«И не кончается прощанье»

Андрей Румянцев рассказал о том, как работал над книгой об Александре Вампилове

Жители Аларского района гордятся тем, что в Кутулике родился и вырос выдающийся писатель Александр Вампилов. О сибирском драматурге написано немало, но работ, охватывающих всю жизнь Вампилова, до недавнего времени практически не было. В прошлом году в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Андрея Румянцева — человека, близко знавшего Вампилова. В аннотации к ней подчеркивается, что это первая полноценная биография выдающегося драматурга. Этим летом Андрей Румянцев приехал в Иркутскую область. Корреспондент нашего еженедельника встретилась с автором и узнала, каково это — работать над историей жизни друга.

— Андрей Григорьевич, как долго вы работали над книгой?

— У книги есть предыстория: в начале 90-х я издал книжку воспоминаний о Вампилове. Она называется «И не кончается прощанье». Я хотел показать, что наше с ним прощание, которое было в июне при окончании университета, не кончается — совсем как в его пьесе «Прощание в июне». Я все время обращаюсь к его образу и книгам. Когда я поселился в Москве и оказалось, что можно написать о нем в серию книг «Жизнь замечательных людей», то сразу решил, что это мой долг. Ведь я очень хорошо его знал. Написал книгу быстро — за два года. Для такой книги это немного.

— Расскажите о книге воспоминаний. Она стала основой для написания книги в ЖЗЛ?

— Из книги воспоминаний я ни одного предложения дословно не повторил. Атмосферу постарался передать ту же, но уже другими словами. В основном писал о его отношении к музыке, литературе, людям. Саша был уникален в этом смысле. Представьте себе: мы собрались в университете на филологическом факультете. Конечно, все любили литературу и будущее свое связывали с ней. Но все мы были выходцы из простонародья, дети рабочих, колхозников. А это накладывало определенный отпечаток на наше поведение. Происхождение многое значит. Но Саша на этом фоне выделялся — мать учительница. Она и дала ему воспитание. Вот, например, заканчивается лекция, мы все выходим, спускаемся в раздевалку, подаем номерки и одеваемся. А Саша первым делом берет номерки у девочек и подает гардеробщице. И это стало для нас с первых дней знакомства правилом — что Саша ухаживает за девочками. Или, например, идем компанией в кино. Родители денег нам особо не присылали, в колхозе ведь рассчитывались хлебом, овощами, но только не деньгами. А у Саши мать ежемесячно получала зарплату. И вот он покупал нам билеты и категорически отказывался принимать от нас деньги. Добавьте к его бескорыстию еще обаяние и неповторимое чувство юмора. Он каждую ситуацию мог очень смешно прокомментировать. Например, наш друг Вадик говорит: «Ребята, слушайте, а почему Александр Иванович женился на женщине, которая старше его аж на 15 лет?» А Саша Вампилов отвечает: «Ну что ты удивляешься? Может быть, у него в детстве не было бабушки». И таких смешных ситуаций у нас в студенчестве было много.

— Вы так подробно рассказали в книге о роде, потому что так нужно для серии ЖЗЛ, или вы хотели сделать акцент на том, что талант его предков передался ему по наследству?

— В ЖЗЛ действительно по правилам нужно начинать повествование с рассказа о предках, чтобы читатель представлял, откуда вышел герой. И как раз такие материалы нашлись. У Сержены Валентиновны, сводной сестры Александра, и ее сестры сохранилось все родовое древо и даже письма и семейные фотографии. Ее сестра Ирина Валентиновна — учительница, культурная женщина — также немало историй рассказала о Вампилове. Оказалось, что у нашего ровесника глубокие буддийские корни. Он наследник двух культур — бурятской и русской. Его родственник, например, участвовал в сооружении дацана в Петербурге.

Если вы заметили, в истории семьи есть трагическая нота. Отец Саши, Валентин Никитич, оставил четверых детей и женился на молодой учительнице — матери Вампилова. Не так просто даются людям такие решения, и я постарался это показать. Отец Вампилова был человеком воспитанным и смог из этой истории достойно выйти — он постоянно помогал первой семье. Все его дети от первого брака — девочки. Они пронесли благодарность ему через всю жизнь.

— Как вам удалось найти так много документов, писем?

— Многие документы хранились в семье. Я был знаком с матерью Саши Вампилова и старшим братом — Мишей. Часто с ними встречался, приходил к ним в гости. Его мама всегда относилась к Сашиным друзьям ласково. Многие упомянутые мной в книге документы, письма в роддом сохранились именно во второй семье Вампиловых благодаря его маме. Она также сохранила стихи Валентина Вампилова, отца Саши.

— Все интервью, которые приведены, взяты вами лично при встрече?

— Да. Я жил в Иркутске, приезжал в Кутулик. Собирал информацию повсюду. Например, одноклассники многое рассказали о первой любви Александра. В школе было много интересных девочек, но Саша с ними не дружил, а увлекся той, которая жила в соседнем селе и была младше его. Он частенько ездил к ней на велосипеде. Сохранились его письма на этот счет. Отношение Вампилова к любви, как к чувству глубокому и серьезному, лежит там, в подростковом возрасте. И позже в своих пьесах он передал это. Именно пережитое им самим помогло ему правдиво передать чувства героев.

— Александр был романтичным человеком?

— Когда он был уже в возрасте 25 лет, романтичным было бы неправильно его назвать. Он же писатель, а писатель не может быть восторженным человеком. Он должен мудро смотреть на своих героев, объяснять их поступки. Если бы Вампилов был романтиком, он бы этого не смог. Он не романтиком был, а человеком понимающим и благородным.

— Как вы познакомились с Александром? Расскажите историю вашей дружбы.

— Саша, как и другие ребята, в августе 1955 года поступил на филологический факультет Иркутского госуниверситета. Они сдавали экзамены, а я нет — я получил медаль при окончании школы. Поэтому наша встреча произошла позже. После зачисления, в сентябре, нас отправили в колхоз убирать урожай. Так совпало, что работали мы на родине Вампилова — в Аларском районе, в одном из сел. Среди однокурсников был Саша, который почему-то показался мне знакомым. Как потом выяснилось, мы вместе играли в футбол в селе Байкало-Кудара, где я окончил школу. Он ездил туда к своему родному дяде. Там мы встречались, но его фамилию я не запомнил. Уже студентом он приезжал к дяде, и мы вместе гуляли по окрестностям, рыбачили, читали книги из богатой дядиной библиотеки. Саша стал работать над прозой на третьем курсе и печатался в студенческой газете «Иркутский университет». С юных лет мы оба мечтали стать писателями, что тоже нас сближало. В журналистику пошли потому, что эта профессия все же близка писательской. Да и потребность в журналистах была огромная. После окончания университета Саша работал в иркутской газете «Советская молодежь», а я в родственном издании соседней республики — «Молодежь Бурятии».

— Почему Александр начал с рассказов, а не с пьес?

— Вы знаете, многие его рассказы — это маленькие сцены с обилием диалогов. Я считаю, что у него дальний прицел был все равно на драматургию. Он играл в школьном театре и мечтал когда-нибудь написать пьесу. Хорошо разбирался в драматургии, часто упоминал в разговоре авторов, о которых мы не слышали раньше. Всегда цитировал смешные реплики из классических пьес.

— Были ли у него кумиры?

— Конечно, были. Если брать поэзию, то на него огромное впечатление производил Есенин. Оказывается, у его отца была большая библиотека, и среди книг хранились многие произведения поэта. Так Саша в селе, где мы работали, каждый вечер читал нам стихи Есенина наизусть. Блока очень любил, чуть позже — Тютчева, ну и, конечно же, Пушкина. Из прозаиков его главным кумиром был Антон Чехов.

— Расскажите о семинарах молодых драматургов, в которых участвовал Вампилов.

— После окончания университета Саша начал писать пьесы, печатал отрывки из них в газете «Советская молодежь». Поэтому обком комсомола отправлял его на семинары молодых авторов в разные уголки страны. Это была отличная учеба для него, ведь занятия вели, разбирали пьесы опытные драматурги. Первая его пьеса, одноактная, называлась «Дом окнами в поле». Он ее напечатал в Иркутске и, будучи на семинаре, занес в журнал «Театр» в Москве. Пьесу там опубликовали, но редактор внес много правок. Саше объяснили это жесткими требованиями редакции. Возможно, и цензуры. Вампилов часто встречался с этой проблемой. Его пьесы с большим трудом попадали на сцены театров. То не нравится герой, то образ жизни героев не советский, то еще что-то. И так на протяжении всей творческой жизни.

— Как произошла трагедия с Александром на Байкале? Может быть, нервная, изматывающая жизнь — виновница его гибели?

— У него в последнее время действительно были проблемы, в первую очередь творческие. А когда более десяти лет занимаешься творчеством, но твои пьесы не пускают на сцену и они так и остаются на бумаге, это угнетающе действует. И можно представить, что он переживал. Но я считаю, что его смерть — это стечение обстоятельств. Они с Глебом Пакуловым, прозаиком, решили половить рыбу за два дня до дня рождения Александра. А накануне на Байкале был шторм, разбило плот, и в воде плавали бревна. На полном ходу лодка наскочила на одно из них и перевернулась. С одной стороны, стечение обстоятельств, а с другой — трагический финал судьбы.

В двух номерах нашей газеты в честь приближающихся дней памяти Александра Вампилова будут опубликованы последние главы книги Андрея Румянцева.

Фото предоставлено Андреем Румянцевым

Иллюстрации: 

В прошлом году в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Андрея Румянцева — человека, близко знавшего Вампилова
В прошлом году в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Андрея Румянцева — человека, близко знавшего Вампилова
Вот таким — веселым и компанейским — запомнили Вампилова однокурсники
Вот таким — веселым и компанейским — запомнили Вампилова однокурсники
Курс, на котором учился Александр Вампилов, подобрался талантливый
Курс, на котором учился Александр Вампилов, подобрался талантливый
Материалы в тему: 

Вспоминая Вампилова

Учитывая, что интерес к личности и творчеству Александра Валентиновича  необычайно высок, мы предлагаем вниманию читателей завершающие страницы книги Андрея Румянцева. Окружающие говорили о Сашиной усталости в последние земные дни, а в его разговорах и письмах этого времени, наоборот, видны надежда и  устремленность в будущее. С Иллирией Граковой, редактором издательства «Искусство», он обсуждал итоговую книгу, в которую хотел включить все  драматургические произведения, и планировал вплотную заняться этим сборником осенью, когда приедет в Москву. «В сентябре, — обещал  ...