Голуметь: купеческое в прошлом, торговое в настоящем

В старинном селении возрождают коммерческое наследие сорока восьми купцов

Когда-то давно на месте села Голуметь шумела непроходимая тайга. Затем сюда прибыли беглые каторжане, которые решили обустроить себе место для проживания. Они занимались охотой и земледелием. Со временем вокруг небольшого селения появились бурятские улусы. Однако свой расцвет Голуметь получила, когда сюда прибыли первые купцы. Они отстроили большие двухэтажные дома, основали школы, возвели церковь и открыли многочисленные торговые лавки. Их процветанию способствовало то, что через село проходили торговые пути в Монголию. Даже многие крестьяне в Голумети жили зажиточно и могли себе позволить открыть собственное небольшое дело.

Все закончилось в годы революции. Скрываясь от советской власти, купцы вынуждены были все бросить и податься в бега. И вот спустя почти век в селе вновь стала возрождаться коммерция. Только теперь вместо купеческих лавок в селении появились современные универмаги и магазины, пользующиеся спросом по всей округе. 

Землю выкупили за медь 

Голуметь с давних времен считалась одним из самых зажиточных селений Иркутской губернии. Однако ее богатство оценивалось не только материальным достатком, но и увлекательной историей. Жители смогли собрать ее по крупинкам, сохранить и донести до молодого поколения. В местном музее сохранилась старинная утварь, составлены летописи о купцах и собраны все исторические вехи развития селения.

Известно, что свое рождение Голуметь ведет с конца XVII века. Такой вывод был сделан на основании карт, составленных Семеном Ремезовым. Впрочем, есть версия, что село было основано еще раньше, в 1548 году.

Существует несколько легенд, повествующих о том, как образовалось село, и о происхождении его названия. Так, например, в одной из них говорится, что когда-то в этих местах жило богатое племя бурят. Они владели большим участком земли, по которому бежали две полноводные реки: Белая и Иретка. В них водилось много разной рыбы: таймень, сиг, хариус… Однако буряты ели рыбу редко, так как нечем было ее ловить.

Однажды, проезжая на конях мимо реки, они увидели избушку, а возле нее русского мужика, который что-то варил на костре. Разозлились буряты: «Как смеешь ты без нашего ведома селиться на нашей земле?» Мужик поклонился им и пригласил отведать ушицы. Достал речную рыбу, соленого сига, тайменей. Стали буряты есть и удивляются, как это русский мужик один наловил рыбы больше, чем они всем родом. Мужик улыбнулся, повел их к реке и стал вытягивать сеть, а там рыбы видимо-невидимо! Удивились буряты и предложили продать сеть и еще сделать им много новых. Мужик согласился, но с тем условием, что поселится на их земле навечно. Буряты согласились. Так и возникла Голуметь, поскольку «гульма» в переводе с бурятского означает «сеть».

Согласно другой легенде, название селения произошло от словосочетания «голая медь». Рассказывают, что именно за монеты из этого металла русские смогли выкупить у бурят землю и поселиться на ней навсегда.

Братство русских и монгольских купцов 

В первое время здесь жили довольно скромно: крестьяне занимались охотой, рыбалкой и земледелием. Однако все стремительно изменилось с той поры, когда через Голуметь стал проходить торговый путь в Монголию и здесь образовался так называемый перевалочный путь при торговле с этой страной.

Сюда стали съезжаться иркутские и усольские купцы. Многие обосновались здесь на долгие годы. Вдоль торгового тракта они выстроили двухэтажные деревянные дома, которые возвышались над всеми остальными постройками. На верхнем этаже купцы жили сами, а на первом держали свои лавки. Монгольские купцы по пути на Усольский солеваренный завод останавливались в Голумети и здесь же обменивались с местными купцами товаром: меняли кожу и ткани на соль и мыло.

К концу XVIII века Голуметь представляла собой богатое село. Практически все купцы, которые жили в селении, имели лавки в Иркутске. Они завозили товар в село и продавали их местному населению и заграничным купцам. Впрочем, местные богачи заботились не только о своем благополучии, но и давали развитие всему селению. Так, например, купец

Блаженский на собственные средства построил начальную школу, а по инициативе купца Мажаева была возведена трехпрестольная церковь. Одним из ведущих купцов в голуметском купеческом содружестве был купец Изотов.

Всего, согласно исторической справке, здесь проживало 48 купцов, половину из которых составляли купцы I гильдии.

Их богатство и процветание так повлияли на местных крестьян, что многие из них, последовав их примеру, также смогли устроить вполне обеспеченную жизнь, открыв собственные лавки. Именно по этой причине многие крестьяне не хотели принимать советскую власть, ведь им и так неплохо жилось.

В годы Октябрьской революции и Гражданской войны село стало центром восстания против большевистской власти.

Кто-то из богачей успел вовремя выехать из Голумети, другие были расстреляны. Мятеж подавили, а бывшие купеческие лавки оказались разгромлены и разграблены.

Купеческий дом обрел потомков

Сегодня в качестве свидетелей того времени остались только сохранившиеся купеческие дома. Правда, их всего два. Остальные сгорели, разрушились сами или их разобрали из-за ветхости. Самым крепким оказался дом купца Раджабова.

Это единственное строение, которое сохранилось во всей своей исторической красе: карнизы и окна дома обрамляют старинные деревянные кружева, а сам он величественно возвышается над соседними домами. Даже издали от нее веет спокойной глубокой стариной. Несколько лет назад в нем размещался магазин культтоваров. Теперь он пустует и постепенно разрушается.

Впрочем, возможно, для этого старинного особняка еще не все потеряно. Совсем недавно в местную администрацию пришло письмо от потомка купца, Сергея Раджабова. Он сообщил, что в последние несколько лет их семья активно занимается генеалогическими поисками по составлению своей родословной. Им удалось установить, что их предок Рамазан Раджабов в 1870—1880-е годы был сослан с территории Кавказа в Голуметь. Согласно архивным данным, его сыновья активно занимались торговлей и организовали купеческое дело. Старший сын, Мурад, был убит сразу после революции, как классовый враг народа. Единственным воспоминанием об их предках остался только тот самый двухэтажный дом, который сегодня находится в аварийном состоянии и нуждается в ремонтно-реставрационных работах. Семья Раджабовых заинтересована в том, чтобы восстановить купеческий дом, являющийся единственным в Черемховском районе уникальным памятником городской архитектуры начала XX в.

Подарочные орешки, грибная икра, фирменный сыр 

После революции и прихода советской власти в Голумети появился колхоз имени Молотова, который затем преобразовался в совхоз. Он стал градообразующим предприятием Голумети, где трудилась большая часть населения.

Вокруг селения обрабатывались и засевались поля, работали фермы, было налажено большое производство молока и мяса. До сих пор жители вспоминают маслозавод, который был хоть и небольшим, но зато продукцию поставлял только самого высокого качества. Он снабжал всю Иркутскую область сметаной, маслом и сыром.

— Чего у нас в то время только не было: свой лесозаготовительный участок, зверопромхоз, где занимались пушниной, заготовкой ягод, грибов и орехов… Помните, в подарочных упаковках продавались орешки? Это наша продукция. Черемуху молотую делали, икру из груздей — все сразу и не вспомнишь. Производство было большое. И, самое главное, все были при работе, — рассказывает Наталья Кулакова, руководитель школьного краеведческого музея. — Кроме того, у нас был хороший пошивочный цех. Там стояли такие швейные машинки, каких и в городе-то не было. Отдельно был цех для женской и мужской одежды. Специалисты работали отличные, могли полностью обшить с головы до ног. И это было очень востребовано во времена дефицита. Практически все население пользовалось услугами мастеров.

Как отмечают селяне, им даже в город не нужно было выезжать. Все необходимое было на месте: парикмахерская, прачечная, баня, магазины, хлебопекарня и многое другое. Тяжелые времена для Голумети наступили в лихие 90-е.

Совхоз стал медленно приходить в упадок. Многие производства закрылись, и буквально через два-три года в селе практически ничего не осталось, за исключением бюджетных организаций — больницы, школы, детского сада, Дома культуры.

Единственное, что еще напоминает о прошлом села, — это собрание школьного краеведческого музея. Самое почетное место среди антиквариата занимает ткацкий станок.

— Он рабочий, на нем еще можно сшить половик. Раньше такие станки стояли почти в каждом доме, и каждая хозяйка стремилась поддерживать домашний уют и красоту. А сейчас для них уже и материалов не найдешь, — говорит Наталья Леонтьевна.

В деревянных шкафах хранятся старые лампы, домашняя утварь, туески, корзины, тульские самовары. Даже нашелся колокольчик для коровы, так называемое ботало. Раньше в каждом дворе был такой бубенчик, со своим особенным звуком. По его звону хозяева издали слышали свою кормилицу. Когда-то в Голумети была своя кузница, на которой среди всего прочего кузнецы отливали замки. Некоторые из них еще хранятся в музее.

Храм ремонтируют своими силами 

Почти в самом центре села идет реконструкция Свято-Никольского храма. Работы ведутся уже 10 лет. И когда они будут закончены, пока неизвестно. Все традиционно упирается в финансирование. В Голумети это уже третий по счету храм.

Два первых были деревянные, и оба сгорели. Тогда было решено построить каменный. Отец Фортунатто 30 лет собирал средства на его строительство. В 1910 году был заложен первый камень, и через четыре года он был возведен и освящен.

Согласно проекту он был выполнен в русско-византийском стиле, как храм Казанской Божией Матери в Иркутске.

Во время революции сюда привели военнопленных и расстреляли вместе со священником. В 1935 году его закрыли и пытались взорвать. Не получилось. Затем устроили там зернохранилище. Именно поэтому, пока он впоследствии пустовал, его на долгое время облюбовали голуби. Во время уборки рабочие выгребли оттуда кучи зерна и помета.

Сейчас в храме идет покраска куполов, проводятся жестяные работы. Из-за отсутствия средств в основном здесь трудятся сам батюшка и староста храма Олег. И то по мере приобретения материалов.

— Можно сказать, что все начинали с нуля. Здесь только фундамент остался прежний. Его проверили специалисты, сказали, что крепкий и еще прослужит. Своды были полуразрушены, кирпичи разбиты, потолок осыпался. Сейчас мы внутри все заштукатурили, залили полы, сделали перекрытия. Работы еще много. Даст Бог — управимся, — говорит Олег, староста и одновременно бригадир храма.

Здесь он самостоятельно освоил работы штукатура, каменщика, плотника и столяра. Сейчас самая большая забота — положить до холодов теплые полы. Обычное покрытие для храма не подходит, поскольку здесь очень холодно даже летом, а современное теплое очень дорогое. На его приобретение также требуются немалые средства.

Вместе с тем прихожан здесь немало. В местный приход приезжают жители не только окрестных деревень, но и Черемхово, Усолья, Иркутска. Практически каждую неделю в Голумети проходит крещение, а один раз в самом храме состоялось венчание.

По словам матушки Анны, это место действительно освященное. Даже старинные иконы, которые год назад сюда привезли с едва различимым изображением, сегодня сами по себе заметно обновились.

Икона вернулась спустя 70 лет 

Впрочем, это не первые чудеса, которые здесь происходят. Спустя 70 лет в стены храма вернулась икона святителя Николая Чудотворца. На родину ее привез уроженец села Леонид Харитонов, член центрального совета движения «Русь православная», оперный певец. Он рассказал, что его тетя, Марфа Иванова, в 1934 году, когда громили церковь, смогла спасти несколько икон, в том числе и икону Николая Чудотворца.

Долгие годы она хранилась у нее в амбаре, пока однажды ее сын Виктор не решил приспособить ее для стола. Однако сделать это у него получилось, и он бросил икону в сенях под ноги ликом вниз, а сверху накрыл ее грязной тряпкой, о которую все вытирали ноги.

— Тетя не знала, что она там находится. А когда увидела, то упала в обморок. Виктор потом умер от рака. В 1974 году моя мама поехала навестить сестру, и та рассказала ей эту историю. Икону привезли в Москву, она была в ужасном состоянии: не было полщеки, руки с книгой, шеи. Я ужаснулся. Собрал художников, и мы решали, что с ней делать, — рассказывает Леонид Харитонов.

После долгих реставрационных работ иконе удалось вернуть прежний лик, и она вернулась на родину. Еще один образ Николая Чудотворца был привезен иркутянами, которые выкупили ее в антикварной лавке. После покупки они заметили сзади надпись, из какой она церкви, и решили вернуть ее домой.

Перспективы есть 

Богатая история Голумети неразрывно связана и с ее настоящим. Похоже, что это место действительно предназначено для того, чтобы заниматься коммерцией. По словам Веры Лоховой, главы администрации Голуметского МО, в последнее время в селе вновь стали открываться новые магазины. Здесь, как и прежде, можно приобрести продуктовые, промышленные, хозяйственные товары, одежду, обувь. Словно в продолжение добрых традиций друг за другом открылись новые торговые учреждения: бакалея ГУМ, ЦУМ. Они радуют богатым ассортиментом и доступными ценами, так что даже жители окрестных селений вновь стали приезжать сюда за товаром. Конечно, прежнего расцвета в торговле, как в былые времена, не будет, но себя обеспечить всем необходимым село может.

— Сегодня мы стараемся участвовать во всех областных, федеральных целевых программах, которые помогают развивать наши селения. В этом нам помогают специалисты районной администрации во главе с мэром, Виктором Побойкиным. Полученные средства от этих программ помогают нам развиваться. В прошлом году мы вошли в областную программу «Развитие культуры на 2014—2018 годы» и смогли провести косметический ремонт зрительного зала, приобрели световое оборудование, купили одежду для сцены. В софинансировании этой программы нам также помогли спонсоры. В этом году уже провели работы по ремонту крыши здания Дома культуры. В планах у нас приобрести музыкальное оборудование, ростовые куклы, оборудовать гардероб, — перечисляет Вера Лохова.

Кроме того, в июне в Голумети начали строить многофункциональную спортивную площадку с искусственным покрытием. На ней дети смогут играть в мини-футбол, волейбол, баскетбол. 

— Каждый год мы участвуем в программе «Народные инициативы». Благодаря выделенным средствам нам удалось заасфальтировать часть дорог, решить проблему с водой в соседнем Баталаево. Мы пробурили там скважину. Приобрели пожарный инвентарь, светильники для уличного освещения, благоустроили обелиск к 70-летию победы в Великой Отечественной войне, — рассказывает Вера Александровна. — Благодаря программе переселения из ветхого и аварийного жилья введены в эксплуатацию два дома.  Люди у нас живут хорошие, дружные и хозяйственные. Молодых семей очень много, для них работает программа по улучшению жилищных условий. В общем, стараемся попасть во все действующие программы, которые способствуют процветанию и развитию наших сел. Так что перспективы для села хорошие. Главное — иметь желание жить и работать.

baikalpress_id:  107 057