Светофоры для спринтеров

Некоторые улицы в Иркутске невозможно перейти даже на зеленый сигнал

Казалось бы, гениальное изобретение — светофор. А в Иркутске с его ужасающей схемой движения без светофоров вообще наступил бы коллапс. Хотя и со светофорами, похоже, он все равно неизбежен. Причем как для пешеходов, так и для водителей. В редакцию «Пятницы» постоянно поступают звонки от жителей, которые жалуются на работу светофоров в Иркутске. Наш обозреватель попыталась проанализировать ситуацию по некоторым наиболее проблемным перекресткам.

Советская — Красноярская

Нашу виртуальную экскурсию начнем с многострадального перекрестка на пересечении улиц Советской и Красноярской, который опасен и для водителей, и для пешеходов. Для пешеходов он опасен, потому что там вообще нет пешеходной фазы, и приходится все время смотреть, как бы тебя не сбила машина из-за угла. И автомобили там бьются постоянно. Для них проблема в том, что очень сложно свернуть с Советской на Красноярскую, если едешь в сторону аэропорта. Водители вынуждены ехать до следующего светофора, делать крюк и возвращаться обратно. Точно такая же проблема возникает у водителей, которые едут от аэропорта в сторону танка: чтобы повернуть на Красноярскую, водителю нужно быть настоящим камикадзе.

Машины здесь постоянно бьются, причем вдребезги, снося в клочья металлические ограждения. Недавно машину выбросило так, что она врезалась в новостройку напротив Ивано-Матренинской больницы. Светофора там нет, поскольку через 140 метров есть другой светофор на Советской, вот водители и стремятся проскочить перекресток на максимальной скорости. Как выяснилось, прямой проезд по Красноказачьей здесь запрещен, но многие запрет игнорируют. В любом случае с этим перекрестком нужно что-то решать. И чем скорее, тем лучше.

Советская — Депутатская

Хотели сделать как лучше — получилось как всегда. Это крылатое выражение прекрасно иллюстрирует ситуацию на перекрестке улиц Советской и Депутатской. Два года назад здесь изменили схему движения. На светофорах появились дополнительные стрелки, установлен специальный светофор для трамваев, поменялась очередность проезда перекрестка. И действительно — стало лучше, теперь здесь почти не бывает автомобильных заторов. Однако лучше стало не всем. Советскую здесь расширили метра на четыре, а пешеходную фазу горения светофора оставили прежнюю. И люди, естественно, не успевают! Не успевают не только старички и старушки, но и вполне молодые и шустрые граждане. Я сама проводила неоднократно этот эксперимент: переходила улицу в этом месте самым стремительным шагом, и все равно за три метра до тротуара загорался красный свет. Самое неприятное, что водители начинают подгонять пешеходов сигналами, а то и нецензурными словами. Однажды я стала свидетелем, как владелец иномарки не стал дожидаться, когда парень с девушкой дойдут до тротуара, и поехал прямо на них. Парень что-то ему сказал, тот выскочил из машины, завязалась перепалка. А бабушки особенно нервничают, они успевают дойти только до середины проезжей части за это время. Неприятно.

Ладно, кое-как мы перешли Советскую, а рядом переход на Депутатской, но и там пешеходам не хватает буквально нескольких секунд, чтобы спокойно, без нервотрепки, перейти улицу. Иной раз думаешь, пусть зеленый свет загорается реже, но пусть горит на несколько секунд дольше.

Тимирязева — Ленина — Седова

Едем дальше: следующий в нашем списке светофор находится на пересечении улиц Тимирязева (напротив Крестовоздвиженской церкви), Ленина и Седова, в народе этот перекресток называют ласково: «любовный треугольник». Но о любви здесь говорить не приходится: пешеходы считают, что это одно из самых опасных мест. На самом широком участке улицы светофор горит считанные секунды, то есть человек должен не идти, а бежать, чтобы успеть. Но бегать могут не все, тем более там часто переходят улицу бабушки, которые идут в храм. Но и не пожилому человеку нужно собрать всю свою волю в кулак — на зеленый сигнал успеваешь дойти только до середины дороги.

Декабрьских Событий — Рабочая

Поехали дальше: перекресток улиц Декабрьских Событий и Рабочей. Рядом — школа, но даже здесь зеленый сигнал для пешеходов горит в расчете на бегунов. Видимо, люди, которые его настраивали, полагают, что детям лишняя тренировка не помешает. Но родители жалуются, мол, не успевают дети перейти дорогу, поэтому перебегают среди движущихся машин.

Далее — перекресток улиц К.Маркса и Декабрьских Событий. Движение очень активное, машины несутся непрерывным потоком, при этом промежуток зеленой фазы для пешеходов составляет 10 секунд. Этого недостаточно, чтобы спокойно перейти улицу.

Маяковского — 2-я Железнодорожная

Проезжая часть здесь очень широкая, движение более чем интенсивное. И как всегда, зеленый сигнал для пешеходов горит считанные секунды. Чтобы успеть — нужно не идти, а бежать. Но проблема не только в этом. Вот как ее описывает пользователь социальной сети «Фейсбук» Владислав:

— На таком расстоянии дороги пожилые люди просто не видят светофор напротив. Он очень далеко. А когда там пробки — сейчас это практически весь день — светофор еще и машины перегораживают. В итоге пожилые люди просто не могут видеть светофора, не видят, когда он начинает мигать, когда загорается красный. Люди не могут перейти через дорогу, и никто с ними не хочет считаться. Несколько раз уже сталкивался, когда люди выстраиваются поперек автомобильного потока на уже загоревшийся красный сигнал, чтобы перевести через дорогу какую-нибудь бабушку или дедушку. Если б был хотя бы звуковой сигнал, то люди со слабым зрением могли бы реагировать, когда им уже можно идти, а когда нет.

Другой пользователь, Андрей, называет этот светофор «убийцей». По его словам, при переходе надо смотреть не на сигнал пешеходного светофора, а на сигнал поворота с улицы Боткина: «Когда поворот с Боткина на Маяковского закрывается, можно переходить половину дороги Маяковского. Как раз когда окажетесь на середине дороги, загорится зеленый пешеход, и вам аккурат хватит времени, чтобы быстро закончить переход улицы. И будьте осторожны на следующем светофоре того же перекрестка, но уже на улице 2-й Железнодорожной. Зеленый сигнал пешеходного перехода не гарантирует вам безопасности, ибо все маршрутки 18-го номера проезжают только на зеленый для пешехода, и никакой пешеход им не помеха».

Лермонтова — Улан-Баторская

Несмотря на наличие светофора, по переходу пройти невозможно! На зеленый свет для пешеходов, который горит всего 9 секунд, водители не реагируют и продолжают движение, нарушая правила. Люди пишут на форумах и в соцсетях, что сначала нужно ждать, когда на законный пешеходный зеленый свет проедут все машины, а потом перебегать дорогу на красный. Иначе — никак. Логично было бы здесь установить дополнительные секции для машин, едущих с Улан-Баторской. Если вопрос упирается в необходимость расширения дороги, то места там достаточно.

Итак, уважаемые читатели, на сегодня наша экскурсия по проблемным светофорным объектам закончена. Хотя, разумеется, в Иркутске их намного больше. Достаточно зайти на любой форум автомобилистов, чтобы убедиться в этом. Причем обратите внимание, речь не идет о каких-то глобальных вещах в плане модернизации дорожной сети. Речь идет лишь о том, как улучшить работу светофоров, что не требует миллиардных затрат. Возможно, граждане должны сами проявить настойчивость в этих вопросах, а не ждать, что кто-то это сделает. У нас есть пример с перекрестком на улице Омулевского, который имел очень скверную репутацию, и жители давно поднимали вопрос о необходимости светофора. И семь или восемь лет назад все чиновники говорили: нецелесообразно. Но люди продолжали жаловаться, обращались в СМИ — и в итоге добились своего! Год назад на перекрестке был установлен современный светофор с поворотными секциями, и сразу все почувствовали улучшение.

Что говорят ответственные за светофоры?

Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя директора ООО СМЭП «Дельта» Валерия Алещева, именно это предприятие занимается разработкой организации схем дорожного движения в Иркутске, а также проектированием, строительством и содержанием светофорных объектов.

В самом начале разговора со специалистом я, так сказать, огласила список проблемных светофоров. Валерий Алещев все записал и обещал проверить. Во всяком случае, когда я спустя несколько дней переходила улицу Советскую у танка, зеленый свет горел дольше.

По ситуации вокруг перекрестка Красноказачья — Советская собеседник пояснил, что рядом находятся детская больница и налоговая инспекция, место оживленное: много людей, много машин, но не организована парковка. И здесь идет сужение проезжей части, люди выходят на нее прямо из-за машин. Обзор плохой, все это повышает аварийность. Так что в первую очередь там нужно навести порядок с парковкой.

Перекресток Советская — Красноярская, по словам Валерия Алещева, давно стоит в плане модернизации. Более того, специалисты СМЭП уже установили дополнительные секции для развития перекрестка, но вот уже второй год эти секции просто занавешены, потому что не хватает полосы, нужно расширять дорогу.

Что касается остальных претензий, Валерий Алещев пояснил, что все замечания жителей о недостаточном времени горения сигнала для пешеходов рассматриваются в обязательном порядке.

— В городе сегодня работают 105 светофоров, постоянно ведется мониторинг. Все светофоры настраиваются с учетом изменения интенсивности движения. Пешеходная фаза настроена исходя из ширины проезжей части и средней скорости движения пешехода. Однако и сами пешеходы должны быть внимательными. Частенько можно видеть картину, как люди переходят дорогу, разговаривая по мобильному телефону.

По словам эксперта, сотрудникам предприятия приходится думать, как настроить светофор, кого больше пропустить: пешеходов или машин. Нужно также учитывать, что после прекращения горения пешеходной фазы для водителей горит желтый сигнал. Хотя от желтого сигнала сегодня все уже уходят, теперь в самом светофоре есть табло обратного отсчета времени. Кстати, в Иркутске табло отсчета обратного времени внедрили одними из первых в России. Очень удобная вещь.

— Валерий Михайлович, вот я читаю форумы автомобилистов, они считают, что половину светофоров вообще надо убрать. А вы постоянно говорите, что надо больше в Иркутске светофоров.

— Да, надо. Потому что есть общемировой стандарт: там, где есть четыре полосы движения, должен быть регулируемый пешеходный переход. Ведь у нас сбивают людей на переходах почти каждый день.

Как рассказал Валерий Алещев, для Иркутска закупаются светофоры только российского производства (Орел и Екатеринбург). Они легко ремонтируются, выдерживают сильные морозы. Стоимость — от 15—20 тысяч за одну головку. Самые современные доходят до 30 000 рублей. В них уже есть табло с указанием времени горения и встроенный звуковой сигнал.

— А как продвигается вопрос с созданием единого пульта управления светофорами, о котором говорят уже много лет? С организацией «зеленой волны», которая позволит максимально оптимизировать движение? Где это все?

Увы, по словам Валерия Михайловича, единого городского пульта нет. Администрация города этот вопрос решает. Для того чтобы внедрить «зеленую волну», должна быть концепция развития улично-дорожной сети. Сейчас «зеленая волна» есть на отрезке от Байкальской до Депутатской, там все светофорные объекты запрограммированы и скоординированы. Но о «зеленой волне» в масштабах всего города говорить нельзя, потому что сеть не развивается, она на уровне 70-х годов, а интенсивность движения увеличивается многократно. Машинам негде парковаться, и они стоят прямо на улице и даже на тротуарах. Есть участки, где до десяти автомобилей выстраиваются в ряд, загораживая проезжую часть. Есть «зеленая волна» на улице Декабрьских Событий, от Советской до Карла Маркса, но там проблема с трамваями, которые идут против основного движения автомобильного транспорта. И это всю «волну» ломает: пассажиры выходят из трамвая на проезжую часть, прямо под колеса машин. Смотреть на это страшно. Между прочим, в соседнем Красноярске такого давно уже нет, там выделены трамвайные пути и трамвайные площадки, и пассажиры, выйдя из трамвая, стоят и ждут, когда им включится зеленый сигнал.

— Решением этих вопросов должен заниматься специальный центр, эксперты, — говорит Валерий Алещев. — Это серьезная работа. И все есть: люди, специалисты, желание, но пока все тихо.

Первый светофор в Иркутске

Он появился в 1946 году через проезд завода имени Куйбышева на улице Карла Маркса: в то время эта улица была не тупиковой, а сквозной, и доходила до разбитого деревянного моста через Ушаковку. Вместе с тем упомянутый светофор лишь дезорганизовал движение, так как часто горел лишь красный свет, что приводило к систематическим дорожным происшествиям в этом месте.

Загрузка...