Школа для особых детей

В Иркутске открывается отделение дневного пребывания для детей-инвалидов

По данным медицинских организаций, в последнее время количество детей с диагнозом «умственная отсталость» увеличилось. И это не зависит от страны, образа жизни родителей или их достатка. Говорят, что эти дети рождаются для того, чтобы научить нас любить. Ведь им, чтобы научиться жить и раскрыть свои способности, требуется постоянная любовь и внимание, участие и душевное тепло. По мнению тех, кто не понаслышке знает об этом диагнозе, за последние 20 лет в России заметно поменялось отношение людей к «особым» детям: уже можно без опасения прогуливаться с ними, проводить для них массовые праздники и даже устроить в обычный садик или школу. Проблема в том, что, например, в Иркутске до сих пор не существует специальных государственных учебных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями развития.

Правда, недавно региональное министерство социального развития, опеки и попечительства объявило о намерении открыть отделение дневного пребывания для детей-инвалидов. Разместить его планируется по адресу: улица Безбокова, 26а, в здании бывшего Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Отделение будет рассчитано на 20 мест, сообщили в пресс-службе областного правительства. Оно станет структурным подразделением областного Иркутского детского дома-интерната № 2 для умственно отсталых детей. Родители смогут оставлять ребят в будние дни с 9.00 до 17.00. Группы будут формироваться из детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет с глубокой и умеренной умственной отсталостью, но не имеющих ограничений в передвижении.

Диагноз «умственная отсталость» — определяющий фактор. Будущий директор отделения Тарас Павлык говорит, что как только по местному телевидению прошел сюжет о предстоящем открытии, мамочки оборвали телефон с расспросами: как можно устроить в отделение своего ребенка. И многим придется отказывать именно по диагнозу.

— В здании, которое сейчас передается в ведомство дома-интерната, будут классы для занятий, спальни для отдыха, кухня и столовая, комната ЛФК со специальными тренажерами, кабинеты психолога и массажиста, — рассказывает Тарас Павлык, директор Иркутского детского дома-интерната № 2 для умственно отсталых детей, на базе которого и планируется открыть отделение дневного пребывания для детей-инвалидов. — С детьми будут работать педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель и хореограф, инструктор по труду и прикладной дисциплине для разработки моторики, а также медсестра и обслуживающий персонал.

Особое внимание в своем рассказе Тарас Анатольевич уделил будущей комнате социально-бытового ориентирования: чтобы объяснить ребенку зонирование пространства и развить навыки по уборке дома, в одном помещении будет воссоздана обстановка всей квартиры.

Здание досталось отделению в довольно приличном состоянии. Разве что небольшой косметический ремонт нужно сделать да мебель обновить. Так что уже с января 2014 года отделение обещают открыть.

— У детей появится возможность социализации — общения со своими сверстниками и воспитателями. У родителей появится возможность уделить немного времени себе, устроиться на работу, — прокомментировал заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Алексей Макаров.

В глазах политиков перспективы выглядят весьма оптимистично. Родители же «особых» детей, которые знают ситуацию изнутри, смотрят на грядущее открытие настороженно.

— Начинание неплохое, но во что оно выльется, пока непонятно, — говорит Александра Рыкова, председатель совета Иркутской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Солнечный круг». — Ведь это не первая попытка создать учреждение для особых детей с тяжелыми нарушениями. Несколько лет на базе данного дома-интерната существовала группа дневного пребывания для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В 2010 году моя дочь по линии соцзащиты получила место в данную группу, но меня многое не устроило — находилась группа тогда в здании администрации, на 12 детей приходился лишь один воспитатель... И, по всей видимости, не меня одну, ведь впоследствии эта группа была закрыта из-за недобора детей. Сейчас встают те же вопросы: сколько будет педагогов; будут ли предоставляться образовательные услуги; будет ли это просто группа присмотра и ухода или наших детей будут развивать; есть ли специалисты, которые обучены работать именно с детьми с тяжелыми нарушениями развития?

В семье Александры проблемы начались, когда дочери Даше было 2,5 года. До семи лет она находилась дома с мамой, а потом стала ходить в общественную организацию — адаптационно-педагогический центр для детей-инвалидов школьного возраста «Прибайкальский талисман». В 2010 году Александра решила поменять школу. Все, что смогло предложить государство — группа дневного пребывания в доме-интернате, которая ее не устроила.

Семья решила, что Даше будет лучше ходить в реабилитационный центр (школу) «Семейная усадьба». Здесь она проводит каждый будний день с 9 утра до 6 вечера. Девочка посещает занятия по математике, письму, окружающему миру, где ее учат самым элементарным навыкам: сидеть за партой, рисовать черточки, слушать педагога. Единственное, что не устраивает сейчас маму, — подвальное помещение, в котором находится школа.

— Членами Иркутской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Солнечный круг» сегодня являются 12 семей и 13 детей с нарушениями развития. И мы ставим перед собой задачу — вывести наших детей из условного подвала в общество, социализировать их, научить общаться со сверстниками и окружающим миром, — добавляет Александра.

К слову, 10 детей из 13 не посещают никакие государственные учреждения, им требуются особые условия, два ребенка имеют легкую умственную отсталость и посещают коррекционные школы, один дошкольник с задержкой развития посещает детский сад. На мероприятия «Солнечного круга» приходят примерно 50 «особых» детей, родители которых не сидят в депрессии по домам и стараются наполнить детство своего ребенка красками. По статистике, только в Иркутске проживает порядка 4000 детей с умственной отсталостью. И с каждым годом их становится больше. А это значит, что общество нуждается в специализированных учреждениях. Главное, чтобы в них были соблюдены все замечания и пожелания родителей.

Метки:
baikalpress_id:  32 287