Глуховский в Иркутске

Автор трилогии «Метро» презентовал читателям свою новую книгу «Метро 2035»

Первый роман Дмитрий Глуховский начал писать, когда ему исполнилось 17 лет. Ничего особенного: мало ли юношей и девушек в таком возрасте балуются сочинительством. Ни одно издательство не заинтересовалось каким-то непонятным романом про метро. Тогда Глуховский сделал сайт и выложил роман в Интернет. Бесплатно. Спустя три года роман «Метро 2033» был выпущен крупнейшими российскими издательствами, став одним из главных российских бестселлеров нулевых. Вот что бывает, когда человек верит в себя. Об этом и о многом другом Дмитрий Глуховский говорил с читателями в минувшую субботу в зале книжного магазина «ПродалитЪ» на улице Урицкого в Иркутске. С подробностями — обозреватель «Пятницы».

Самые преданные фанаты метро-эпопеи собрались задолго до начала, чтобы успеть занять места поближе. Средний возраст — 20—30 лет, хотя было немало подростков и даже несколько вполне солидных людей среднего возраста. После томительного ожидания гостя встречали бурными овациями и криками.

— Кто соскучился по мутантам? — так поприветствовал своих читателей Глуховский, потом взял с полки свой последний роман «Метро 2035», взглянул на ценник: — Э-э-э, 684 рубля! Это на 84 рубля дороже, чем в Москве… Сразу скажу: моей вины в этом нет, это издательство. Я выкладываю в Интернете свои книги бесплатно. Моя битва не за бабло, а за человеческие души. Я не хочу, чтобы люди выбирали между возможностью сходить с девушкой на свидание или книжку прочесть. Я за любовь. Пусть идут на свидание.

Уже по первым словам стало понятно, что, несмотря на всемирную славу и миллионные тиражи, писатель не успел забронзоветь.

Держался он очень дружелюбно, без пафоса и снобизма. Отвечал на любые вопросы. Публика слушала Глуховского с огромным интересом, буквально затаив дыхание, особенно молодежь. И надо сказать, более благодарных читателей, чем у Глуховского, нужно еще поискать.

Сначала писатель немного рассказал о новой книге «Метро 2035»:

— Я написал его не просто ради продолжения, чтобы вымолить у читателя еще копеечку. Хотелось всю историю с ног на голову перевернуть и переосмыслить. «Метро 2035» является совокупностью всего того, что я смог извлечь, чему я научился и понял. Здесь есть и постапокалиптика, и тоска по сгинувшему миру, и элементы политической сатиры, и реалистичность. В какой-то степени эта книга является подведением итогов того, что я сделал за эти десять лет.

Читатели «Метро» знают, что в предыдущих книгах трилогии был представлен весь социально-политический спектр современной России. Там есть правые и левые, олигархи и нищие, миротворцы и милитаристы, гуманисты и фашисты. В новом романе эта линия обозначена еще четче. По словам автора, он ставил перед собой цель написать роман о русской жизни за последние сто лет — с момента подрыва царской России большевиками.

— Это попытка понять, почему у нас всегда все так и кто в этом виноват: мы или те, кто нами правит, и можно ли проводить разграничение между нами и теми, кто нами правит. Потому что правят не пришельцы, не оккупанты, не потомственная аристократия, а такие же люди, как мы, просто в какой-то момент оказавшиеся наверху.

Возможно, для кого-то это станет печальной новостью, но этим романом в теме «Метро» поставлена точка.

Более того, Глуховский на какое-то время вообще решил завязать с фантастикой. В его ближайших планах написать криминальный триллер — с «достоевщинкой» и роман в духе Маркеса, но на русской почве, и пьесу о Сталине.

— Я считаю его людоедом, — объяснил свою идею Дмитрий Глуховский, — потому что никакие государственные задачи не оправдывают даже тысячи человеческих жертв, не говоря о 20 миллионах. Любому сомневающемуся советую прочитать «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, чтобы понять, на чем построена наша страна. Я считаю, что Сталину была нужна бесплатная рабочая сила, и под это он придумал «врагов народа», уничтожил ни за что ни про что часть населения, ввел всю страну в состояние животного ужаса и просто легализовал рабский труд. Я считаю, что это преступник и оправдания ему нет. Точка.

— А нынешняя власть? — спросили читатели.

— Нынешняя власть состоит из людей, которые в ней оказались случайно. Ельцин рассматривал разных преемников: Степашин, Кириенко, Немцов — все они проходили кастинг. На месте Путина мог оказаться любой из них. Степашин — тоже полковник КГБ. И если бы назначили его, то всеми министрами и олигархами стали друзья Степашина. В других странах люди бьются за право попасть во власть, конкурируют, получают специальное образование, пытаются понравиться избирателям. А у нас даже нет необходимости врать, потому что от избирателя ничего не зависит. Вся наша элита — это случайные люди, и их основная задача — просто удержаться во власти. Перед ними все кланяются, они ездят на роскошных иномарках, живут в огромных поместьях. Конечно, им это нравится.

— Ваши романы о будущем, есть ли у вас видение будущего России?

— Есть всего два пути. Один модернизационный, когда власть становится подотчетна народу и перестает быть кастой людей, обслуживающих свои собственные интересы, и начинает думать о простых гражданах. И второй вариант — это когда в стране закручивают гайки, закрывается железный занавес и постепенно устанавливается режим по типу Северной Кореи. Первый путь ведет Россию к статусу европейской державы, а потом постепенно к мировой. Второй путь неизбежно ведет к обнищанию, потере сил и дальнейшему распаду. По какому пути мы пойдем — пока неизвестно. Но все, что мы сейчас делаем, это шаг в прошлое. Мы закопаны в старых войнах и противостояниях.

— Не планируете уехать из страны?

— Знаете, никакая заграница не сравнится с родной страной. И не потому, что здесь березки, а потому что я лучше понимаю жизнь здесь. Это во мне с детским садом, пионерским лагерем, мультиками и т. д. Писатель должен все это чувствовать. Родина — это не в поле колосок, это какие-то очень личные вещи.

— Что вы почувствовали, когда узнали, что по мотивам вашей книги создали игру?

— Я подумал: как круто! Во-первых, ее делали талантливые люди; во-вторых, игра делает книгу популярной. Есть много людей, которые сначала играли, потом стали читать.

— Хотели бы вы, чтобы по книгам «Метро» сняли блокбастер?

— Хотел бы! Но, чтобы его снимали не в России (смех в зале). И не потому что я не патриот, а потому что «Метро» — это дорогостоящая история, ее нельзя снять за три копейки. Самое масштабное, что было сделано в нашем кино — это «Обитаемый остров» Бондарчука, и это было не очень хорошо. Все-таки когда человек все время снимает рекламу, это заметно. Нельзя вывести рекламщика и клипмейкера из человека.

— Какой режиссер справился бы с этой задачей? И кто из актеров смог бы сыграть главных героев?

— Мне кажется, Дэнни Бойл снял бы хорошо (Дэнни Бойл — британский режиссер, снявший «28 дней спустя», «На игле», «Миллионер из трущоб», «Пекло», «Транс» и др.), он может снять дешево и сердито. Что касается актеров, я не успеваю отслеживать молодое поколение двадцатилетних — они очень быстро становятся тридцатилетними, потом сорокалетними и уходят на пенсию. Не знаю. Колин Фаррелл в последнем сезоне «Настоящего детектива» совсем обрюзг и поседел, Катчер — тоже не то. Брюс Уиллис — уже руки дрожат. Хью Джекман? Надо побрить налысо и посмотреть.

— Какие авторы и книги вдохновляют вас?

— Для каждой конкретной книги были разные источники вдохновения. Для «Метро 2033» — это братья Стругацкие (Стругацкие — это вообще лучшее, что было в советской фантастике), латиноамериканские писатели: Маркес, Борхес, Кортасар. «Будущее» — это отчасти еще школьные впечатления от прочтения «1984» Оруэлла, но в большей степени это роман Джонатана Литтела «Благоволительница». В этой книге Вторая мировая война показана глазами эсэсовца. Потрясающая история: как зло выглядит изнутри, как люди занимаются практически людоедством и как при этом они сами себе кажутся совершенно нормальными. Это очень важно понять, чтобы разобраться в устройстве фашизма изнутри. В какой-то степени повлиял Джордж Мартин (автор многотомной эпопеи «Песнь льда и пламени»), в том смысле, что его книги помогают понять, чего можно делать, а чего нельзя. До этого я гораздо скованнее себя чувствовал. Еще Варлам Шаламов и Чарльз Буковски. «Метро 2035» — это советская проза начала XX века: Платонов, Замятин, Бабель.

— Вы начали писать «Метро 2033», будучи совсем молодым человеком, наверняка вам говорили: «бросай заниматься ерундой» и «это никому не нужно». Как вам удалось не сломаться?

— В Интернете есть разные ресурсы типа «проза.ру», где собираются анонимные рецензенты и начинают клевать: «Глуховский исписался», «выдохся», «разменял талант на деньги», «продался», «бездарный», «написал полную дрянь». Когда я был моложе, отрицательные отзывы выбивали из колеи на весь день, сейчас через минуту уже и не помню. Наросла слоновья кожа. Хотя есть и конструктивная критика, и я благодарен людям, которые указывают на уязвимые моменты.

Молодой человек, очень сильно волнуясь, спросил об отношении писателя к своей славе, испытывает он какие-то чувства, видя огромные очереди людей, которые выстраиваются за автографом.

В ответ создатель «Метро» тоже немного смутился:

— Конечно, это приятно для самооценки, здорово, что приходят. Но я к этому не вполне серьезно отношусь. Нет такого чувства — вау, какой я офигенный, столько книг написал. Главное не это. Мне интереснее с людьми поговорить, ответить на вопросы. И где-то поддеть, где-то вместе с вами посмеяться, где-то немножко позлить. Все остальное — это поглаживание самолюбия. Надо понимать, что в повседневной жизни я писателем не являюсь, меня на улицах не узнают, поэтому я живу обычной человеческой жизнью.

  • О чем трилогия «Метро»

«Метро 2033», «Метро 2034» и «Метро 2035» — постапокалиптическая трилогия о жизни людей в московском метро после ядерной войны на Земле. Им приходится выживать среди полчищ крыс, смертоносных излучений и всевозможных монстров. Главный герой Артем пытается спасти свою станцию ВДНХ от нападений «черных» людей-мутантов, для этого ему необходимо пройти через все метро. Роман «Метро 2033» стал основой культовой компьютерной игры, он был переведен на 37 языков мира, а права на экранизацию были выкуплены голливудской киностудией MGM.

Заключительная книга трилогии «Метро 2035» вышла 12 июня 2015-го.

По итогам девяти недель продаж занимает второе место в топ-15 книг (рейтинг составлен по результатам продаж крупнейших книжных магазинов Москвы). На обложке книги стоит маркировка 18+, а сама книга упакована в полиэтилен.

Дмитрию Глуховскому 36 лет. Он окончил университет по специальности «Журналист-международник». Знает пять иностранных языков. На встречу с писателем в Иркутске пришли не только фанаты романов «Метро» и почитатели компьютерной игры, но и люди, которым Дмитрий Глуховский больше интересен как публицист. Ни те, ни другие не были разочарованы: Глуховский сразу же завладел вниманием слушателей, полтора часа пролетели незаметно. Даже сотрудник магазина, в котором проходила презентация, признался, что за последние пять лет в магазине было много встреч с разными писателями, но эта встреча с Глуховским оказалась самой яркой и запоминающейся
Дмитрию Глуховскому 36 лет. Он окончил университет по специальности «Журналист-международник». Знает пять иностранных языков. На встречу с писателем в Иркутске пришли не только фанаты романов «Метро» и почитатели компьютерной игры, но и люди, которым Дмитрий Глуховский больше интересен как публицист. Ни те, ни другие не были разочарованы: Глуховский сразу же завладел вниманием слушателей, полтора часа пролетели незаметно. Даже сотрудник магазина, в котором проходила презентация, признался, что за последние пять лет в магазине было много встреч с разными писателями, но эта встреча с Глуховским оказалась самой яркой и запоминающейся
Загрузка...