Валенки да валенки

В музейной студии Иркутского областного краеведческого музея можно посмотреть выставку войлочных скульптур

Московская художница-кукольница Ирина Андреева изготавливает большие войлочные скульптуры в технике «мокрое валяние». Если выражаться совсем просто, то это огромные валенки, только не в форме обуви, а в виде людей и зверей, мебельных интерьеров, цветов и даже еды. Трудно представить? Конечно, это лучше увидеть, и дело даже не в оригинальности скульптур, а в том, какие эмоции они пробуждают у зрителей: теплые и счастливые. Выставка так и называется — «Теплый день».

Трогательные сценки из прошлого, знакомые сюжеты детства: моего, твоего, вашего, нашего... Ранним утром, когда солнце только-только появляется на горизонте, мама будит ребенка в детский сад. Мягкая постель не хочет отпускать, в голове все еще копошатся обрывки снов, дитя сидит, потирает заспанные глазенки, зевает и медленно поглаживает заскочившую на кровать кошку. В первой же скульптуре из войлока — сидящей на кроватке девочке можно узнать самого себя лет эдак... А впрочем, к чему эти цифры? Глядя на маленькую копию самой себя, как-то не думаешь о своем возрасте, просто вспоминаешь что-то давно забытое.

А дальше стоит платяной шкаф. Из шерсти. Полочки из шерсти, дверцы тоже, и вешалки, и платья на них, и котенок, заглядывающий в шкаф... Если последовать его примеру и тоже заглянуть в шкаф, там обнаружится шерстяная девочка. Она умело прячется среди одежды. И это тоже памятный момент. Когда с братьями и сестрами играешь в прятки, все места в доме уже давно изучены и проверены, а спрятаться надо, тогда укрытие ищешь в платяном шкафу. Сидеть нужно тихо-тихо, сдерживая дыхание и слушая шаги ведущего и биение своего сердца.

— Выставка ориентирована на взрослых, не на детей. Каждый должен посмотреть — подумать о своем, о важном. Впечатляйтесь, вспоминайте детство, своих близких. Многие с выставки сразу звонят маме, говорят, что хотят домой. То есть что-то всколыхивает воспоминания, и это очень важно. Мы ведь вырастаем и забываем, какими были раньше, какими мы были настоящими, добрыми и светлыми. На выставке ты чувствуешь себя участником, вместе с девочкой играешь в прятки, гуляешь во дворе, лепишь пельмени... То, что фигуры приближены к натуральному размеру, как раз и дает почувствовать себя не зрителем или наблюдателем, а участником, — говорит автор выставки Ирина Андреева.

Художница изобразила в первую очередь свое детство: не простое, но дорогое. Вот батарея, а между радиаторами сушатся сапожки — после прогулки они всегда мокрые, и чтобы назавтра ногам было тепло и удобно, обувь нужно хорошенько высушить. А в соседнем зале целая новогодняя композиция: елочка, украшенная самодельной гирляндой, вырезанные из бумаги снежинки и девочка, примеряющая костюм Снежинки для утренника. Она стоит на табуретке, наверное, репетирует стишок для Деда Мороза.

— У меня детство было разное, были и хорошие моменты, которые приятно вспоминать, и сложные моменты, с некоторыми я до сих пор не согласна, и благодаря им появилась идея — переиграть детство иначе, в лучшем ключе. Девочка — либо я, либо сестры, либо подруги — это такие общие воспоминания. А дом — это мой отчий дом, — рассказывает художница. — На создание шкафа или пианино уходит месяц плодотворной работы. Сначала формируется сама фигура, она раза в полтора-два больше исходного варианта, потом шерсть уваливается, уплотняется, сжимается, садится под силой трения и с помощью горячей воды. На стенах есть фотография с моими натруженными руками, чтобы зрители знали, что не все так легко. Но мозоли — это еще незначительные повреждения. Больше всего страдают больная спина и суставы.

Техника «мокрое валяние», в которой работает Ирина, — один из самых древних способов обработки шерсти, известный еще первобытным и кочевым народам. Технология одновременно проста и сложна, когда при помощи горячей воды и значительных физических усилий шерсть приобретает плотность и форму.

Материал Ирина закупает сразу большими партиями, выбирает шерсть дикой овцы. Дикой — не значит, что она бродила по полям и лугам сама по себе, просто, когда с нее состригли руно, его не мыли, не обрабатывали на фабрике и не красили. Натуральные черно-белые цвета очень удачно вписались в концепцию выставки: тема воспоминаний ассоциируется со старыми фотографиями. Из полутонов возрождаются яркие образы прошлого, теперь главное — сохранить их подольше в себе.

Где смотреть

Выставка «Теплый день» за 3 года своего существования обошла 30 российских городов. Летом она отправится в Европу. В Иркутске выставка работает ежедневно, кроме понедельника, до 26 января по адресу: Иркутск, улица Карла Маркса, 13, музейная студия Иркутского областного краеведческого музея. Телефон 200-368. Стоимость билетов — от 70 до 250 рублей.

Метки:
baikalpress_id:  32 430