Главное — жить без долгов

Как ситуация в стране дисциплинирует финансовое поведение людей

По мнению экспертов, граждане теперь меньше совершают спонтанных или лишних покупок, предпочитая экономить или копить, а деньги тратят избирательно, отдавая приоритет обязательным расходам. Таким, к примеру, как платежи коммунальных услуг. Люди стали больше откладывать средств на банковских депозитах и меньше брать кредитов. Российское министерство экономического развития провело исследование, согласно которому жители страны стали больше сберегать и при этом экономить, переходя на более недорогие аналоги привычных продуктов, товаров и услуг, откладывая на будущее приобретение крупной бытовой техники, мебели, автомобилей и предметов роскоши. Подобное разумное распоряжение своим бюджетом сыграло даже на руку некоторым отраслям экономической деятельности. В частности, гораздо лучше, по сравнению с предыдущими годами, себя чувствуют владельцы фирм по ремонту бытовой техники, мебели, одежды и обуви, у которых прибавилось заказов. 

Растущая тенденция ко все более разумному распоряжению своим бюджетом должна положительно отразиться и на других сторонах жизни.

В частности, это касается ежемесячных обязательных платежей в адрес ресурсоснабжающих предприятий. Как отмечают эксперты, люди, которые теперь более четко планируют свои траты, уделяют больше внимания этим статьям расходов. Кстати, в этом плане стоит брать пример с большинства российских пенсионеров, которые и до нынешних экономических перипетий жили небогато, а поэтому просто привыкли к определенной финансовой дисциплине. Не быть должным, заплатить в первую очередь по всем счетам и обязательствам — вот главные постулаты их жизни, которые сейчас становятся актуальными и для остальных. Представители ресурсоснабжающих организаций отмечают, что благодаря финансовой самодисциплине нет спада в уровне собираемости платежей населения.

В частности,  в ООО «Иркутск-энергосбыт» уровень платежей остается в рамках средних многолетних значений. Каких-то значительных изменений с началом кризиса энергетики не ощутили. Как и прежде существуют сезонные спады и всплески платежной активности. К примеру, в декабре наблюдался прирост, так как люди традиционно старались входить в новый год без долгов, а поэтому платили активнее.

Стоит отметить, что в случае с  ООО «Иркутскэнергосбыт» на ситуацию с собираемостью платежей во многом влияет клиентоориентированная политика самой компании, которая на протяжении последних лет прилагает немало усилий для того, чтобы создать комфортные для потребителей условия приема средств за поставленные услуги.

Это обычная практика компании, и каждый год Иркутск-энергосбыт внедряет что-то новое, чтобы сделать процесс оплаты услуг удобным для клиента. Сегодня потребителю на выбор предоставлен целый ряд различных дистанционных сервисов. Так, передать показания приборов учета клиент может при помощи смс или по телефону без участия оператора. Интернет-сервис «Личный кабинет» позволяет помимо передачи показаний получать консультации, отслеживать статистику по счетам за различные периоды, а также оплачивать их. Есть продуктивная практика совместной работы со Сбербанком: клиенты, имеющие у себя карту этого банка, могут подключить удобную услугу «Автоплатеж». Кроме того, в настоящее время завершается тестирование мобильного приложения для смартфонов,  для того чтобы наши клиенты имели самый оперативный на сегодня доступ к работе с личными лицевыми счетами.

Стоит отметить, что сегодня к рациональному расходованию средств подталкивает не только экономическая ситуация или усилия компаний, стремящихся создавать комфортные платежные сервисы.

Постоянно меняющееся законодательство приводит ко все большим ужесточениям мер, применяемых к неплательщикам.

К примеру, с 1 января 2016 года резко вырастут пени для неплательщиков электроэнергии. Соответствующие поправки в закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов» уже приняты депутатами Госдумы РФ. Причем это нововведение коснется в равной степени физических, юридических лиц, а также недобросовестных управляющих компаний, которые собирают деньги с населения, но не передают их ресурсоснабжающим предприятиям.

Если говорить точнее, то сегодня размер пени для граждан за просрочку по платежам электроэнергии установлен в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ и начисляется ежедневно, в зависимости от времени просрочки. С нового же года ситуация резко изменится. Первый месяц после первого дня просрочки пени начисляться не будут, во второй и третий месяц — пеня составит (как и сейчас) 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако начиная с 91 дня с даты просрочки пеня вырастет более чем вдвое — до 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Относительно управляющих компаний с 1 января 2016 года сумма неустойки устанавливается на уровне 1/300 ставки рефинансирования с 1-го по 60-й день неуплаты, 1/170 ставки рефинансирования — с 61-го по 90-й день и 1/130 — с 91-го дня просрочки платежа.

Что же касается юридических лиц, то ужесточение по пеням для этой группы потребителей носит наиболее серьезный характер. Согласно принятому Госдумой закону, для юридических лиц пеня устанавливается в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с первого дня просрочки.

Принятый закон также усиливает административную ответственность за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям. Штраф для физических лиц вырастет с 3—4 до 10—15 тысяч рублей, должностных лиц — с 6—8 до 30—80 тысяч рублей, юридических лиц — с 60—80 до 100—200 тысяч рублей. Законопроектом увеличивается до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, газоснабжении.

— Гражданам, которые уже задолжали за коммунальные услуги, необходимо помнить, что по старым долгам, то есть накопленным до начала 2016 года, платить придется по прежним расценкам, — уточняет заместитель директора ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов. — Однако расслабляться по этому поводу не стоит, ведь прежние долги могут очень легко «перетечь» в новые, обслуживать которые станет существенно дороже.

  • Себе дороже

Эксперты уже подсчитали, что целый год просрочки платежей в сфере ЖКХ обойдется так же дорого, как и потребительский кредит со ставкой 23% годовых. 

А учитывая, что с нового года Совет директоров Банка России решил приравнять размер ставки рефинансирования к значению ключевой ставки (то есть с 8,25% до 11%), то «коммунальный кредит» для неплательщиков потяжелеет примерно почти до 31% годовых!