы вы сейчас работали главным художником города, что бы изменили в облике города? Какие проблемы решили бы в первую очередь?

— В первую очередь я бы занялся не памятниками и скульптурами, а благоустройством. Посмотрите: на улице Карла Маркса положили тротуарную плитку, по которой невозможно ходить. Бедные женщины идут на каблуках, спотыкаются, ведь дорога вся разбитая и кривая. А все дело в конкурсе, по итогам которого тротуар делает компания, запросившая меньше всего денег из бюджета. Но ведь понятно, что, если компания вкладывает в работу мало средств, значит, и хорошего результата не будет.
Я не понимаю, почему у нас перевелись профессионалы. Сейчас такое ощущение, что кругом одна самодеятельность, особенно в сфере благоустройства. После ливневого дождя вообще по центру города не пройдешь, все улицы залиты водой. Люди перескакивают через лужи, пройти невозможно. Особенно жалко пожилых людей, пенсионеров. Почему нельзя сделать хорошую ливневую канализацию?
Я считаю, это благоустройство сейчас важнее скульптур и памятников. Именно на дороги, освещение, тротуары нужно направлять деньги. Ведь мы должны уважать людей, которые живут в нашем городе. Как мы их можем заставить любить Иркутск, если они сталкиваются с такими проблемами? Ведь можно же положить долговечную красивую плитку. Яркий пример — Центральный рынок. Там положили плитку, которая пролежала двадцать лет, и только сейчас ее начали потихоньку менять. Насколько я помню, рынок строили югославы, и посмотрите, как все качественно и красиво! А у нас три года — и уже вся плитка разваливается.
Другой пример — река Ушаковка. Когда-то это было красивейшее место. До революции там был Интендантский парк, играл духовой оркестр. Беседки стояли, дамы гуляли. А сейчас это одно из самых замусоренных мест города. Правда, недавно мне показали проект благоустройства берегов Ушаковки, и я так порадовался! Там планируют сделать красивую набережную, убрать все свалки, благоустроить территорию. Главное, чтобы нашлись деньги на этот проект. Помню, я был в Симферополе, и там прямо по центру города течет мелководная речка — такая же, как наша Ушаковка. Они ее красиво оформили, сделали бетонную набережную, ограждения, мостики, уютный парк. Красота! Что нам мешает создать такой же красивый уголок в городе?

— Как вы считаете, кому можно поставить памятник в Иркутске? Кто больше всех достоин того, чтобы его имя увековечили в истории города?

— Я считаю, в Иркутске нужно поставить памятник купцам-меценатам. Вы посмотрите, сколько всего они построили!.. Это и иркутские больницы, и здание сельскохозяйственной академии — бывший сиропитательный дом, где из девочек-сироток воспитывали благородных образованных дам; и Дом офицеров, и здание кинотеатра «Пионер», и еще множество любимых иркутянами, красивейших зданий. Эти люди вкладывали в город, в его развитие свои личные деньги. Да благодаря им Иркутск состоялся! Если появится такой памятник в городе, люди, особенно молодежь, заинтересуются историей Иркутска, а нынешние бизнесмены, глядя на него, возможно, тоже захотят стать меценатами, подумают: «А вдруг и мне потом поставят памятник». Эта идея обсуждается уже давно, поэтому хочется надеяться, что такой памятник появится в Иркутске.

Иллюстрации: 

Лев Сериков: «Сейчас появилась настоящая эпидемия скульптур — все выдают идеи, все хотят что-нибудь поставить в городе. Это очень опасно, потому что обилие скульптур, особенно лишенных вкуса и стиля, ухудшают облик города. Иркутску нужен главный художник, который имел бы целостное видение и следил за скульптурами, фасадами, рекламой.  Мне кажется город, как человек, должен иметь свой индивидуальный образ, ни на кого не похожий. Он может быть маленьким, камерным, но имеющим свои изюминки, свою особую атмосферу, свое настроение. Это очень важно, ведь живя в таком городе, люди обретают чувство патриотизма, любви к своей родине».
Лев Сериков: «Сейчас появилась настоящая эпидемия скульптур — все выдают идеи, все хотят что-нибудь поставить в городе. Это очень опасно, потому что обилие скульптур, особенно лишенных вкуса и стиля, ухудшают облик города. Иркутску нужен главный художник, который имел бы целостное видение и следил за скульптурами, фасадами, рекламой. Мне кажется город, как человек, должен иметь свой индивидуальный образ, ни на кого не похожий. Он может быть маленьким, камерным, но имеющим свои изюминки, свою особую атмосферу, свое настроение. Это очень важно, ведь живя в таком городе, люди обретают чувство патриотизма, любви к своей родине».
baikalpress_id:  98 467