Ангарский ТУРдом

Как туристическое агентство обмануло десятки человек

Поездка за границу давно не является чем-то необычным. Даже есть поговорка: «В Таиланд ездят те, кому отдых на Байкале не по карману». Поиски тура, получение визы обеспечивают турагентства, которых, по некоторым оценкам, сейчас даже больше чем нужно, чтобы удовлетворить спрос. Проявляя осмотрительность, многие туристы покупают путевки в проверенных фирмах. Такой было ООО «Пилигрим-тур», которое работало в Ангарске с 2008 года и имело филиалы в Усолье-Сибирском и Иркутске. Многие доверяли ему организацию своего отдыха, поэтому скандал, разразившийся в январе 2014-го, явился большой неожиданностью. Хотя некоторые «звоночки» были в ноябре и декабре. Но тогда все негативные отзывы в адрес «Пилигрима» многие сочли происками конкурентов.

Ангарчане Михаил и Елена Чеклауковы тур во Вьетнам оплатили в октябре 2013 года, отдали 158 тысяч рублей. Однако насладиться новогодними праздниками и праздничным ужином в экзотической стране им не удалось, ведь, как выяснилось уже по прилете в Нячанг, ООО «Пилигрим-тур» не произвело оплату за отель.

— Нас каждый день с 12.00 до 15.00 выгоняли из номера на диванчики в ресепшн, а потом милостиво позволяли заселиться обратно, все это время мы звонили сначала нашему менеджеру Татьяне, которая сначала уверяла, что они разберутся, а на второй день перестала брать трубку. Затем мы бесперспективно искали Шмигуна (Аркадий Шмигун, руководитель ООО «Пилигрим-тур». — Авт.), — рассказывает Михаил.

Ничем не помогли Чеклауковым и консулы России в Хошимине и Ханое, от них пришел ответ, что тур не оплачен турагентством. Туроператор, которому также названивали из Вьетнама Чеклауковы, предложил им прийти разобраться в агентство в... Ангарске. По понятным причинам сделать это Чеклауковы не могли. Захваченные из дома деньги на экскурсии и развлечения Чеклауковы потратили на новый отель, который был на два класса ниже, чем заказанный у «Пилигрима».

— Нигде не видел такого количества маленьких красных муравьев, которые сбегались из всех щелей, как только мы садились за стол. Мусор не выносили по два дня. Самое интересное — это окошки из номера в общий коридор, посмотрел: «О, соседи идут на завтрак», — и нам пора! — вспоминает Михаил. — Двенадцать дней праздника были безнадежно испорчены...

Таких пострадавших, как Чеклауковы, множество.

На 28 января 2014 года в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по городу Ангарску поступило около 70 заявлений на турфирму ООО «Пилигрим-тур». Сумма ущерба по каждому случаю колеблется от 20 до 730 тысяч рублей.

Вылеты были запланированы на период с конца декабря 2013 года до марта 2014-го. Сорвались тщательно спланированные и подогнанные отпуска, свадебные путешествия.

Первые дни января офисы «Пилигрима» еще работали, принимая рассерженных клиентов, выяснявших, что происходит с их путевками. А также родственников людей, застрявших за границей, ведь многим «Пилигрим» оплатил только перелет, а про отели «забыл». Однако после 9 января все офисы оказались наглухо закрытыми. А через несколько дней были срезаны и баннеры с именем известного туроператора, под эгидой которого работало ООО «Пилигрим-тур».

Проблема сложившейся ситуации в том, что после отмены в 2007 году процедуры лицензирования ответственность турагентств сейчас никак законодательно не прописана. Несостоявшиеся туристы, конечно, кинулись писать во все инстанции. Но вставать на защиту их интересов мало кто спешит. На данный момент пришел ответ из прокуратуры города Ангарска, в котором пострадавшим рекомендуется обращаться в суд. Из Федерального агентства по туризму был получен ответ, что Ростуризм не обладает функциями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Учитывая, что в действиях туркомпании содержатся признаки преступной деятельности, полученное от пострадавших обращение направлено в полицию. Пока не получен ответ на обращение к губернатору с просьбой взять ситуацию под свой контроль, под которым подписалось более 60 человек.

Причин произошедшего специалисты от турбизнеса видят две: во-первых, большие скидки, которыми «Пилигрим» привлекал клиентов. Как известно, в стоимости тура доля турагента составляет в среднем 10—12%. Из этих денег нужно платить за аренду офиса, рекламу, зарплату персоналу, налоги и так далее. Чтобы остаться на плаву, существуют два выхода: скидки должны быть приятными, но небольшими. Либо «выживать» за счет большого потока туристов на оставшиеся 1—2% комиссионных, постоянно наращивая объемы продаж. Или работать по принципу пирамиды, когда последние клиенты платят за первых. И именно перед Новым годом, когда настала пора платить за большое количество путевок, пирамида рухнула.

Вторая причина может крыться в стиле ведения бизнеса. Как известно, у Аркадия Шмигуна, руководителя ООО «Пилигрим-тур», есть еще одна фирма, которая, согласно выписке из ЕГРЮЛ, занимается производством общестроительных работ по возведению зданий, лесозаготовками, производством деревянных строительных конструкций и столярных изделий. Вполне возможно, что деньги, которые клиенты приносили в качестве оплаты путевок за несколько месяцев до начала тура, могли рассматриваться как беспроцентный кредит. А за путевки платилось уже в последний момент. Сбой мог произойти на какой-либо стадии процесса. Сейчас пострадавших окучивают адвокаты, стремящиеся заработать на громком деле имя и деньги. Ближайшее заседание суда по этому делу намечено на февраль.

Метки:
baikalpress_id:  32 469