Слово — золотым медалистам

«Пятница» предложила обладателям школьных медалей высказаться по поводу их отмены

Напомним, что отмененные с 2014 года золотые и серебряные школьные медали («За особые успехи в учении») нужно было заслужить. Получать в течение двух классов (10-го и 11-го) полугодовые, годовые и итоговые пятерки по всем предметам. И, разумеется, «отлично» по результатам итоговой аттестации. Причем одной учебы было мало, нужно было участвовать в конкурсах, концертах и т. д. Так что за медаль нужно было попотеть. Хотя многие опрошенные искренне говорят, что особых усилий не прилагали. Может, кокетничают?

Вероника Марашлец

Региональный менеджер L`Oreal

— В нашем классе я всегда была старостой (школа № 16), но никогда не была зубрилой. Если класс решил прогулять урок, я была вместе со всеми. И с учителями спорить приходилось, но это не повлияло на решение руководства школы вручить медаль. Горжусь ли я? Не знаю. В большей степени гордился мой папа. Он был просто счастлив, когда узнал. В практическом смысле медаль мне особо не помогла поступить, я сдавала экзамены, хотя и не все. И все равно жаль, что их отменили, я дочь свою тянула, чтобы продолжить традицию.

Юлия Фадеева

Владелица туристической фирмы

— Я окончила Мегетскую среднюю школу, медалистов в потоке было семь: два золотых и пять серебряных. Не горжусь особо, она просто подтверждает факт, что я была способная и училась без труда. К отмене медалей отношусь скорее отрицательно — надо все же как-то поощрять отличников, хотя само понятие «медаль» в последние годы сильно девальвировалось, судя по резко возросшему их количеству.

Окончила математический факультет ИГУ, довольно долго работала по специальности — программистом.

Эдуард Коложвари

Кандидат наук, доцент, директор Института дополнительного бизнес-образования Сибирской академии финансов и банковского дела

Эдуард окончил школу № 38, директором которой, кстати, была Наталья Малявкина, экс-министр образования Иркутской области.

— Если бы отец не настраивал, я бы не боролся за медаль, — признался Эдуард, — у меня серебряная из-за плохого поведения, хотя в аттестате только пятерки, а вот у сестренки — золотая! Мне кажется, что медаль — это не самоцель, но поступать в вуз легче было: один экзамен сдал и поступил. Насчет гордости... Я и забыл уже! Медаль — больше предкам в гордость. По-моему, в Иркутском регионе это никому не нужно. Не стало это социальным лифтом для молодых людей.

Игорь Алексич

Журналист «Комсомольской правды»

— Окончил лицей в Усть-Куте. Медалью, естественно, горжусь — как обычно и гордятся непросто давшимися достижениями. В другой ситуации медаль помогла бы мне поступить на филфак ИГУ, ибо профильное вступительное сочинение написал на 5. Однако экзамены были совмещенными с выпускными, и потому сдавать все равно пришлось их все. При этом я так и так набрал проходной балл. И тем не менее я считаю, что медали необходимы талантливым подросткам как некий социальный лифт при поступлении в вуз и как некий символ своего первого серьезного успеха, которым стоит гордиться.

Александр Якубовский

Генеральный директор в ЗАО «Новая Эра»

— Окончил лицей № 2, по большому счету медаль ничего не дала, по окончании школы поступил в два вуза. Медаль дорога как память, все-таки 10 лет жизни, ну, или последние два года, вроде по их итогам диплом об окончании с отличием давали.

Анна Суркова

Заместитель генерального директора портала «Твой Иркутск»

— Я окончила усть-удинскую школу № 1. Мне было приятно получить медаль, я была единственной медалисткой в классе, но, пожалуй, и только. Поступить в вуз она мне никак не помогла. Сейчас медаль где-то у родителей на антресолях. После того как медалями начали награждать по 4—5 человек в классе, сам смысл уникальности потерялся. Чтобы быть лучшим, необязательно иметь медаль. Я всегда воспринимала это так.

Екатерина Антонова

В прошлом маркетолог в ассоциации «Байкальская виза», сейчас временно безработная

— Я окончила гимназию № 25. Класс был образцово-показательный, поэтому отличников было много, даже на четверки было стыдно учиться, не говоря уже о тройках. Медалью горжусь. Честно, потому что только я знаю, что мне стоило в этом классе выбраться из закоренелой ударницы в отличники. Мне зачем-то надо было кому-то доказать, вероятно, даже себе... что могу. И смогла! До сих помню, что одна из задач была сократить сон до 4 часов (на Петра I равнялась). И учить, учить. Медаль — это просто галочка, что смог на определенном этапе. Сейчас дочке показываю свою фамилию на Доске почета, чтобы гордилась и пример брала. По вопросу отмены. С одной стороны, вроде ничего не меняется. Аттестат с твоими пятерками все равно выдадут. Но, с другой стороны... Люди привыкли получать вознаграждение. И ребенку в любом случае приятно получить награду за свой труд. Не вижу смысла на этом экономить.

Алексей Алексеевич Елизарьев

Главный редактор еженедельника «СМ Номер один», кладоискатель

— Я получил свою медаль заслуженно. Хотя в школе, в классе пятом, у меня была одна тройка по пению. Просто не нравился учителю. Ну, не умел я петь, что делать! Но в итоге она не повлияла — медаль дали. Конечно, я был горд, очень. У нас всего два человека получили медаль в том году. Кстати, у моей мамы тоже есть медаль. Золотая. Медаль позволила мне сдать два экзамена, а не четыре. Никаких выгод в отмене медалей не вижу. Одни минусы.

Александр Леонидович Александров

Кандидат геолого-минералогических наук, председатель фонда «Мемориал-Сибирь»

— Я шел на золотую медаль, причем уверенно. Это было в 1957 году. Получил серебряную. На выпускном сочинении выбрал тему «Природа в произведениях Пушкина». Ни единой ошибки, но именно из-за сочинения мне не дали золотой. Моя учительница сказала: «Саша, тебе надо было связать творчество Пушкина с борьбой угнетенного крестьянства и с тем, что восприятие природы у Пушкина сопровождалось глубокими социальными оценками тиранического режима. Так что можно меня считать жертвой идеологии!

Однако медаль позволила Александрову поступить без экзаменов в политехнический институт, причем собеседование проводил лично Анатолий Игошин, первый ректор ИПИ. А дальше еще интересней: супруга Александра Леонидовича — Инна Георгиевна тоже окончила школу с медалью, и их дети Наталья и Андрей — тоже. То есть вся семья — медалисты! Была надежда, что и внуки порадуют дедушку медалями, но чиновники поставили на этих надеждах крест.

Наталья Шункова

Мама медалистов-близнецов Павла и Натальи Шунковых

— Мои дети окончили школу № 28 в позапрошлом году, и я очень рада, что они успели получить свои медали. Я считаю, что эта заслуженная награда детям, которые учились на «отлично». Государство должно как-то их поощрять. И это память на всю жизнь!

Ирина Алпатова

В прошлом учитель школы № 47, Иркутск, сейчас — старший редактор дирекции социальных и публицистических программ Первого канала, Москва

— У меня семья — омедаленная: мама, я и моя сестра. У мамы история очень нестандартная. Золотая (настоящая золотая!) медаль — и даже высшего образования нет. Только техникум окончила... Хотя мозги работают! До сих пор все решает, все помнит, стихи из школьной программы наизусть читает! Это было статусно... Приятно, что в музее ее школы она увековечена... У меня странное отношение к медалям. Вроде вещь бесполезная, но эмоционально приятная. Приятно перебирать эти металлические кругляшки, когда с моей дочкой (третьим поколением) про учебу и мотивации общаемся... Кто знает, пользы вроде нет в век платного образования и ЕГЭ, но и плохого ничего нет. Как память. Благодаря медали я в 92-м поступила в ИГПИ без экзаменов, только по результату выпускного сочинения... Не было бы медали, сдавала бы все экзамены... Отношусь к отмене скорее отрицательно.

Нина Владимировна Полякова

Заведующая кафедрой маркетинга, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

— Получила медаль за отличную учебу в школе № 65 Иркутска. Нина Владимировна вспоминает, что муж узнал о медали через несколько лет после свадьбы и сказал в шутку, что если бы знал, что невеста медалистка, то не стал бы жениться. Он имел в виду, что все медалисты — зубрилы и зануды. Сама Нина Владимировна считает, что, согласно статистике мировой и отечественной, ведущие топовые менеджеры обычно не блистали в школе высокими баллами, перебиваясь с двойки на тройку.

— Так что медаль — это такое дело... больше для морального удовлетворения. На фоне наших проблем отмена медалей, наверное, не самая заметная, но для многих болезненная. Я думаю, что ничего страшного бы не случилось, если бы эту традицию сохранили.

Валерий Дмитриевич Жуков

Доцент ИГУ, кандидат наук

— Окончил школу № 7 (ранее № 87) в 1961 году. Это в Ленинском районе Иркутска. Единственный золотой медалист выпуска! Интересно, что в 1959 году было принято постановление о переходе на 11-летний цикл обучения. К основным предметам добавили производственное обучение. И два дня в неделю школьники работали в железнодорожном депо.

Валерий учился на помощника машиниста электровоза. На его золотой медали было написано «За отличные успехи в учебе, труде и примерное поведение». Медаль была крупнее обычной и с трудом помещалась в коробочку, оставшуюся с прошлого года. После школы Валерий Дмитриевич некоторое время работал на железной дороге, водил поезда Зима — Слюдянка. Потом ушел в армию, служил на космодроме, а вернувшись, поступил в ИГУ на математический факультет, где и работает по сей день. Об отмене медалей говорит с горечью, напомнив, что в те годы это было престижно. Кроме того, при устройстве на работу в графу «Государственные награды» вписали его школьную медаль. То есть это действительно была медаль государственного значения!

Из истории медалей

Оказывается, в России вручать медали особо отличившимся ученикам начали еще в XIX веке. В 1835 году император Николай I утвердил медаль «За успехи в науках» для мужских гимназий: на лицевой стороне которой был двуглавый орел, а на обороте «Стоящая Минерва». В левой поднятой руке она держала светильник, а в правой — лавровый венок. У ног ее — сова, атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись «Преуспевающему». «Женские» медали появились во время царствования Александра II, во второй половине XIX века. В некоторых трудных случаях присуждение золотой медали было делом политическим, например, директор гимназии Ф.Керенский (отец будущего главы российского Временного правительства) сильно рисковал, отдав распоряжение выдать золотую медаль выпускнику Владимиру Ульянову, брату террориста-народовольца, ответственного за покушение на императора Александра III. До 1917 года решение о выдаче медалей отличившимся ученикам принималось на уровне отдельной школы. В СССР школьные медали были введены постановлением СНК СССР от 30 мая 1945 года. Медали золотые и серебряные изготавливались из золота 583-й пробы и серебра 925-й пробы. Затем медали стали отливать из обычных сплавов, а сверху покрывать золотым или серебряным напылением. Обладатели медалей имели льготы при поступлении в вуз вплоть до 2009 года. Такие абитуриенты сдавали меньше вступительных экзаменов, чем их сверстники.

От автора

Когда я стала изучать вопрос отмены медалей, столкнулась с массой мнений. В основном люди сожалеют, но есть и те, кто считает, что гонка за медалью отнимает слишком много сил, а взамен ребенок не получает никаких бонусов. Так не лучше ли направить все силы на подготовку к ЕГЭ? Получить высокие баллы, которые и помогут без проблем поступить в вуз. Возможно, в этом есть резон. Но как быть с традициями? Как быть с моральным поощрением за добросовестную учебу? По этой логике нужно отменить медали для ветеранов труда, ученых, артистов. Когда я попросила через социальную сеть «Фейсбук» откликнуться медалистов прошлых лет, совсем не ожидала, что их окажется так много. Откликнулись и те, кто медаль не получил (несмотря на одни пятерки), из-за поведения. Некоторые медалисты сообщили, что никакой особой роли в их судьбе этот факт не сыграл, дали и дали. Но смею предположить, что в душе-то они все равно гордятся. Еще больше меня восхитило, что в Иркутске есть целые династии медалистов. Это же прекрасно! И получается, что, отменив медали, чиновники отменили возможность продолжить династию.

Метки:
baikalpress_id:  32 444
Загрузка...