Гусеницы против путейцев

В Нукутском районе есть собственная железная дорога

В Нукутском районе, пожалуй, можно найти немало достопримечательностей, о которых во всех красках могут поведать местные жители: гора Хашхай, Унгинская долина, ледниковая пещера, таинственные письмена. Однако есть и такие объекты, говорить о которых вроде бы и не привыкли. Например, железная дорога, которая ведет свой путь из Новонукутска до Заларей. Многие ошибочно принимают ее за узкоколейку, поскольку издалека она напоминает тонкую стальную полосу, теряющуюся на фоне равнин и горной местности. А между тем для Новонукутска эта железная колея имеет огромное значение. На протяжении более чем 50 лет по этому пути путешествуют вагоны с грузом из Нукутского гипсового рудника, а теперь уже завода «Кнауф», до главной ветки Транссиба.

Шерсть, солома, шифер

Протяженность ветки Залари — ООО «КНАУФ ГИПС БАЙКАЛ» составляет 23 километра. Она пролегает вдоль реки Заларинки, обходя стороной населенные пункты и лавируя между степями и горами. Ее путь практически полностью совпадает с автомобильной трассой.

Согласно историческим данным, эта ветка была построена в 1962 году, а принята в эксплуатацию вместе с Заларинским гипсовым рудником. Его производственная мощность на тот момент составляла 100 тысяч тонн гипсового камня в год. Затем этот рудник был переименован в Нукутский гипсовый карьер, а с 2011 года железная дорога стала собственностью ООО «КНАУФ ГИПС БАЙКАЛ». Однако ее предназначение осталось прежним: перевозка гипсового камня.

Впрочем, так было не всегда. По словам старожилов, когда-то, в советские годы, в период расцвета колхозов и совхозов, в вагонах на станцию отвозили также солому и овечью шерсть. И в то же время пустыми составы не приходили из Заларей. Они привозили шифер, сельхозтехнику, ГСМ.

— Шерсть вывозили из поселка Целинного. Там находилось центральное отделение крупного овцеводческого хозяйства. Как правило, летом, в сезон стрижки, в сутки мы перевозили по два вагона с тюками шерсти, каждый из тюков весил 500 килограммов. Плюс несколько вагонов соломы. Весь этот груз мы привозили в Залари, и оттуда он следовал дальше, до своего места назначения. А бывало и наоборот — если у нас выдавался неурожайный год, то мы сено завозили из других территорий, — говорит Виталий Иващенко, заслуженный машинист завода.

Виталий Георгиевич начал трудиться на этой ветке практически с ее основания — с 1969 года. Позвал его в Новонукутск брат, который работал машинистом экскаватора. Виталию Иващенко довелось работать на самых первых тепловозах.

— Я окончил железнодорожное училище в городе Зиме, затем ушел в армию и службу проходил машинистом тепловоза. Вернувшись, устроился на Черемховскую железную дорогу. Уже оттуда перебрался в Новонукутск, — рассказывает Виталий Иващенко. — Конечно, эта железная дорога отличалась от остальных. Здесь не было спешки, волнений по поводу того, прибудем мы по расписанию или нет. И каждая поездка отличалась от другой. Вроде бы и пейзаж один и тот же, и люди работают те же, а все равно что-то да новое.

«Так и норовят гайку открутить!»

Железная дорога в свое время была спроектирована таким образом, чтобы никому не мешать. В непосредственной близости от нее расположен только один населенный пункт — Целинный. Тем не менее его жители никогда не жалуются на шум тепловозов — они просто перестали его замечать. Для них стальной путь уже давно считается обычной сельской дорогой.

Впрочем, эта железная трасса действительно отличается от общепринятой нормы — здесь тепловозы никогда не развивают скорость выше 25 километров в час. И обусловлено это особенностями сельской местности. Часто коровы и овцы выходят на железнодорожное полотно, и спугнуть их удается лишь гудком машины или окриком самого машиниста. Порой приходится останавливать состав и вручную отгонять неразумный скот. Ночью прокладывать путь еще тяжелее — на свет фар сбегаются кони. И порой заметить их удается в последнюю минуту.

Сейчас ночные рейсы практически прекратились. Весь объем работы завод старается выполнять днем. Тем не менее машинисты всегда на страже и внимательно всматриваются в прилегающую к дороге местность. Определенного графика и расписания у рабочих нет. Главное — безопасность.

— Раньше было сложнее. Зимой выпадало больше снега и в метель пути переметало, заносило большими сугробами. Требовалось время, чтобы их очистить. В результате мы пришли к тому, что стали заблаговременно делать снегозадержание и увеличили количество снегоуборочной техники. Так что перебои прекратились, — рассказывает Виталий Гайнанов, начальник службы железнодорожных перевозок ООО «КНАУФ ГИПС БАЙКАЛ». — Два года назад у нас произошел и вовсе неординарный случай — нашествие гусениц. Они оккупировали рельсы и не позволяли составу передвигаться на горной местности. Вагоны скользили, и нам пришлось их отцеплять и по очереди, один за другим, поднимать вверх.

Кроме того, свою лепту вносят и местные сборщики металлолома, которые так и норовят открутить гайку или еще что-нибудь. Правда, особо поживиться им не удается, к тому же все случаи воровства полицейским удается оперативно раскрыть. Преступниками, как правило, оказываются безработные. Сейчас таких прецедентов становится меньше, только один-два раза в год. Иногда шалят и подростки, подкладывая в пути камешки и прочий мусор. Но и на них находится управа.

По словам Виталия Гайнанова, в сутки по железнодорожному пути проезжают 25—30 вагонов. Было время, в конце 80-х — начале 90-х, когда дорога оказалась невостребованной, но ее все равно поддерживали в рабочем состоянии. С приходом немецкой компании и строительством завода ветка получила второе дыхание.

Был сделан капитальный ремонт. Вместо деревянных шпал положили железобетонные, что продлило срок их службы на долгие годы.

Иллюстрации: 

Нукутская железная дорога построена более полувека назад. Ее путь пролегает через три населенных пункта: Новонукутск, Целинный и Красное Поле.
Нукутская железная дорога построена более полувека назад. Ее путь пролегает через три населенных пункта: Новонукутск, Целинный и Красное Поле.
В сутки по стальному пути проезжает 25—30 вагонов с гипсовым камнем. В советское время составы также перевозили шифер, сельхоззапчасти, солому, ГСМ.
В сутки по стальному пути проезжает 25—30 вагонов с гипсовым камнем. В советское время составы также перевозили шифер, сельхоззапчасти, солому, ГСМ.
По словам Виталия Гайнанова, с приходом компании «КНАУФ ГИПС БАЙКАЛ» железнодорожная ветка получила «второе дыхание». Был проведен капитальный ремонт, а деревянные шпалы заменены на железобетонные.
По словам Виталия Гайнанова, с приходом компании «КНАУФ ГИПС БАЙКАЛ» железнодорожная ветка получила «второе дыхание». Был проведен капитальный ремонт, а деревянные шпалы заменены на железобетонные.
Загрузка...