Газпром начинает «Силу Сибири»

Подписание газового контракта с Китаем активизировало работу вокруг двух крупнейших восточных газовых месторождений: Чаяндинского в Республике Саха и Ковыктинского в Иркутской области.

ОАО «Газпром» в сентябре начнет строительство магистрального газопровода «Сила Сибири», который соединит эти газовые потоки и направит в сторону Дальнего Востока России и дальше, в Китай. На территории Иркутской области, в городе Усть-Куте, дочерней компанией «Газпром комплектация» организован единый логистический центр, который распределяет грузы, поступающие на первый участок строительства, в Якутию. Доставить их до места можно только водным путем. Переправлять грузы по воде будет Осетровский порт, единственный крупный речной терминал в Ленском бассейне, напрямую связанный с железной дорогой, по которой грузы идут до Усть-Кута.

В течение тридцати лет Китай будет получать российский газ в объеме 38 млрд кубометров в год. Договор о долгосрочном сотрудничестве был подписан между ОАО «Газпром» и Национальной нефтегазовой корпорацией Китая в конце мая.

После подписания договора Газпром развернул работу по созданию необходимых газодобывающих и газотранспортных мощностей. В Иркутской области был создан логистический центр, а в Якутии начинается строительства первой очереди «Силы Сибири» мощностью 61 млрд кубометров. Газопровод соединит крупнейшие месторождения Сибири.

Согласно планам Газпрома, первоочередной участок «Силы Сибири» — от Чаяндинского месторождения до Благовещенска — и первоочередные газоперерабатывающие мощности в Амурской области (для выделения из газа ценных компонентов — гелия и этана Газпром построит Амурский газоперерабатывающий завод) будут запущены в конце 2018 года. Строить новый газопровод с Чаяндинского месторождения начнет ООО «Газпром трансгаз Томск». В 2019 году, согласно контракту, газ пойдет в Китай.

Строительство газопровода и дальнейшее освоение месторождений потребует больших ресурсов. Нужны будут рабочие руки, в том числе в Иркутской области. Работы хватит всем: от водителей, бетонщиков, монтажников и сварщиков до работников социальной сферы. С вводом в эксплуатацию добывающих скважин, установок комплексной подготовки газа, компрессорных станций, трубопроводов, вахтовых поселков и сопутствующей инфраструктуры на Ковыкте будут нужны специалисты по добыче, подготовке и транспортировке газа, операторы и компрессорщики, слесари, электрики.

На строительство нужно будет завозить огромное количество строительных материалов и различное оборудование. Так, например, только в 2014 году на место строительства планируется доставить более 120 тыс. тонн трубной продукции. Всего же с 2014-го по 2018 год на строительство уйдет более 1700 тысяч тонн труб.

В Иркутской области, в северном Усть-Куте, для организации и управления процессом транспортировки грузов создан единый логистический центр.

В Усть-Кут будут приходить грузы по железной дороге, и отсюда они пойдут дальше по назначению, на север, к месту строительства первого участка «Силы Сибири». Но уже по воде.

Осетровский транспортный узел, ядром которого являются транспортно-логистический центр (ТЛЦ) группы компаний «Старвей» в составе ОАО «Осетровский речной порт» и ООО «Речсервис», станет центром переработки и отправки грузов при освоении Чаяндинского месторождения и строительстве участка газопровода от месторождения до Алдана.

Специально для обработки грузов Газпрома и подрядчиков строительства «Силы Сибири» Осетровский речной порт, «ВТК-Лена» и «Речсервис» подготовили площадки для хранения и грузозахватные устройства.

— На эти предприятия ложится ответственная миссия обеспечения транспортных и логистических услуг для строительства трубопровода «Сила Сибири». Мы будем делать все от нас зависящее для соблюдения графика завоза грузов, таким образом внося свой вклад в строительство газопроводной системы, — говорит председатель совета директоров Осетровского порта, исполнительный вице-президент ГК «Старвей» Аркадий Лавров.

Он заметил, что Осетровский речной порт — единственный речной терминал в Ленском бассейне, сообщающийся с железной дорогой, мощности которого способны принять столь значительный объем грузов. К тому же, обладая собственным флотом, порт имеет возможность перевезти по реке весь объем грузов для «Силы Сибири», во всяком случае заявленный на навигацию 2014 года.

— В тандеме с «Речсервисом», базирующимся в Ленске, мы готовы не только осуществить доставку, но и принять груз в Ленске, — отмечает Аркадий Лавров.

Управляющий директор ОРП Михаил Фокин также считает, что порт готов принять весь объем трубы и железобетонных изделий, которые запланированы в 2014 году на строительство.

Генеральный директор Восточно-Сибирского речного пароходства Николай Труфанов подчеркивает, что проект строительства «Силы Сибири» важен для всей России, поэтому доставка грузов по назначению — первоочередная задача.

— И не только для Верхнеленского речного пароходства, — замечает он. — Будут привлечены и другие транспортные компании. Сегодняшний пример слаженной работы между железнодорожниками, портовиками и речниками наглядно демонстрирует, что поставленные перед нами правительствами Иркутской области и России цели будут выполнены.

Работы продвигаются по намеченному плану. В июле ГК «Старвей» отгрузила в Ленск технику подрядчиков строительства газопровода, которая больше года ждала отправки на объекты проекта Газпрома. В эту навигацию на месторождение должны доставить 15 тысяч тонн железобетонных изделий. После того как навигация закроется, в Усть-Кут будет продолжать поступать груз — по 25 тысяч тонн ЖБИ в месяц. Этот груз будут накапливать в портовых терминалах для перевозки в следующую навигацию.

Усть-Кут уже принял для этого строительства 67 вагонов специальных труб. ОАО «Осетровский речной порт», через который осуществляется перевалка и перевозка груза, предназначающегося для северных районов Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и прибрежных морских арктических районов от Хатанги до Колымы, перевозит трубы из Усть-Кута для строительства «Силы Сибири».

Плавучие краны Осетровского порта и «ВТК-Лена» выгрузили в Ленске первую партию труб, которые в дальнейшем будут уложены на участке от Чаяндинского месторождения до Ленска.

Первая партия — это 260 труб общим весом 2,4 тысячи тонн. Сейчас они находятся на складе временного хранения. Трубы диаметром 1420 мм с толщиной стенки 21,7 мм были произведены в России, на Челябинском трубопрокатном заводе. При строительстве, сообщает ОАО «Газпром», преимущественно будет использоваться продукция российского производства.

Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, говоря на июльском совещании о ходе выполнения комплексного плана мероприятий по реализации инвестиционных проектов компании, необходимых для поставки газа в Китай, заметил: «У нас есть четкий план действий. Все обязанности распределены, и установлены жесткие сроки».

Работы не прекратятся и зимой. В зимние месяцы начнется перебазирование сил и средств строительных организаций на наиболее труднодоступные участки будущих работ.

Строительство магистрального газопровода Якутия — Хабаровск — Владивосток — это только первый этап строительства. На втором этапе иркутский центр будет соединен газопроводом с якутским центром. Общая протяженность «Силы Сибири» составит 4800 км, а стоимость реализации проекта — $60—70 миллиардов.

Загрузка...