Губернатор усомнился в целесообразности некоторых проектов схемы территориального планирования региона

На этой неделе состоялось заседание градостроительного совета при губернаторе Иркутской области.

Обсуждались внесенные изменения в схему территориального планирования региона — документ, по сути создающий условия для градостроительной деятельности на долгие годы вперед с учетом экологических, экономических, социальных и других факторов. Одни положения документа показались Сергею Ерощенко странными, а других, своевременных и необходимых жителям проектов, он в схеме не увидел.

Схема территориального планирования утверждается раз в 20 лет. По этому документу регион живет: строит социальные объекты, развивает производства, где есть условия и потребность. Прошлая схема была утверждена в 2008 году. Сегодня, в силу принятия стратегических документов на федеральном и региональном уровнях, возникла потребность скорректировать планы.

Итак, в Приангарье планируется создать четыре территории опережающего развития. Первая — это Усть-Илимско-Катангская площадка. Здесь будут реализовываться инвестпроекты по освоению Непского месторождения калийных солей, а также месторождений железной руды.

Вторая территория — Усть-Кутско-Ленская. Здесь планируется комплексное освоение и переработка углеводородного сырья с Ярактинского и Марковского месторождений, создание газохимического производства и сопровождающей инфраструктуры, повышение пропускной способности на участках БАМа, формирование газогенерации на базе Ленской ТЭС (она еще только будет строиться), развитие лесохимического и деревообрабатывающего производств, формирование опорной базы Ленского речного флота.

Третья территория — Саяно-Иркутский район, куда входят Иркутск, Усолье-Сибирское, Саянск, Черемхово, Свирск, Ангарск, Иркутский и Слюдянский районы. На этой территории есть планы по созданию современных газохимического и газоперерабатывающих комплексов.

И, наконец, четвертая территория расположится в границах Тулунского, Тайшетского и Нижнеудинского районов, где есть намерения по строительству анодной фабрики и алюминиевого завода.

В сфере развития железнодорожного транспорта, согласно документу, к планам по расширению пропускной способности Транссиба и БАМа прибавляется строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, ж/д линий Лена — Непа — Ленск, а также линия Усть-Кут — Жигалово — Иркутск. Кроме того, готовится проектная документация на реконструкцию вокзального комплекса в Иркутске.

В сфере воздушного транспорта предусматривается развитие авиатранспортного узла на базе международного аэропорта Иркутск — так называемый проект Air Сity.

Немаловажно сохранение и развитие региональной сети социально значимых аэропортов и посадочных площадок в городах Нижнеудинск, Усть-Илимск, Бодайбо, Киренск, Усть-Кут, а также в поселках Ербогачен, Мама, Казачинское, Жигалово, Качуг.

В области автомобильного транспорта планируется развитие сети автодорог в северных и центральных районах региона. В первую очередь намечается строительство автодороги Киренск — Казачинское, Жигалово — Казачинское, дороги от станции Хребтовой до границы Красноярского края по направлению к Богучанам, Тайшет — Чуна — Братск... Реконструкция коснется дорог Бодайбо — Таксимо, Качуг — Жигалово, Иркутск — Листвянка, Иркутск — Большое Голоустное, Баяндай — Еланцы — Хужир, участка дороги Усть-Кут — Уоян.

Кроме того, есть планы по реконструкции дороги Седаново — Кодинск для формирования надежной транспортной связи Братского промышленного узла с перспективным промышленным узлом на базе Богучанской ГЭС, реконструкция дороги до Ербогачена, дороги, соединяющей поселок Мама и город Бодайбо, реконструкция дороги Иркутск — Усть-Ордынский — Жигалово, Иркутск — Оса — Усть-Уда.

Решить проблему энергодефицита территорий Иркутской области поможет строительство газовой Ленской ТЭС в Усть-Куте, а также строительство Бирюсинской ТЭС в Тайшете для обслуживания алюминиевого производства.

Разработчики схемы терпланирования не обошли стороной и почти уже забытый проект иркутской агломерации.

Специалисты предлагают включить в границы агломерации не только Иркутск, Ангарск и Шелехов, но и десять муниципальных образований Иркутского района, два — Шелеховского, и одно Слюдянского района. Формирование агломерации разработчики видят в два этапа. На первом, подготовительном, предполагается утверждение стратегии развития и документов терпланирования агломерации, официальное закрепление границ, создание управляющего органа, расширение границ ОЭЗ «Ворота Байкала», строительство объектов инженерной инфраструктуры, развитие авиационного центра на базе международного аэропорта «Иркутск», реализация грандиозного проекта «БайкалСмартСити», реконструкция автодороги Иркутск — Листвянка и т. д.

На втором этапе планируется реализовать большинство запланированных инфраструктурных и инновационных проектов в сфере развития туризма, в том числе строительство автомобильного моста через реку Ангару от поселка Листвянка до Порта Байкал, развитие агропромышленного комплекса, торговли и инновационных производств.

Однако губернатор, как известно, не является сторонником идеи создания агломерации искусственным путем.

— Нельзя организовывать агломерацию, рисуя ее границы циркулем, — пояснил глава региона. — Агломерация определяется логистическим развитием той или иной территории. В разное время были разные идеи развития региона, но нужно действовать по потребностям. К примеру, строительство моста в Порт Байкал вызывает у меня вопросы, потому что там нет зарегистрированных дорог. Получается, это будет мост в никуда. А вот мост через Ангару в Братске нужен нам как воздух. Это одна из основных задач и целей, которые мы ставим, когда говорим о развитии инфраструктуры севера области и Братска в частности. Все министерства прошу очень серьезно отнестись к этому документу, ведь в дальнейшем он станет обязательным для исполнения.

Иллюстрации: 

На Усть-Кутско-Ленской площадке планируется комплексное освоение и переработка углеводородного сырья с Ярактинского и Марковского месторождений.
На Усть-Кутско-Ленской площадке планируется комплексное освоение и переработка углеводородного сырья с Ярактинского и Марковского месторождений.
baikalpress_id:  100 828