Подарки за деньги

Соблазняясь «выгодным» предложением ходящих по домам коробейников, иркутяне выкладывают круглые суммы за ненужные им вещи

В Иркутске есть масса фирм, представители которых ходят по квартирам и предлагают различные товары. Ну а дома чаще всего сидит кто? Пенсионеры, инвалиды и молодые мамы с детьми. Именно они входят в группу риска и, попадая под воздействие грамотных технологий продавца, покупают совершенно ненужные им вещи за довольно приличные деньги. Покупают, а потом рвут на себе волосы.

Иркутянину Леониду Владиленовичу 73 года, человек он образованный и осторожный, но и такие попадаются на уловки мошенников. Возвращаясь домой, пенсионер увидел возле двери в подъезд молодого человека с большим баулом.

— Я представляю компанию «Новый век», у нас открылся отдел в торговом центре «Карамель», и по этому поводу хозяин поручил вручить подарки жителям, — бодро сообщил ему коммивояжер, потом сосредоточенно заглянул в свой блокнотик, — да, в вашем доме я должен вручить подарки двум жителям.

Леонид Владиленович впустил коробейника в подъезд и, более того, вызвался стать одним из одаряемых щедрой рукой таинственного бизнесмена. На беду все родственники пенсионера съехали на дачу, и молодой человек был впущен в квартиру. Дальнейшее из памяти Леонида Владиленовича стерлось: внятно рассказать, каким образом получение подарков вдруг повлекло затраты на шесть тысяч рублей, он не может.

Молодой человек стал извлекать из баула коробки: овощерезка, набор ножей, настенные часы, массажер и т. д. По его словам, полная стоимость этих замечательных приборов — 14 тысяч рублей, но в связи с акцией сегодня все вместе продается всего за 6 тысяч. Огромная скидка.

— Он меня заговорил, — говорит Леонид Владиленович, — и я поддался.

Очевидно, молодой человек отлично освоил науку убеждения. Правда, возникла проблема: дома у пенсионера денег не было, и он повел продавца в банк, даже не задумываясь, насколько это неосмотрительно и безрассудно.

Рассчитавшись, Леонид Владиленович вернулся домой и еще некоторое время пребывал в состоянии странного оцепенения. Кстати, многие комментаторы на форумах в Сети считают, что это результат действия каких-то эриксоновских технологий. Не секрет, что в фирмах, практикующих прямые продажи, проводят специальные тренинги для сотрудников. Убеждать они умеют, да так, что человек потом не может понять, почему говорили — подарок, а в результате заплатил кучу денег.

Но вернемся к нашему герою: очнувшись, Леонид Владиленович увидел на столе гору абсолютно ненужных ему вещей. Пенсионер живо представил реакцию супруги, как он будет с ней объясняться, и ему снова стало не по себе. На следующий день он пошел в «Карамель» — искать отдел компании. Несмотря на больные ноги, обошел торговый центр два раза, расспросил всех сотрудников и администрацию, но никакого «Нового века» не нашел.

Дома пенсионер попытался восстановить в памяти произошедшее. Ценой неимоверных усилий он вспомнил, что молодой человек дал ему какую-то бумажку. Еще дня два понадобилось, чтобы ее найти. Это была накладная с печатью компании. Леонид Владиленович позвонил в справочную службу, и — о, чудо — ему дали не только телефон, но и адрес.

И вот офис компании. Разумеется, Леонида Владиленовича там не ждали. Он объяснил ситуацию, мол, купил сгоряча, хочу вернуть товары и получить назад свои деньги. В ответ услышал, что товар подлежит возврату, только если он неисправен. Тогда пенсионер запустил тяжелую артиллерию, сообщив, что выиграл шесть судов, причем один — с коммунальной службой, так что выиграть седьмой суд ему не составит большого труда. Аргумент подействовал — деньги вернули.

А вот что рассказала «Пятнице» другая пенсионерка — Инна Георгиевна. Однажды днем в ее дверь позвонили. Женский голос бодро представился: «Почта». Инна Георгиевна открыла дверь. На пороге стояла красивая молодая женщина в мини с длинными распущенными волосами.

— Вам подарки уже вручали? — лучезарно улыбаясь, спросила красавица.

И начала быстро-быстро говорить про какой-то каталог, что начальница велела ей раздать подарки. Инна Георгиевна сразу заподозрила неладное.

— Мне не нужны никакие подарки, до свидания, — твердо сказала она и закрыла дверь.

Спустя 15 минут пенсионерка пошла в магазин и, спускаясь по лестнице, снова увидела ту самую девушку с огромным пакетом у одной из квартир, в которой жила женщина с двумя маленькими детьми. Как только она открыла дверь, на нее обрушился поток слов:

— Здравствуйте, я с почты. Вам вручали подарки? Начальница велела пригласить вас ознакомиться с каталогом продукции нашей компании. А это вам. Подарок... — и девушка вручила удивленной женщине коробку. — Массажер для ваших ног. Отличная вещь!

Дальше она говорила быстро-быстро, не давая женщине опомниться и вставить хоть слово. Говорила про какую-то акцию, рвалась в квартиру показать технику, которая представлена в каталоге и которую можно приобрести по фантастически низкой цене. Молодая мамочка стояла и беспомощно крутила в руках «подаренную» ей коробку. Инна Георгиевна поняла, что нужно срочно ее выручать, ибо по своему опыту знала, что взятый в руки товар — это первый шаг к покупке.

— Так, — сказала она громовым голосом, — дайте, пожалуйста, телефон вашей начальницы и скажите номер почтового отделения. Я как раз собралась идти на почту.

Красавица тут же принялась говорить, что вовсе не имела в виду обычное почтовое отделение. И вообще речь идет о почтовом каталоге, с которым можно будет ознакомиться у них в офисе (адрес офиса так и не был назван!). И дальше по накатанной: «Вы такая счастливая, на весь район выделено всего пять подарков», «уникальная возможность», «товары со скидкой», «только у нас», «в магазине эти товары стоят в два раза дороже» и т. д. Но цель была достигнута: женщина сказала, что ей надо кормить ребенка, отдала коробку и закрыла дверь. Красавица с массажером надула губки и пошла к выходу. А ведь не вмешайся Инна Георгиевна, и молодая мамочка вполне могла обрушить бюджет семьи.

Но тем не менее откровенным мошенничеством такой способ прямых продаж назвать нельзя. И многие компании этим занимаются довольно успешно, особенно те, что продают косметику и товары для уборки дома. Но трудно представить, чтобы торговый представитель всемирно известной косметической компании выдавал себя за сотрудника почты.

Здесь же человеку предоставляют неполную информацию. Ему говорят, что пришли с почты или из отдела торгового центра. Почта, торговый центр — это звучит убедительно, это знак устойчивости. Редко кому придет в голову позвонить и выяснить, существует ли почта и отдел. Также необходимо обратить внимание на слова: «Ой, вам уже приносили подарки?». В них кроется большой смысл — человек, услышав про мифических «других», испытывает тревогу, мол, как же так, все получили, а я нет. Ну и, естественно, многих граждан дезориентирует магическое слово «подарок». В общем, все продумано до мелочей.

Лучше купить в магазине

— Очень неосмотрительно приобретать товары с рук, — говорит Наталья Казанцева, сотрудница пресс-службы УМВД России по Иркутску. — Недавно мы имели дело с гражданином, который вот так у себя дома купил мед, потом выяснилось, что в банке тосол. Так и бывает: люди соблазняются большой скидкой и покупают дешевые китайские товары за внушительную сумму. А потом клянут себя за жадность. Напоминаю, что спросить с продавца или пожаловаться на него можно только в том случае, если на купленные товары есть гарантийные талоны, накладные, договоры. Самое надежное средство не попасть в такую ситуацию — просто не открывать дверь и не вступать в разговоры. Сейчас в магазинах есть любая техника, зачем покупать что-то с рук.

«Гонят отсебятину»

«Пятница» связалась с руководителем компании «Новый век», который представился Иваном Михайловичем, и попросила объяснить, на каком основании коммивояжеры называют себя сотрудниками почты и отдела в торговом центре. Иван Михайлович не стал отрицать, что такое могло случиться.

— К нам постоянно приходят новые сотрудники, мы их обучаем, но всякое бывает. Действительно, мы планируем открыть отдел в ТЦ «Карамель» и перед открытием проводим рекламную акцию, предлагаем товары со скидкой. По поводу почты, имеется в виду, что мы являемся филиалом московской компании, в скором времени она собирается запустить почтовый каталог товаров. И наши сотрудники ходят по домам и оповещают, что можно будет прийти на почту и ознакомиться с каталогом. Но люди не понимают, некоторые думают, что торговый представитель является сотрудником почты.

— Но граждане говорят, что продавцы представлялись им сотрудниками почты, говорили про отдел в торговом центре так, будто он уже открыт.

— Значит, они гонят отсебятину. Мы проведем собрание и предупредим, что так работать нельзя.

«Пятница» в свою очередь предупреждает читателей: будьте бдительны и осторожны! Не пускайте домой незнакомых людей, не вступайте в долгие разговоры, не берите товары в руки.

Имена героев публикации изменены.

Метки:
baikalpress_id:  18 835
Загрузка...