Вычислил сговор

Профессор математики Иркутского технического университета выступил против авиакомпаний-монополистов

В августе нынешнего года Иркутское управление Федеральной антимонопольной службы официально признало факт ценового сговора в деятельности авиакомпаний «Сибирь», «ЮТэйр», «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии», обслуживающих направление Иркутск — Москва — Иркутск. Сговор выразился в согласованном завышении цен на билеты из Иркутска в Москву. Перевозчикам было предписано снизить цены. В этом деле большую роль сыграли граждане, именно благодаря их заявлениям ФАС смогла начать разбирательство.

Социальные сети бурлят праведным гневом. Иркутские пользователи возмущаются, почему так дорого летать в Москву из Иркутска! Но почему-то лишь единицы сочли возможным бороться с этой несправедливостью не на словах, а на деле. «Пятница» уже писала о Василии Яшкинасе, бывшем жителе Иркутска, который написал заявление в ФАС в октябре прошлого года. И как выяснилось, он был не одинок в своем начинании. Буквально через несколько месяцев аналогичное заявление в ФАС направил доктор физико-математических наук, профессор кафедры экономической теории и финансов ИрГТУ Сергей Ануфриевич Дзюба.

Математика — наука точная, и к мнению человека, защитившего диссертацию по теме «Математические методы в экономике», следует отнестись с особым вниманием. Вот что ученый рассказал нашей газете:

— Мне и многим моим знакомым приходится регулярно пользоваться услугами авиакомпаний — в основном по направлению Иркутск — Москва. Естественно, мы наблюдали, как авиакомпании научились согласованно изменять тарифы, то есть у них одновременно появлялись дешевые билеты и одновременно исчезали. С 2012 года они, видимо, настолько этот механизм согласования отточили, что билеты по дешевым тарифам перестали появляться в продаже вообще. Видимо, компании решили, что бояться теперь нечего.

Если раньше, по словам профессора, дешевые билеты можно было приобрести за полгода до вылета, то теперь не осталось никаких шансов. Поскольку это явление приняло устойчивый характер, Сергей Ануфриевич решил действовать. Для начала он собрал информацию по сайтам авиакомпаний, сравнил, сколько стоит перелет Улан-Удэ — Москва, Иркутск — Москва, Красноярск — Москва, Нью-Йорк — Москва. Из всех направление Иркутск — Москва оказалось самым дорогим. Например, билет на рейс Красноярск — Москва стоит в два раза дешевле, хотя разница в расстоянии составляет всего тысячу километров. Улан-Удэ — Москва не намного дешевле, но все-таки дешевле. Нью-Йорк — Москва — тоже дешевле! Причем речь идет о тарифах тех же авиакомпаний, которые представлены на направлении Иркутск — Москва.

В результате профессор сделал вывод, что такого монопольного положения авиакомпании добились благодаря согласованным действиям. В начале 2013 года Сергей Ануфриевич составил аргументированное заявление и передал его на рассмотрение в ФАС.

— Я представил пакет документов, подтверждающих, что в Иркутске сложилась аномальная ситуация, — говорит профессор, — в том числе распечатки с указанием расстояний и цен, которые совершенно не укладываются ни в какую логику.

Антимонопольная служба направила профессору ответ, что по его заявлению возбуждено дело. Ну а в конце лета факт сговора был признан официально. Сейчас авиакомпании пытаются оспорить это решение в суде. Дело, скорее всего, дойдет до Высшего арбитражного суда. В ФАС обещают, что в отстаивании интересов жителей Иркутской области они пойдут до конца.

— Как думаете, совместными усилиями неравнодушных граждан удастся переломить эту ситуацию?

— Сейчас эта история попала в информационное поле, и ФАС настроена очень серьезно. Я думаю, что все должно получиться, — уверен ученый.

По словам Сергея Дзюбы, ему очень часто приходилось слышать разговоры, что все попытки что-то изменить обречены на неудачу. Однако он сам считает иначе.

— Есть смысл писать и жаловаться, — убежден профессор, — сегодня государство уже не такое беззащитное, как еще десять лет назад. И многое зависит от самих граждан.

По максимуму

В ходе разбирательства эксперты УФАС пришли к выводу: несмотря на то что ОАО «Аэрофлот», ОАО «Ютэйр», авиакомпания «Сибирь» и ОАО «Уральские авиалинии» имеют разные затраты, разную маршрутную сеть, на направлении из Иркутска в Москву и обратно все они предлагали практически одинаковые — максимальные — тарифы на билеты. Другие маршруты этих же перевозчиков существенно отличаются по ценам, из-за чего спрос на пассажирские перелеты московского направления переместился из Иркутска в Улан-Удэ, а также в другие регионы. В итоге антимонопольное ведомство признало в работе авиакомпаний ценовой сговор (пункт 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции»).

Метки:
baikalpress_id:  32 375
Загрузка...