Необычный театр в Иркутске

Играйте, и в вашу жизнь войдет чудо!

«Театр спонтанной импровизации — это что-то невероятное! Кажется, что такого вообще не может быть. И когда действие разворачивается перед тобой — это шок! Спектакль завораживает взгляд, режет слух и будоражит воображение. Обостряет ощущение жизни».

Это отзыв зрителя, который побывал на одном из спектаклей «Театра на весу». И все его прежние представления о театральном искусстве, и, может быть, об искусстве в целом, растворились в технике спонтанной импровизации, в которой режиссер театра Михаил Пайкин органично соединил театральную игру и психотерапию. Театр без костюмов, декораций, сценариев... Действия, происходящие на его сцене, размывают грань между внутренним состоянием и внешней средой, между актерами и зрителями... Эффект потрясающий! Его можно ощутить даже на видео, выложенным на сайтах Teatrnave.su и VKontakte.ru/ID3479631. А каково это увидеть и почувствовать вживую? Михаил приглашает всех желающих «отдохнуть от себя и посмотреть на окружающее нас глазами младенца, для которого мир еще не сложился в привычную картинку и где все парит еще в невесомости — на весу»...

— На каком таком «весу» находится ваш театр?

— «На весу» — это состояние, когда вы не перекладываете свои ответственность и свободу на что-либо или кого-либо. Например, «вот будут у меня деньги — и мне будет хорошо. Будет у меня машина — будет хорошо» и т. д... Когда вы «на весу», ваша свобода больше ни на что не опирается, вы находите опору внутри себя, в своей сути.

— Вы сами придумали это состояние?

— Оно давно известно миру и отражено во многих практиках. Например, в дзогчен, школе алмазного пути, в лайя-йоге... Со временем я заметил, что эти практики дают те же состояния, которые можно достичь, играя в театре. Меня это сильно удивило. И я увидел театр как способ переживания внутренней свободы.

— У вас есть театральное образование?

— Я всегда любил театр, с детства хотел стать режиссером. И всю жизнь сознательно шел к этому. У меня психологическое и два высших театральных образования. Много чего умею, но я просто играю в это: хочется картину нарисовать — рисую, хочется песню написать — пишу, хочется спектакль создать — создаю... Я пробовал много разных театральных школ: в Израиле, Норвегии... Я искал нечто такое, что максимально освобождало бы человека. И тот стиль, который я выработал — театр спонтанной импровизации, на данный момент мне кажется самым сильным. Если завтра я узнаю что-то, что еще сильнее освобождает человека, я переименую свой театр.

— В вашем театре в основном молодые люди. Не воспринимают ли они технику спонтанной импровизации как модное явление, которое со временем угаснет и уступит место новой идее?

— Не думаю, что свобода — это модное явление. В разное время появляются разные «окна» в свободу. И театр — одно из окон. И оно мне нравится. Такое веселое, нескучное «окно»: ты играешь, тусуешься, и в то же время с тобой происходят глубокие внутренние изменения просто потому, что ты позволяешь себе быть спонтанным, перестаешь себя оценивать. Правило театра импровизации сформулировала еще черепаха Тортилла: «Милый друг, всегда будь юным, ты взрослеть не торопись. Будь веселым, дерзким, шумным. Драться надо — так дерись». И когда ты выходишь на сцену, ты играешь то, что тебя волнует больше всего. Играешь, играешь и вдруг понимаешь, что тебя это больше уже не волнует. У нас ведь в голове есть такой воображаемый цензор, который вроде как называется «обществом», хотя этого «общества» нигде и нет, кроме как в нашей голове. Оно постоянно оценивает, что мы сделали хорошо и что плохо. Т. е. за каждое наше действие мы ставим себе оценочку. Театр убирает оценивание и осуждение себя. Легче становится дышать.

— Требуется ли театральное образование для актеров вашего театра?

— Нет, как раз наоборот! Фишка в том, что достаточно только интереса быть собой.

— А не сложно ли без актерских навыков, с нуля, начать играть?

— В живописи есть такой жанр — лессировка: сначала на полотно наносится прозрачный слой одного цвета, потом другого, третьего и т. д. Наконец, через тысячу слоев начинает проступать изображение. Театр импровизации состоит из большого количества очень простых техник-слоев, которые может выполнить кто угодно. Например, мы начинаем с того, что учим людей молчать. Просто выходить на сцену и молчать. Человек, как правило, не чувствует собственной «интересности»: как он смотрит, как дышит, как живет... Выходя на сцену, обычный актер создает себе установку показывать то, что есть в сценарии, что-то показывать, развлекать зрителей. Чтобы снять эту установку, у нас актер выходит на сцену и молчит, не волнуясь о том, поймет ли кто его молчание. И в первую очередь актер становится интересным сам для себя. Потом мы осваиваем различные простые техники. И постепенно они накладываются одна на другую и формируется «арсенал». Затем актер попадает в спонтанный поток — в некоторых системах он называется «латихан», когда уже техники не нужны: ты интуитивно делаешь все правильно. Наши техники включают в себя и медитации. Но если результатом обычной медитации является некое внутреннее освобождение, то результат медитации на сцене нашего театра — это еще и зрелищный эффект. Зритель его может увидеть и присоединиться к нему, и это изменит ход спектакля. У всех участников спектакля, когда они выходят на сцену, не остается ничего, кроме них самих: они играют себя. И для многих людей это экстремально, так как многие из нас не очень хорошо знакомы с собой. Мы к себе истинному нечасто прикасаемся, с окружающими зачастую общаемся через различные заслонки и защитные оболочки. А на сцене нам нечем защититься, заслониться — нет ни костюмов, ни декораций, ни готового сценария. Есть только ты! И ты играешь себя. Перед каждым спектаклем я честно сообщаю зрителям: «Здесь вы увидите себя. Если вам будет скучно, значит, вы сами себе неинтересны». Если человек интересуется самим собой, то он с удовольствием может наблюдать, как опадает листва осенью: есть в этом что-то божественно чудесное. И так же театр. Понятно, что у всех разный уровень понимания. И у нас нет задачи — привлечь всех. У нас есть задача: привлечь тех, кто понимает, насколько это круто — быть самим собой.

— Вы проводите открытые репетиции. Но как можно отрепетировать спонтанные действа?

— Да, мы проводим открытые репетиции для тех, кому интересно узнать, как мы достигаем состояния спонтанной импровизации. Многие не верят, что мы не заучиваем тексты, и часто говорят нам: «Неужели это импровизация? Да вы врете — вы готовитесь». Мы приглашаем всех убедиться, что быть здесь и сейчас вполне возможно! Задача нашего театра «На весу» — играть то, что есть у человека внутри.

— И напоследок ваш рецепт счастья?

— Играть. Особенно здорово, когда человек начинает играть в то, к чему он относился серьезно. Как только вы начинаете игру, в вашу жизнь обязательно врывается чудо...

Где и когда

Не упустите шанс стать актером театра «На весу» и создавать спектакли вместе с нами!

25, 26 октября — мастер-класс спонтанной импровизации: ул. 2-я Железнодорожная, 6б, центр «РАДА» (ост. «Чайка»). 

- 27 октября — спектакль: Хасановский переулок, 1, «Дом актера»

Метки:
baikalpress_id:  43 657