Главное — человек хороший

В Иркутске открылась выставка знаменитого Никаса Сафронова

На прошлой неделе в Иркутском областном художественном музее имени В.П.Сукачева открылась персональная выставка знаменитого художника Никаса Сафронова. И как всегда, приезд живописца вызвал неоднозначную реакцию иркутской общественности. Ругать модного художника стало модно. Одни иронизируют, другие грозятся подвести к музею машину навоза. Из чувства противоречия обозреватель «Пятницы» отправилась на выставку с твердым намерением найти в творчестве Никаса Сафронова что-нибудь хорошее.

«Попробуй без вспышки, так нормально?» — две девушки с локонами фотографировали друг друга, сначала на фоне парадного автопортрета, затем постепенно смещаясь в сторону полотен, которые издалека кажутся белыми. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это стиль такой. Дрим-вижн называется. Его изобрел сам Сафронов, определив как видение на границе перехода между сном и реальностью.

Параллельно в другой стороне зала показывают видео. Знаменитости рассказывают о дружбе с Никасом и о том, какой это замечательный человек. «Никас Сафронов — хороший художник и друг, — убеждает детский хирург Леонид Рошаль. — Он честен к людям и отличается от многих. Он имеет свое лицо, не просто рот, нос и т. д., просто свое лицо. Его ни с кем не спутаешь, это индивидуальность».

Один гондольер, два гондольера, три гондольера, четыре гондольера… Конечно, скептик непременно спросит: «Почему Венеция и гондольеры?», «Почему, допустим, не среднерусская полоса и комбайнеры?» Но тут уж извините. Художника нужно судить по его же законам. Никас и комбайнеры несовместимы в принципе.

Следующая тематическая группа. Скажем так: историко-метафизическая. Старинные замки, прекрасные дамы, корабли… Кто-то тут говорил, что Сафронов не умеет писать. Но как же, смотрите — каждая деталь тщательно выписана. Каждая травиночка, каждая завитушечка, каждый лучик. А рамки. Рамки! 30 сантиметров, не меньше, в ширину и сплошь увитые резьбой и покрыты золотом. Посмотришь и сразу проникаешься уважением: богато.

«Никас — крепкий орешек, — вещает меж тем актер Аристарх Ливанов. — Понимаете, это человек только потому, что он себя сделал. У него много друзей, но еще больше завистников и врагов, но он спокойно держится. Он защищается результатами творчества, бросая вызов — хотите победить меня? Будьте такими же талантливыми и успешными».

Идем дальше. Серия графических портретов знаменитостей. Раймонд Паулс, Анджелина Джоли, Натали Портман, Слава Полунин, Джуд Лоу. «Никас талантлив и харизматичен, — рокочет из колонок голос актера и режиссера Евгения Герасимова. — Я хочу, чтобы весь мир узнал его, а если узнает, то признает его талант. Обязательно».

Далее несколько работ религиозно-мистического содержания. Старинные своды, таинственный свет, загадочные фигуры, херувимы, старинные часы... Еще одни часы и еще. Прямо как в известной песне: «старинные часы еще идут, тра-та-та, когда ты в дом входил, они слагали гимн, звоня тебе во все колокола».

Из колонок в это время доносится ласковое воркование телеведущего Николая Дроздова: «Я уже не помню, сколько лет мы дружим с Никасом… Он такие картины создал, что сам Сальвадор Дали был бы доволен, если бы такая картина вышла из-под его пера».

Снова портреты знаменитостей: Николь Кидман в образе прекрасной дамы, Одри Хепберн, Катрин Денев, Королева Елизавета. Пир роскоши и гламура. Девушка в мини пытается сделать селфи на их фоне, жалея, что в этом углу зала недостаточно освещения. И все это под аккомпанемент характерных интонаций народного артиста Эммануила Виторгана: «Никас из тех людей, которые знают, что он не один на свете. И все эти годы, а мы уже давно дружим, знаю огромное число случаев, когда его помощь была главенствующей. Никас хочет, чтобы людям было хорошо, несмотря ни на что».

Вот видите, людям помогает, разве это плохо? Несколько лет назад даже скандал был, когда жена артиста Ермольника обвинила Сафронова, что он якобы не заплатил за куклу на благотворительном аукционе для больных детей. Но организаторы аукциона все опровергли. Оказалось, художник не только заплатил, он еще и сам сделал куклу и отдал на нужды фонда. Многие ли из недоброжелателей Никаса, мечущих в его сторону громы и молнии, способны на такую щедрость?

Выставку замыкают портреты кошек с человеческими телами, в том числе автопортрет в образе пушистого мейн-куна с палитрой и кистями.

Параллельно по телевизору идет хроника о посещении маэстро коррекционного детского сада в одном из городов, во время которого художник подарил всем детям контейнеры для хранения продуктов, украшенные репродукциями своих картин.

Подытожим. Ревнители высоких эстетических критериев могут успокоиться: ничего такого, что бы оскорбило их тонкие вкусы, на выставке не было. Добротные работы в салонной живописи. Да, возможно, не шедевры. Ну так ведь Никас Сафронов и не претендует. Он занимает вполне определенную нишу в искусстве. Во все времена существовали придворные живописцы, воспевающие красоту и гармонию, и в этом нет ничего страшного. Людям нравится. Нельзя их за это винить. К тому же сам Никас Сафронов — человек добрый и бесконфликтный. Даже к своим хулителям он относится без злобы. Живет себе спокойно, никому не мешает. Творит в меру своего понимания о предназначении художника. Поэтому пусть будет.

  • Когда, где, почем

Выставка будет работать до 13 ноября в центральном здании художественного музея на улице Ленина. Бесплатно ее посетить смогут дети до 7 лет, а также инвалиды и ветераны ВОВ. Стоимость билетов для других категорий посетителей от 150 до 300 рублей. Работы Никаса Сафронова, представленные на иркутской выставке, можно купить, об этом было сказано на пресс-конференции художника. Цена договорная. Вообще же оценить «стоимость» художника можно с помощью базы аукциона Sotheby’s. По данным портала artinvestment.ru, на сегодня формальный аукционный рекорд Сафронова установлен на Sotheby’s в 2011 году. Метровое масло «Мечты об Италии» многократно превысило оценку в $16 000 — 25 000 и ушло за $106 000. Но это единственный выдающийся случай.