Пять пятилеток «Труда»

Знаменательную дату отмечает в этом году самая известная иркутская дорожная компания

Это сейчас группа компаний «Труд» — мощное многоотраслевое предприятие, известное далеко за пределами Иркутской области. Это сейчас полтора десятка ее дорожно-строительных филиалов успешно работают на территории нашей необъятной страны. И география поражает — от Южных Курил до Москвы. Наконец, это сейчас в технопарке «Труда» более 1000 единиц самой передовой дорожно-строительной техники, с помощью которой высококвалифицированные специалисты способны решать любые самые сложные задачи. Начиналось же все четверть века назад с трех списанных бульдозеров и огромного желания работать у людей, которые стояли у истоков обычного строительного кооператива. Такие во второй половине 80-х годов прошлого века создавались сотнями — на плаву остались единицы.

— Нынешнему поколению бизнесменов, наверное, в это трудно поверить, но начиналось все с абсолютного нуля — у основателя компании не было ни денег, ни связей, ни опыта серьезной руководящей работы, — рассказывает председатель совета директоров ОАО «Труд» Людмила Тен. — Было только желание вкалывать по 16 часов 7 дней в неделю, были люди, проверенные в стройотрядах, и была вера в то, что все получится.

Первая: с 1988-го по 1993-й

Производственный дорожно-строительный кооператив «Труд» был зарегистрирован в декабре 1988 года. Его основателем стал выпускник Иркутского политеха Юрий Тен. Первыми контрактами молодого предприятия стали договоры на строительство участка автодороги Култук — Монды, а также аэропорта в поселке Кырен (Республика Бурятия). Уже в первой своей пятилетке «Труд» показал, что в дорожном бизнесе он всерьез и надолго. В 1989 году были созданы Мегетский, Иркутский, Осинский филиалы, запущен асфальтобетонный завод производительностью 1000 тонн в сутки. 1990-й был отмечен выходом иркутской компании на дальневосточное направление — появились подразделения на Сахалине, на Южных Курилах. А еще год спустя слава о дорожниках из Приангарья дошла и до западных регионов России — был открыт филиал в Нижнем Новгороде. К достижениям первых пяти лет можно отнести возведение первой в истории Курильских островов дороги с асфальтобетонным покрытием, строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Менделеево на острове Кунашир, реконструкцию дорог на Сахалине и в Усть-Ордынском Бурятском округе.

Вторая: с 1993-го по 1998-й

Открытие второй пятилетки было ознаменовано введением в эксплуатацию 8-километрового отрезка на федеральной трассе М-53 «Байкал» (Московский тракт) недалеко от Нижнеудинска и завершением строительства 50-километрового участка дороги Култук — Монды (той самой, с которой, по сути, все и начиналось). В 1995 году случилось событие, которое сам Юрий Тен впоследствии считал делом всей своей жизни: руководимому им предприятию выпала честь строить автомагистраль «Амур» (Чита — Хабаровск), которая соединила отрезанное бездорожьем Приморье со всей страной. Специально созданный для работы на данном участке Забайкальский филиал к тому времени уже ЗАО «Труд» за последующие годы проложил в этих местах 700 км (!) трассы с учетом первой (прорубание тайги) и второй (прокладка дорожной «одежды» и асфальта) стадий. В процессе работы приходилось решать сложнейшие технические задачи: работать на маревых (заболоченных) участках, крошить миллионы кубов скальных пород, проводить много буровзрывных работ.

Новый виток наступил в жизни и самого Юрия Михайловича — в 1993 году его избрали депутатом Государственной думы. В дальнейшем он еще дважды переизбирался в парламент страны, являлся одним из разработчиков Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», возглавлял экспертный совет по проблемам законодательства в области строительства автомобильных дорог в Российской Федерации.

Наряду с восточным направлением «Труд» в эти годы серьезно укреплял свои позиции и на западе России: иркутской компании были доверена реконструкция участков на магистралях Москва — Минск, Санкт-Петербург — Хельсинки, Москва — Харьков. В 1998 году по итогам конкурса, проведенного правительством РФ, Союзом строителей и отраслевым профсоюзом, ЗАО «Труд» вошло в десятку лучших строительных организаций России.

Третья: с 1999-го по 2003-й

Подтверждая звание одного из лидеров строительной отрасли страны, ЗАО «Труд» каждый год вводит в эксплуатацию до 50 км современного дорожного полотна —- и на востоке, и на западе, а потом еще и на Севере (Усть-Кут — Уоян и Таксимо — Бодайбо). В 2002 году Дальневосточный регион посетил Владимир Путин, в составе делегации был и Юрий Тен. В результате этой поездки было принято решение о неукоснительном соблюдении объемов и сроков финансирования «Амура».

К сожалению, Юрию Михайловичу не суждено было увидеть окончание работ на любимом детище. Он скоропостижно скончался в 2003-м — на 52-м году жизни. Основатель «Труда» был отмечен государственными наградами, среди которых медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. А Республика Корея наградила его орденом «За дипломатические заслуги». В честь Юрия Тена назван перевал Алеурского хребта на дороге «Амур»: в 2010 году в его высшей точке силами ГК «Труд» построена часовня Николая Чудотворца — покровителя всех, кто в дороге. Школа на Шикотане и проезд в Иркутске также носят имя Юрия Тена. А еще есть благотворительный фонд, созданный самим Юрием Михайловичем в 1996 году и помогающий всем, кому необходима помощь: и детям, и людям преклонного возраста.

Четвертая: с 2004-го по 2008-й

Дело отца продолжил его сын — Сергей Юрьевич Тен. В 2004-м ЗАО «Труд» было признано победителем конкурса «На лучшую подрядную организацию по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений» в системе «АСПОР». В последующие годы компания постоянно подтверждала это высокое звание (не стал исключением и год нынешний). А по итогам работы в 2005 году иркутский «Труд» назвали лучшей дорожно-строительной организацией в системе Росавтодора. Наращивая темпы своего основного вида деятельности — строительства дорог, предприятие развивает и новые направления: возводит жилые дома (в микрорайоне Университетском в Иркутске), строит школы, больницы, реконструирует парки и скверы. Заметно улучшает показатели и взятое дорожниками под крыло ОАО «Саянский бройлер» — сейчас это уже целый агрохолдинг.

Пятая: с 2009-го по 2013-й

Дорожный сезон-2009 ЗАО «Труд» завершил с просто невероятными показателями — сдано 250 километров в асфальте. Это рекорд в современной России, превзойти который будет ох как непросто. Только на трассе «Амур» было построено 205 км автодороги с капитальным типом покрытия. Для выполнения столь амбициозной задачи здесь развернули 7 производственных баз с развитой инфраструктурой, задействовали до 1500 рабочих и ИТР, в том числе 150 бойцов БССО, 5 АБЗ, 18 дробильно-сортировочных комплексов, более 200 единиц дорожно-строительной техники, более 150 автосамосвалов.

Достижения иркутской компании были отмечены на самом высоком уровне: «Труд» стал лауреатом самой престижной премии транспортников России — «Золотая колесница», в номинации «Лидер строительства объектов транспортного назначения».

Кстати, по подсчетам специалистов, всего за время своего существования «Труд» построил и реконструировал более 1000 км дорог. Останавливаться на достигнутом здесь не собираются: в настоящее время иркутские дорожники ликвидируют бездорожье по маршруту Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан в Республике Бурятия, продолжают строительство дорог на Сахалине и Курильских островах, реконструируют трассы М-53 «Байкал» и «Лена» (Большой Невер — Якутск). Продолжается история «Труда» и на автомагистрали «Амур», где на содержании компании находится около 600 километров.

Послесловие

— Мы росли и развивались в новой России, вместе со всей страной. Наша история — это история нового российского бизнеса, — говорит председатель совета директоров ОАО «Труд» Людмила Тен. — Был момент, когда нам говорили, что «Труд» — несовременное название, необходим ребрендинг компании. Но для нас это не просто название — это девиз, это смысл нашего существования. Это отношение акционеров, руководителей и всего коллектива к тому, что мы делаем. Мы трудимся.

Метки:
baikalpress_id:  32 304