Гель в бензине: тайна раскрыта?

Проблема с гелем в бензине возникла из-за санкций и неразумного использования присадок, считают эксперты

Недавно автовладельцы столкнулись со странной проблемой — двигатели машин после заправок на некоторых АЗС начинали плохо работать или совсем не заводились. Как оказалось, виной всему непонятный гель, который загадочным образом появлялся в бензине. Эта ситуация стала одной из самых обсуждаемых среди автомобилистов. Хотя сейчас проблема с гелем уже стоит не так остро, все же автомобилисты по-прежнему опасаются заправляться на некоторых АЗС.

«Что-то типа слизи» 

Как говорят автомобилисты, случаи выявления геля в бензине появились еще в декабре-январе, однако ситуация стала критической в марте этого года. В сервисных центрах в день находилось сразу несколько машин с гелевыми проблемами. На популярном среди водителей сайте drom.ru была открыта тема «Гель в бензине». Один из пользователей написал: «Машина не едет и не заводится. У всех гель в бензине, причем с разных заправок».

Другой пользователь сайта рассказал, что он заправлялся на заправке одной компании, но решил сменить АЗС, и тут начались проблемы с двигателем: «Сняли бак, вытащили бензонасос с фильтром. Вся сетка была покрыта чем-то типа слизи или желе рыжеватого цвета. В общем, эта субстанция со временем проникает в бензонасос и форсунки и успешно их кончает. При мне зашли ребята, у них та же ситуация». Примечательно, что гель автомобилисты в основном обнаруживали после заправки 95-м и 98-м бензином.

Там же, на сайте drom.ru, открыто голосование среди водителей на тему «После заправки на какой АЗС был обнаружен гель?». Согласно ответам форумчан, на первом месте оказались заправки ОМНИ — 23%, на втором и третьем местах были заправки предприятий «Роснефть» и «КрайсНефть» — порядка 10% форумчан сообщили, что заправлялись на АЗС этих компаний. Незначительное число опрошенных назвали другие компании, при этом 45% участников опроса сообщили, что никогда не сталкивались с проблемой геля, поскольку заправляют автомобили бензином одного бренда.

Проблемы с некачественным топливом уже возникали в Иркутске. Так, в конце 2014 года администрация Иркутска и Западно-Байкальская межрайонная прокуратура выявили низкое качество топлива на 13 автозаправочных станциях города из 25 проверенных. В результате было направлено девять исков в арбитражный суд в связи с реализацией некачественного топлива. Кроме того, в феврале за низкое качество бензина на 50—100 тысяч рублей были оштрафованы трое владельцев АЗС.

В сервисных центрах говорят, что если в середине марта каждую неделю одновременно ремонтировались по 5—7 машин, то сейчас с такими проблемами они сталкиваются не чаще одного-двух раз в неделю.

— Чего удивляться, когда после проверок в прошлом году было выявлено на автозаправках города до 80% некачественного бензина! А сейчас еще кризис, цены выросли, вот и появились недобросовестные продавцы, которые разбавляют бензин присадками низкого качества, — говорит один из сотрудников сервисного центра «Универсал».

Как рассказали в ГК «КрайсНефть», в последнее время действительно резко снизилось число обращений по поводу геля в бензине. По мнению специалистов компании, объяснить это можно шумихой в Интернете и в СМИ — она привела к тому, что недобросовестные продавцы бензина перестали использовать всевозможные октаноповышающие присадки. Возможно, повлияло и изменение температурного режима — стало тепло.

Проверки на заправках

Понятно, что гелевая проблема не могла остаться незамеченной для крупных игроков топливного рынка. Многие из них провели внутренние проверки.

— Все топливо, в том числе бензин Аи-95, которое реализует «КрайсНефть», производится в заводских условиях, на крупных НПЗ, — рассказала советник по стратегическому маркетингу группы компаний «КрайсНефть» Евгения Толстикова. — У нас введен строжайший контроль за качеством на всех этапах пути топлива. Нашу продукцию регулярно проверяют надзорные органы. По результатам регулярных проверок ни разу не было выявлено нарушений и проблем с качеством топлива. Тем не менее, поскольку были обращения насчет геля в бензине, мы решили провести дополнительное исследование данной проблемы. Пробирки с образцами геля, собранные в крупных дилерских центрах и станциях техобслуживания, были переданы нами на АНХК для изучения.

По словам Евгении Толстиковой, исследование гелевых отложений еще не закончилось, результаты экспертизы будут позднее.

На АНХК о результатах исследований этих проб нам ничего не сообщили, но рассказали, что решили проверить качество продаваемого бензина. Испытательным центром — управлением контроля качества ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» совместно со специалистами ОАО «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» — проведены исследования (испытания и идентификация) девяти комиссионно отобранных проб автомобильных бензинов с АЗС, АЗК и нефтебаз Иркутска.

«Пробы автомобильного бензина исследовались на соответствие показателей физико-химических свойств требованиям Технического регламента Таможенного союза и НТД на бензины. Согласно результатам испытаний, отобранные пробы соответствуют требованиям Технического регламента… Анализ результатов исследований и испытаний позволяет сделать вывод об установленных отличиях в большинстве проб (кроме проб, взятых с ООО «Иркутскнефтепродукт») от качественных характеристик автомобильных бензинов производства ОАО «АНХК», что свидетельствует о возможном смешении бензинов производства ОАО «АНХК» с партиями бензинов других производителей», — говорится в сообщении компании.

Могло ли это смешение стать причиной появления геля, пресс-служба АНХК не сообщает.

Бензин стал очень хорошим? 

Какие же существуют версии появления геля в бензине? В настоящее время обсуждается несколько вероятных причин. Возможно, это связано с нестабильной финансовой ситуацией в стране и санкциями, которые могли привести к появлению на рынке некачественных отечественных топливных присадок для повышения октанового числа после увеличения стоимости импортных.

Анализируя ситуацию, специалисты «КрайсНефти» заметили такую закономерность: в основном проблемы с появлением геля возникали у тех водителей, которые заправляют топливом автомобили не только в рамках сети «КрайсНефти», но и на других АЗС города. У тех автомобилистов, которые всегда пользуются бензином только какой-то одной компании и доверяют одному бренду, как правило, таких ситуаций не возникает. Таким образом, бензины разных операторов могли оказаться «недружественными» друг к другу, что привело к образованию злополучного геля.

Существует и такая версия, высказанная очень информированными людьми: в последнее время качество бензина заметно улучшилось. Практически весь он соответствует стандартам Евро-4 и Евро-5. Такой бензин требователен к присадкам. Та химия, которая годами использовалась на АЗС для повышения октанового числа и безболезненно «переваривалась» бензином, сейчас, что называется, выпадает в осадок, то есть превращается в тот самый гель.

Впрочем, более точная и достоверная информация о том, откуда берется гель в бензине, скорее всего, появится после завершения исследования проб гелевых отложений. А пока эксперты советуют покупать бензин на АЗС какой-то одной компании и не менять места заправок.

Иллюстрации: 

Некоторые машины вставали прямо на АЗС. В сервис ехали на «удавке», а уже там ремонтники ставили вердикт: гель в топливной системе.
Некоторые машины вставали прямо на АЗС. В сервис ехали на «удавке», а уже там ремонтники ставили вердикт: гель в топливной системе.
baikalpress_id:  104 487
Загрузка...