Трезвое решение

Выставка винно-водочных этикеток в Иркутском краеведческом музее как нельзя лучше соответствует предпраздничному настроению

«Напился, ругался, сломал деревцо — стыдно смотреть людям в лицо» — красочный антиалкогольный плакат в стиле совкового моралите украшает стену музейного отдела «Окно в Азию», а напротив него провокационно развешены в прозрачных витражах этикетки алкогольной продукции, будто тоже говорят: «Знаем, что стыдно, но это после, а сейчас выпей-ка на здоровье за здоровье...». Зазывные этикетки, пышущие праведным гневом плакаты, старые талоны на винно-водочную продукцию, членский билет Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость и многое другое из эпохи сухого закона — все это новая экспозиция в музейном комплексе в 130-м квартале. Необычная и ироничная выставка «Не винить вино — винить пьянство» будет работать в предпраздничные дни и новогодние каникулы.

— Идея создания выставки принадлежит коллекционеру из Барнаула Алексею Владимировичу Синельникову. Он начал собирать различные этикетки алкогольной продукции с 1973 года — такое вот хобби у человека. Алексей связался с нашим краеведческим музеем и предложил показать свою коллекцию. Он прислал нам более 1000 этикеток, мы выбрали около 500 самых интересных. А потом решили расширить тему: собрали из фонда музея антиалкогольные плакаты, часть скачали из Интернета, сделали модель советской квартиры времен 80-х годов — в 1985-м был апофеоз борьбы за трезвость, хотя сухие законы проводились и раньше: в 1958, 1972, 1975 годах... На мониторе посетители выставки могут увидеть мультипликационные видеоролики антиалкогольной пропаганды 1966 года. В общем, есть на что посмотреть, — говорит научный сотрудник экспозиционного отдела «Окно в Азию» Сергей Норвайшас.

Проходя между витринами с этикетками «Алиготэ», «Рижского бальзама», «Рислинга», «Мятного ликера», «Анисовой», кто-то может поностальгировать по былой веселой молодости, вспомнить студенческие вечеринки и первый отдых в Крыму, а кто-то пустит, нет, не слезу, а слюну: уж очень заманчиво звучат названия вин, коньяков, ликеров и настоек.

Вот этикетка «Букурии» — коньяка 10-летней выдержки: пол-литра 43-процентной крепости стоили аж 24 рубля. А рядом 95-процентный питьевой спирт — привет из 80-х, те же пол-литра обходились в 5 рублей 75 копеек, без посуды. «Арпачай», «Кюрдамир», «Атэшли» — звучит загадочно, но только для тех, кто не в курсе традиций азербайджанских винных заводов.

Есть на выставке и совсем старинные этикетки, о них может вспомнить разве что прапрабабушка. Например, ярлычок «Санторинское» 1890 года или наклейка от «Кромского» 1900 года. Они не так ярки и призывны, как их советские потомки, зато по ним можно узнать, какие крепкие люди были в дореволюционной России: под названием напитка написана мера, в которой его продавали, — полведра.

Оценить размах русской души можно будет до 15 января. Скажем так, тематика выставки будет соответствовать праздничному новогоднему настроению.

Борьба с зеленым змием

Первые плакаты, направленные против злоупотребления алкоголем, появились еще в царской России в начале XX века. Изображение пьяного мужика иллюстрировали следующие слова: «Пьянство есть корень всякого зла. Доводит до нищенства, воровства, раздора в семье, белой горячки, зеленого змия и смерти без покаяния». Плакаты, вышедшие во времена трех советских антиалкогольных кампаний (50-е годы, 1972-й и 1985—1987 годы), дают яркий срез эпохи, своего рода путеводитель по страницам российского прошлого.

Метки:
baikalpress_id:  19 057