Хамбо-лама призвал молодёжь не покидать свою малую родину

На прошлой неделе, в субботу, Усть-Ордынский округ посетил XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Это второй визит в Усть-Орду главы буддистов России. В 2011 году он присутствовал на открытии Усть-Ордынского дацана. На этот раз приезд был связан с празднованием 250-летия учреждения института Хамбо-лам на территории нашей страны. Программа пребывания гостя была насыщенной. В тот же день Дамба Аюшеев успел побывать в Баяндаевском районе, на месте бывшего Кырменского дацана. Корреспонденты нашей редакции неотступно следовали за главным буддистом, чтобы в подробностях рассказать вам об этом необычном дне.

К прибытию столь высокого гостя в усть-ордынском храме приурочили освящение двух святынь — статуи Будды долголетия и ритуального сооружения — субургана. Статую изготовили в Тибете и перевезли на автомобиле. По словам настоятеля Усть-Ордынского дацана Саян-ламы, теперь в Усть-Ордынском есть все, что должно быть в дацане: Будда, субурган и священная книга «Ганжур».

Чтобы успеть к приезду главы буддистов, встать пришлось рано — начало молебна планировалось на 9 утра. К этому часу в Усть-Ордынский дацан начали приходить верующие со всего Эхирит-Булагатского района. С собой люди несли конфеты, печенье и молоко. Продукты красиво раскладывали по большим тарелкам и ставили в здании дацана, рядом с новой статуей.

Напротив Будды были установлены лавочки для настоятелей храмов со всей России. Несколько десятков лам специально съехалось в округ на молебен. Освящение субургана и статуи задержалось — Дамба Аюшеев немного опаздывал. Встречать главу буддистов приехали первые лица округа — руководитель администрации Анатолий Прокопьев, руководство Эхирит-Булагатского района и поселка Усть-Ордынского. Ждали Дамбу Аюшеева, как и положено, с хадаками. Вот только добрался Хамбо-лама до столицы округа не так, как обычно приезжают почетные гости — на автомобиле, в сопровождении кортежа. Лама буквально сошел с небес. Маленький вертолет, немного покружив над дацаном, ловко опустился прямо на территорию храма.

Если не считать такого эффектного появления, глава буддистов России оказался простым человеком. Весь день Дамба Аюшеев перемещался без сопровождения охраны и был доступен для любого верующего. После прилета он без промедления поспешил в дацан, где сразу же приступил к освящению святынь. Взяв микрофон, Дамба Аюшеев лично направлял буддистов: «Зайдите в храм и обязательно сядьте на лавочку. Если не сядете — сломаете ноги. Кто сидит на корточках — окажется на зоне. Так только зэки сидят. И возьмите в руки что-нибудь. А то так и проживете в бедности».

Часто можно услышать мнение, что Дамба Аюшеев — личность неординарная. Это глава буддизма доказал после молебна.

На улице возле дацана он приветствовал всех пришедших и прочитал небольшую лекцию. От религиозного лидера ждешь длинных, пространных речей о пользе веры. Но не в этом случае. Речь Дамбы Аюшеева была проста и понятна каждому:

— Я называю буддизм цивилизацией. Будда — человек, который открыл четыре истины: нет ничего вечного; где бы человек ни жил, он страдает; все, что нас окружает, есть пустота; нет понятия «я». Поэтому я иду за человеком, за которым стоит идти, которого не догонишь. Я иду за мыслью. Китайцы выступают против. Но я не обижаюсь на них. Говорю: «Если вы догоните Будду, то я буду рад». Но этого не случится. Коммунисты не смогли запретить думать, переживать. И никто не сможет. Наши дацаны строились по родовому понятию. Поэтому нам было проще всех народов восстановить их. Заново отстроено уже 95 процентов храмов. В Иркутской области осталось вернуть людям дацаны в Кырме, Алари, Харанцах.

Люди, получившие благословение главы буддистов, остались довольны днем, проведенным в храме.

— Мы знали о молебне заранее. Сегодня по лунному календарю День ребенка. Поэтому так много беременных, женщин с маленькими детьми. Я пришел с дочерью Натальей. Скоро стану дедушкой и хочу, чтобы у внука все было хорошо, — говорит Владимир Гилязов.

— А для меня вообще великий день. Молебен был удивительный. Я помогал строить этот храм. Поэтому очень рад тому, что сегодня здесь появились Будда и субурган, — говорит Владимир Арганов.

Верующие Усть-Ордынского разошлись по домам. А путь Дамбы Аюшеева лежал в Баяндаевский район. На границе гостя встречал мэр района Анатолий Табинаев. Хамбо-лама ступил на баяндаевскую землю и сразу высказал свое мнение о новой скульптуре изюбра:

— Изюбр — это символ творчества. Теперь на этой земле будут рождаться выдающиеся деятели искусства. А установили бы вы козу — рождались бы начальники, свинью — богатые люди.

Представители района пообещали подумать о том, чтобы поставить рядом с изюбром вышеупомянутых животных. Затем Дамба Аюшеев заинтересовался национальным костюмом баяндаевцев и сравнил его с одеждой других бурятских родов. Но закончить речь не успел. Вдруг аккурат вокруг статуи изюбра пошел сильный дождь, и делегации пришлось ехать дальше.

Баяндаевский район хорошо подготовился к приезду Хамбо-ламы. Муниципальное образование Кырма, а именно в этот далекий край держал путь Дамба Аюшеев, заранее оповестило людей.

В местности Тухум, рядом с тем местом, где когда-то стоял один из самых богатых дацанов России, собралось практически все население близлежащих деревень.

— Я приехал из Байши. У нас, конечно, распространен шаманизм, но и против буддизма мы ничего не имеем. Когда здесь восстанавливали дуган, то многие мужчины помогали. Тем более интересно посмотреть на такого незаурядного человека, как Дамба Аюшеев, — говорит Алексей Тыхеев.
Сложно представить, что когда-то в Тухуме одновременно служило 6 лам, были тибетологи и астрологи. Кырменский дацан был построен по инициативе Агвана Доржиева, выдающегося буддистского ученого и дипломата. Его род был из этих мест. В тридцатых годах дацан был разрушен коммунистами.

Несколько лет назад местные жители поставили дуган и небольшой домик, в котором можно помолиться и получить информацию об Агване Доржиеве.

Чтобы всем пришедшим было хорошо слышно Дамбу Аюшеева, были установлены колонки. Ламы читали мантры в микрофоны. После молебна и здесь не обошлось без лекции. Хамбо-лама свободно общался со своей аудиторией. Иногда специально говорил провокационные вещи, чтобы привлечь внимание и заставить задуматься.

— Мы живем в страшное время. Не надо себя обманывать. Наш народ много пережил, но никогда такого не было, чтобы буряты теряли свои корни. Мы будем молиться и просить хозяина местности, чтобы он оставил здесь людей. Молодежь, я обращаюсь к вам: не покидайте Кырму. В Улан-Удэ, Иркутске вас ничего хорошего не ждет. Женщины, рожайте детей. Вам попасть в рай проще, чем нам, мужчинам, — родите пятерых, и рай гарантирован. Не нужно думать, что не получится дать всем образование. Образованных хватает, а что толку? Я вас, впрочем, не заставляю. Будда говорил не верить слепо его словам, а обдумывать их. Вот и вы задумайтесь….

Затем Хамбо-лама рассказал о пользе разведения баранов:

— Мы, буряты, самые глупые люди — разводим коров. А ведь если есть говядину, то наши женщины через поколение не смогут рожать. Это доказано. Конину тоже есть часто не стоит — лошадь ведь для нас священное животное. Но буряты и мудрый народ. Наши предки разводили баранов. И мы должны этим заняться. Почему чемпионами в сумо становятся монголы? Японцы бились над этим вопросом много лет. Что такое «Япона-мать не может породить япона-сына»? А потом выяснили, что дело в питании. Монголы едят баранину, японцы — нет. Так что скажу: кто хочет выжить — пусть разводит коров, кто хочет разбогатеть — баранов.

— А у нас тоже есть овцы. 500 голов в стаде, — послышалось в толпе.

— 500? Нашел чем хвастаться. Вот у меня 10 тысяч. Этих овец подарил Путин. Я вам пришлю 100 голов. Только найдите мне парня, который точно будет за ними ухаживать, — пообещал Дамба Аюшеев.

Напоследок Хамбо-лама выразил надежду, что из Кырмы в Иволгинский дацан приедет учиться способный парень, который, став ламой, вернется на малую родину и восстановит былое величие Кырменского дацана.

В конце этого насыщенного дня Дамба Аюшеев отправился поболеть за спортсменов. Немногие знают, но ни один настоящий буддистский праздник не обходится без соревнований по национальным видам спорта. Возможно, эта традиция приживется и в округе. В небольшой Тухум приехали борцы и лучники из Бурятии и Иркутской области. Фаворитом был курумканский борец Батор Цыренов. К сожалению, из-за болезни не смог приехать победитель Сур-Харбана Шамиль Хакиев.

В Тухуме подошли к встрече гостей серьезно. На уютной полянке были построены трибуна, торговые ряды, туалет. Продавцы предлагали арсу, бухлер и, как будто заранее зная о вкусах Дамбы Аюшеева, вареную баранину.

Перед гостями выступил детский ансамбль «Галхан», певцы из Усть-Ордынского. Дамба Аюшеев с огромным интересом наблюдал за концертом и соревнованиями. Болел за спортсменов до самого вечера. Лучшим лучником стал мастер международного класса Олег Цыбикжапов, представлявший Тамчинский дацан, Селенгинский район. Лучшим борцом ожидаемо был признан Батор Цыренов.

Прощаясь, Хамбо-лама заметил, что не знает, удастся ли ему еще раз приехать в Кырму, но пообещал следить за судьбой строительства в Тухуме дацана.

baikalpress_id:  97 104